В этом году я делал обзор одного из альтернативных сценариев четвертой части похождений Джона Рэмбо. Хоть та работа так и осталась на полке, ее общая концепция про то, как полюбившийся многим зрителям ветеран Вьетнамской войны отправляется в Мексику, чтобы спасти похищенную местными наркокартелями девушку, все же нашла свое применение. Только не в четвертой, а в пятой части франшизы. Осенью этого года в Болгарии начались съемки «Рэмбо 5», имеющего подзаголовок «Последняя кровь». Я решил ознакомиться со сценарием картины, чтобы понять, чего ждать от, возможно, последней части серии. Прочитанная работа насчитывает 100 страниц и датирована 7 мая 2018 года. Автор рукописи — Мэттью Сирюльник.
Итак, после событий четвертой части прошло 10 лет. Постаревший Джон Рэмбо живет на ранчо своего отца (по сюжету нам сообщают, что он умер где-то в промежутке между фильмами). Возвращение домой вовсе не исцелило душевные раны героя. Рэмбо часто видит кошмары и пытается заглушить их алкоголем, что периодически приводит его к конфликтам с местными жителями.
Единственные люди, с кем общается наш герой — это домработница Мария и ее 18-летняя внучка Габриэлла, выросшая на глазах Рэмбо. Однажды Габриэлла направляется на вечеринку в Мексику и исчезает. Коррумпированная полиция не собирается расследовать дело и тогда отчаявшаяся Мария просит Рэмбо о помощи. Он соглашается и пересекает границу, чтобы ввязаться в то, что может стать его последней войной…
Как я уже говорил в предыдущем обзоре, «Рэмбо» это вовсе не та франшиза, от которой приходится ждать особых художественных изысков. Да, первая часть была экранизацией весьма злободневного романа о сложностях адаптации к мирной жизни ветеранов. Но в продолжении Рэмбо сделал идеологический разворот на 180 градусов, став иконой жанра про героев, непринужденно выкашивающих из пулемета сотни врагов с добавлением сильных ревизионистких ноток. Третья часть концептуально была схожа с сиквелом. А вот четвертая лишилась значительной части милитаристского пафоса, став просто суровым экшном, чем мне и понравилась.
Судя по сценарию, пятая часть должна продолжить традиции предыдущей. Очевидно, что автор рукописи вдохновлялся картинами вроде «Непрощенного» и «Логана», где старый главный герой, не способный справиться с тяготами обычной жизни, в силу обстоятельств снова берет в руки оружие. К этому стоит добавить, что текст сценария пропитан солидной порцией безнадеги. Если в той же четвертой части все же имелись определенные светлые моменты, то тут их и близко нет. Если с хорошим персонажем может произойти что-то плохое — будьте уверены, это обязательно случится, и мы увидим все подробности.
А скрипт «Рэмбо 5» богат на всякие жесткие сцены — от групповых изнасилований, до эпизода, где нам показывают крупным планом, как главный герой вырезает еще бьющееся сердце наркоторговца и прибивает его ножом к стене. Не знаю, что из этого в итоге попадет на большой экран, но на бумаге все это заметно выбивается среди аналогичных жанровых картин а-ля «Заложница 24» (да, кстати, чуть ли не единственная условная шутка скрипта связана с упоминанием данного фильма).
Разумеется, Рэмбо по-прежнему представляет собой машину для убийств. Но из-за возраста она уже начинает сбоить. В одной из ключевых сцен, наш герой совершает ошибку, переоценивая свои силы, что приводит к весьма плачевным последствиям. Более того, сквозь сценарий красной нитью проходит идея того, что вмешательство Рэмбо не то, что не исправило ситуацию, а сделало все только хуже. Из-за последствий действий нашего героя, в конечном счете, погибает намного большее количество невиновных людей, чем погибло бы, если бы он просто остался в стороне. Не знаю, было ли это осознанным намерением авторов или же просто кто-то что-то не доглядел в сценарии. Если верно второе, то тогда в итоговом фильме, скорее всего, добавят стандартную порцию героизма. Если же первое, то это достаточно смелое решение для данной франшизы.
Конечно, у сценария есть и слабые места. Мне откровенно не понравились третий акт и финальная разборка. На бумаге она выглядит как-то слишком стандартизировано, словно автор по-быстрому собрал в одном месте кучу типовых сцен из экшн-фильмов. Да и сама концепция, что главный герой заманивает злодеев в свой подготовленный для решающей битвы дом, как-то тоже не нова. За последнее время мы видели несколько картин с аналогичным третьим актом.
Второстепенные персонажи в основной своей массе не блещут какой-то проработкой. Главный злодей, несмотря на массу отвратительных поступков, тоже как-то не слишком впечатляет. В принципе, у франшизы почти никогда не было особо запоминающихся антагонистов, но все же для части со словом «Последний» в названии, думаю, можно было бы и постараться. Также не могу не отметить и использование некоторых приевшихся клише, вроде «злодеи жестоко издеваются над героем, но почему-то не добивают его, сочтя неопасным».
