Давно прошли времена, когда кинопремия канала MTV считалась показательной и даже в чём-то серьёзной. Теперь приходится радоваться уже тому, что Фильмом года становятся хоть не «Сумерки». С другой стороны, выбор тут делает зритель - а он его и без того уже сделал, своим долларом, так что удивляться успеху кинокомиксов совершенно точно не приходится.
На этот раз за победу в главной номинации боролись ленты «Чудо-женщина», «Мстители: Война бесконечности», «Чёрная Пантера», а также примкнувшие к ним «Улётные девочки» и «Оно». Победила Ваканда, забравшая сверх того ещё три награды.
Чедвик Боузман был назван лучшим актёром года (в обход Сирши Ронан, Энселя Эльгорта, Тимоти Шаламе и Дейзи Ридли), тогда как сыгранный им Т'Чалла - лучшим героем (вместо Чудо-женщины, Дейенерис Таргариен, Рей и Барри Аллена). Н’Джадака, сыгранный Майклом Б. Джорданом, - самый выразительный кинозлодей (претендовали также Танос, Кайло Рен, а также злодеи из «Легиона» и «Оно»).
Прочим картинам достались лишь единичные призы. «Оно» отмечено за лучший актёрский ансамбль, «Чудо-женщина» - за лучшую драку, Тиффани Хаддиш из «Улётных девочек» получила приз за лучшую комедийную роль (она же, кстати, вела и саму церемонию). Фильм «С любовью, Саймон» урвал «золотой попкорн» за лучший поцелуй - между мальчиком и мальчиком, между прочим.
Другим фаворитом вечера стали «Очень странные дела», названные Сериалом года (конкурентами были «13 причин почему», «Игра престолов», «Повзрослевшие» и «Ривердэйл»). Милли Бобби Браун названа лучшей телеактрисой (напомним, что на MTV теперь нет разделения на мужские и женские роли), а Ноа Шнапп премирован за лучшее изображение испуга. Кроме того сериал отмечен за «Лучший музыкальный момент».
Лучшим документальным фильмом о музыке стал байопик «Гага: 155 см», почётного «Признания поколения» удостоен Крис Пратт.
"Лето" само по себе вроде как неплохой фильм. Там есть по-своему даже гениальные моменты. Видно, что люди старались и что-то такое придумывали.
Но это фильм не про Цоя и не про Майка. Это фильм про бабу, которая родила от одного, целовалась с другим, а потом трагически потеряла обоих - и сейчас её прёт от того, как ей свезло в жизни.
Показывать людей, которые повлияли на миллионы жизней, таким вот образом, через интригу "даст она или не даст, а что тот в ответ" - это не просто грязно, но даже как-то мерзко.
Конечно, если кому-то в принципе наплевать на Майка и Цоя - ну ок, фильм как фильм, чего-то поют. Но для меня это две величины, которые с трудом сопоставимы вообще с кем-то (вот разве что с БГ, которому обещали, что его в фильме не будет, а вот же он, есть). Я маленьким ездил на могилу к одному, потом, став постарше, самостоятельно нашёл могилу второго (не зная даже ориентиров, просто шёл по велению сердца). Майк и Цой - это люди, которые меня в какой-то мере воспитали. И мне сложно смотреть фильм, который притворяется, что он как будто про них, а на самом деле - совсем не про них. А про каких-то чужих чуваков.
И вот все эти игры "Не похож" и "Этого не было" - ну зачем?.. Речь о людях, которые были. Снимай про то, чего не было, говоря про тех, кого не было.
И вот эти все каннские оценки наших критиков - а там были только высочайшие баллы, типа как лучший фильм всей программы - это, конечно, не более чем вежливый книксен перед товарищем, попавшим в более чем не простую ситуацию (и вряд ли сумеющим уже оттуда выбраться). Это не более, чем жест: смотрите, мужик снял гениальное кино - а вы его держите в застенках!.. И это отдаёт благородством, конечно, но и тупостью - как будто Путин тут ваши рецензии читает. Тем более это всё было зазря, что "Лето" - это никакого не мирового уровня кино. Мило, отчасти любопытно - но и всё; нет тут никакого загубленного гения.
И понятно, конечно, что вовсе не Звягинцев лишил картину приза, а она сама по себе ни на что не претендовала. И это тоже имеет отношение к тому, почему я этот фильм теперь ненавижу. Потому что для международного зрителя расклад вполне очевиден: есть чувак, прославившийся тем, что внаглую сдирает чужие песни (что показано просто буквально) - и есть самородок, сочиняющий что-то своё, оригинальное. Мечущаяся между ними тёлочка понимает упадочность и неправильность первого, но некое абстрактное чувство долга не даёт ей уйти ко второму (вообще, вся "мемуарность" этой истории заставляет задуматься, а существовал ли на самом деле весь этот "любовный треугольник" - или это фантазии вдовы о прошедшей молодости).
Майк, конечно, многое взял из англоязычного рока, это известно. Но тут, что называется, имеются нюансы. "Буратино" тоже как будто не наш, слямзенный, но в связи с ним встаёт вопрос не только сюжета, но и языка. А в случае с Майком - голоса. В преимущественно не говорящей по-английски стране Майк был голосом, говорящим о том, о ком никто более у нас не говорил. Да, пусть он брал свои темы оттуда - но в его обработке они становились его темами, а он таким образом становился голосом своего поколения.
И талант Цоя был не только в том, что он писал сам и писал хорошо, но и в том, что он привнёс энергию иного рода, ту, которой у нас ещё не было.
Обо всём этом в фильме ничего нету. Отчего те, кто знает героев, не узнают их на экране, а те, кто не знает, не узнают о них ровным счётом ничего, что бы стоило.
Да, неоспоримое достоинство ленты уже в том, что благодаря ей лишняя тысяча человек узнает, кто такой Майк Науменко - когда полезет после сеанса в Википедию посмотреть, о ком вообще тут шла речь. Но в целом это фильм, конечно же, не про них, а про авторов: а смотрите, как мы можем, а вот так, и ещё так, и вот этак. Великие герои становятся тут не более чем разменочной монетой.
Вот поэтому я не принимаю этого фильма и рекомендую всем его авторам отправляться по вполне определённому адресу.