Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино История детектива


 

Диалоги о кино 

2015-11-23

 

Чтобы понимать, как устроен детективный сериал и как он работает, нужно понимать, как появился этот жанр и какой путь прошел.

Первым детективом в истории была, вероятно, одна из семи дошедших до нас трагедий афинского драматурга Софокла (496—406 гг. до н. э.), которая называется «Царь Эдип».

Напомню сюжет (мало ли, может кто не читал): На Фивы обрушивается эпидемия чумы. Пытаясь найти причину чумы, жители города обращаются к дельфийскому оракулу, который говорит о необходимости найти и изгнать убийцу царя Лая.

Царь Фив Эдип проводит расследование и узнает, что убийца Лая — он сам, Лай был его отцом, а его супруга Иокаста на самом деле его мать. 15  лет назад родители Эдипа, испугавшись предсказания о том, что их сын убьет собственного отца и женится на своей матери, решили убить ребенка. Но благодаря жалости исполнителя преступления, младенец был передан пастуху из Коринфа и усыновлён коринфским царем Полибом.

Повзрослевший Эдип, узнав о предсказании, решает покинуть своих приемных родителей в надежде избежать злой участи. У самого города Фивы на него чуть не наехала колесница, всадники которой начали оскорблять и бить юношу. В завязавшейся драке Эдип убивает сидевшего в колеснице старика и троих из четырёх его спутников. Старик, сидевший в колеснице, был отец Эдипа. Эдип становится правителем Фив и берет в жены вдову погибшего от рук разбойников царя Лая — Иокасту.

Иокаста, узнавшая правду раньше Эдипа, пытается остановить его поиски, но ей это не удается, и, не выдержав позора, она убивает себя. Эдип, считая себя недостойным смерти, выкалывает себе глаза.

Надеюсь, поклонники творчества Софокла не забросают меня камнями за то, что я отношу эту трагедию к столь низкому жанру, но факты вещь упрямая: сюжетная основа «Царя Эдипа» - это расследование преступления, а сам Эдип – первый в истории частный сыщик.

Что же касается сериальной структуры, то она была придумана чуть позже, примерно полторы тысячи лет спустя, то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Аравии (об этом ученые продолжают спорить).

Пережив измену жены, царь Шахрияр уверился в порочности женщин. Чтобы больше никогда не быть обманутым, он каждую ночь овладевал невинной девушкой, а наутро её убивал. Старшая дочь царского визиря Шахерезада решила остановить истребление царских жен. Попав в царскую опочивальню в качестве очередной жены-жертвы, Шахерезада стала рассказывать царю сказки, причем выстраивала свой рассказ так, чтобы рассвет останавливал ее рассказ на самом интересном месте (этот прием называется «клиффхангер») . Естественно, царь хотел дослушать историю и откладывал казнь до следующего утра. И так тысячу и один раз, после чего царь вошел в ум, простил всех женщин.

Вот говорите, что от сериалов нет никакой пользы. От них очень большая польза!

Время от времени разные элементы детектива появлялись в разных литературных произведениях. Например, первый сыщик-любитель появляется в романе Уильяма Годвина «Приключания Калеба Вильямса», написанном в 1794 году.

Жанр искал себя, искал и наконец нашел.

20 апреля 1841 года в филадельфийском журнале «Graham’s Ladies’ and Gentlemen’s Magazine» был опубликован рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг». Действие происходит в Париже, где сыщик-любитель Дюпен ведет расследование зверского убийства двух женщин. Всего Эдгар по написал четыре (с некоторыми оговорками - пять) детективных рассказа («Убийства на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843) и «Похищенное письмо» (1844) и под вопросом «Ты еси муж, сотворивый сие» (1844)), в которых заложил все главные конвенции детективного жанра – например, ложный след, или соперничество частного сыщика и официальной полиции, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Придуманный Эдгаром По Огюст Дюпен – прародитель Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Все эти герои сохранили черты, присущие их чудаковатому и гениальному папаше.

К слову, рассказы Эдгара По в то время назывались не детективными, а «логическими». Считалось, что их чтение должно быть чем-то вроде интеллектуального упражнения – зритель должен попытаться по мере чтения разгадать загадку быстрее сыщика, тем самым тренируя свое логическое мышление.

В это время детектив – это не то чтобы «высокий» жанр, но это что-то вроде развлечения для высших кругов. Все авторы детективов имели хорошее социальное происхождение, образование, статус и не имели необходимости зарабатывать литературой.

Где-то рядом параллельно (и не пересекаясь с детективной) развивалась полицейская литература – записки Видока, начальника Парижской тайной полиции (1828 год), а у нас записки сыщика Путилина. Полицейская литература сольется с детективной в начале 20-го века, достигнув вершин в творчестве Сименона. А затем полицейский процедурал и вовсе вытеснит «классический» детектив. Но об этом чуть позже.

Некоторое влияние на развитие жанра оказали также романы Фенимора Купера. Скажем, Сергей Михайлович Эйзенштейн и вовсе считал именно Купера основателем детективного жанра на основании того, что в одном из французских детективных романов середины 19-го века убийство в центре Парижа совершила группа индейцев по предварительному сговору. Скорее всего в действительно это влияние ограничилось введением моды на экзотику. Помните у Конан Дойла был дикарь, который стрелял отравленными стрелами? Этот дикарь родом из Куперовских прерий.

Есть некоторые признаки того, что первым автором, который назвал ведущего расследование сыщика «детективом» (от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) был Марк Твен, но возможно, я просто рыл недостаточно глубоко.

В Англии этот, пока безымянный жанр становится популярным после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). Во Франции – после публикации серии книг Эмиля Габорио о сыщике Лекоке.

Первым автором, употребившим определение «детективный роман», стала американка Анна Кэтрин Грин. Ее дебютный роман «Дело Ливенуорта» вышел в 1878 году и стал первым бестселлером в истории США (750 тысяч экземпляров). И даже стал причиной разбирательства в сенате на тему: может ли женщина написать такой превосходный роман.

Ну а в 1887 году вышла повесть Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и в мир пришел величайший сыщик всех времен и народов Шерлок Холмс.

Конец 19-го – начало 20-го – расцвет жанра. И, как полагается, появляются садовники, которые стараются этот бурный рост и цветение ограничить, сформулировать нерушимые законы жанра.

Вот, например, десять заповедей детективного романа Рональда Нокса (это один из основателей Детективного клуба – весьма уважаемого в узких кругах заведения):

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселее неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Клуб ревниво следил за соблюдением заповедей. За нарушение первой заповеди (В романе «Убийство Роджера Экройда») из клуба едва не исключили саму Агату Кристи.

В 1928 г. английский писатель Стивен Ван Дайн слегка переосмыслил заповеди Нокса и опубликовал свои «20 правил для пишущих детективы»:

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе — убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив — читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

18. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

20. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.

Некоторые из этих правил сегодня смотрятся милой архаикой, а некоторые применяются до сих пор. Главное, что есть в любом детективе – это некое загадочное происшествие, обстоятельства которого выясняет герой. Обычно таким происшествием является преступление. Проще говоря, детектив – это жанр, сюжетной основой которого является расследование преступления. А вот дальше, как говорится, есть варианты. По самому грубому подсчету, около двадцати вариантов.

ЗЫ. Если вы хотите попасть в нашу сценарную мастерскую и вместе со мной написать сценарий вашего первого детективного сериала, идите скорее вот сюда и подайте заявку:

http://shichenga.ru/index/0-2

 

Хорошего дня!



В избранное