Наверно, у многих возникает вопрос, насколько «последней» в действительности станет эта часть. Подзаголовок, а также интервью Сталонне откровенно намекают на то, что это финал похождений Рэмбо. Но если судить по тексту, авторы все же решили оставить лазейку для возможных продолжений. Не вдаваясь в спойлеры отмечу, что на бумаге у «Рэмбо 5» несколько неопределенный (но при этом символичный) финал, который можно трактовать по-разному. Возможно, решающим фактором станут кассовые сборы.
В целом же, если кто-то задаст мне вопрос, может ли из «Рэмбо 5» выйти что-то стоящее, то я скажу что да, это в принципе возможно. Несмотря на все неровности сценария и некоторые клише, пятая часть может получиться достаточно неплохим фильмом. По крайней мере, по меркам франшизы — еще раз повторюсь, что «Рэмбо» это все же не та серия фильмов, от которой ждешь каких-то особых драматических глубин.
В то же время, из этого может получиться и вполне проходной фильм. «Рэмбо 5» это один из тех сценариев, просматривая который четко осознаешь, как одну и ту же сцену можно или вытянуть или же запороть посредственной режиссурой. Номинально, режиссером картины является Адриан Грюнберг. Но я сильно сомневаюсь, что он будет что-то всерьез решать на съемочной площадке. Последнее слово наверняка останется за Слаем. Так что, в конечном счете, все будет зависеть от того, насколько грамотные решения тот будет принимать.
Если кино будет сделано в стиле каких-нибудь «Неудержимых», с соответствующим душком фильмов категории В, снимаемых ради экономии в Болгарии, CGI-кровью, рваным монтажом и т.д — это одно. А вот если Сталлоне выдержит хардкорный стиль своего же «Рэмбо 4», то это уже совсем другой разговор. Как обычно, по всей видимости, нам придется дождаться первых трейлеров и промо-материалов, чтобы понять, в каком-направлении в итоге двинулись создатели. Ну а пока же, наверно, кино даже можно занести в предварительный список ожидания.
В Галерее на Солянке сейчас проходит выставка "Бергман. Метаморфозы", якобы приуроченная к столетию мастера - и это, мягко говоря, отвратительная ересь, не имеющая к Бергману никакого отношения. Там собран видео-арт и подобраны цитаты, будто бы объясняющие, каким образом бергмановские фильмы его навеяли; это, быть может, по-своему и хорошо, но под другим названием, просто: "Метаморфозы". Потому что от выставки с именем Бергмана хотелось все-таки именно Бергмана.
Но к Бергману здесь имеют прямое отношение только два объекта - и установлены они максимально скромно: две небольших плазмы и скамеечки перед ними на двух-трех человек. На одном экране нон-стопом крутят меланхоличное эссе с прогулкой по дому режиссёра на Форё под приятную музыку.
Второй экран устроен чуть более сложно: там 33 файла с разной длительности роликами, в которых - разные и сбивчивые фрагменты из бергмановской жизни. Идет все это часа полтора, отсидел от и до - чисто чтоб оправдать сам поход. И вот тут есть интересные вещи.
Например, снятая Бергманом в начале 50-х реклама мыла. Или читка (явно постановочная) сценария "Сквозь тусклое стекло" с назревшим вопросом: а почему оно (зеркало) тусклое, когда это не так - и тут Бергман достает аутентичный римский образец из металла. А еще сказано, что в "Шепотах и криках" каждая из актрис олицетворяла одно из качеств его матери. Влияние Бергмана на мировое кино обозначено цитатами из четырех интервью (Вуди, Бертолуччи, Триер, Энг Ли, которого "лишил девственности" "Девичий источник") и фрагментом из "400 ударов", где парни крадут со стены кинотеатра фотку с соблазнительным кадром из "Лета с Моникой".
Но есть и разочарования. Глава "Камео" говорит о дюжине появлений Бергмана в собственных фильмах, но показывает лишь самое очевидное: в "Ритуале". Но горше всего - субтитры с переводом (звук тут, увы, на минимуме), в которых допущено немало ошибок, не только пунктуационных. И если "Зимний свет" еще можно как-то простить (хотя уже странно), но "Дикая клубника" и "Тишина" вместо "Молчания" - это уже определённо перебор. Как и Эрланд Юзефсон, которого здесь называют "она", переврав к тому же фамилию.
Итог: если вам интересно узнать о Бергмане чуть больше - возьмите книги (его и о нем), посмотрите документальные фильмы. Нынешняя выставка на Солянке для этой цели совершенно не подходит. А жаль.