Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино Мифы о сценаристах


 

Диалоги о кино 

2015-10-07

 

Современное кинопроизводство – наверное, самая мифологизированная область человеческой деятельности после шпионажа. И, разумеется, сами киношники приняли в этой мифологизации деятельное участие.

В результате зачастую они сами не понимают, где реальность, а где созданный ими же миф. Сколько мифов создано о прекрасной и загадочной актерской профессии. А режиссеры  - создатели и  разрушители миров, диктаторы и самодуры?

Но пусть этими мифами занимается кто-нибудь другой, моя область исследования – сценаристы. Давайте попробуем сегодня разобраться в некоторых мифах о сценариях и сценаристах, которые бытуют в профессиональной среде и иногда очень сильно мешают оценить ту или иную реальную производственную ситуацию.

  1. У сценариста не должно быть провалов.

К автору, проект которого недавно провалился, всегда относятся с подозрением. У людей возникает ощущение, что неудача «прилипла к его рукам», что человек «заразился неудачей» и что следующий его проект также будет провальным.

На самом деле удача – хороший помощник, но плохой учитель. Сценарист, у которого не было провалов, не знает, чем провал отличается от победы. Очень часто после удачного проекта автор теряет осторожность.  Отношение окружающих тоже имеет значение. Удачный проект увеличивает кредит доверия. Автору дают больше свободы. Дают возможность единолично принимать серьезные творческие решения. Отсутствие оппозиции всегда снижает качество решений и как результат – провал.

И самому автору и его окружению нужно научиться отделять провал и удачу от эмоций, с ними связанных. Провал или удача – это не более чем результат тестирования той или иной гипотезы. Нужно найти в себе силы не сокрушаться или радоваться, а анализировать – какие именно действия привели к тому или иному результату и в дальнейшем или отказаться от этих действий, или продолжать двигаться в том же направлении.

 

  1. Задача сценариста – слушать, что ему говорят и записывать. У сценариста не должно быть своего мнения.

Действительно, сценарист в кино и на телевидении не является самостоятельной творческой единицей. Написанный сценарий должен быть прочитан, осмыслен и перенесен на экран, при этом текст обязательно что-то потеряет и что-то приобретет. И к большей части процесса сценарист не имеет никакого отношения и не может никак повлиять на процесс. Например, на кастинг, поиск реквизита и объектов съемки, сами съемки, а затем монтаж. То есть сценарист способен повлиять лишь на текст сценария. Но и тут он постоянно получает поправки – от редактора, режиссера, а иногда и от актеров. И он безропотно вносит все эти поправки. Здесь вступает в силу психологический механизм, связанный с распределением ролей в любом сообществе. Если есть человек, который выполняет любые поручения, он начинает получать еще больше поручений. И сам сценарист также принимает на себя роль человека, который никогда не сопротивляется изменениям, не настаивает на своей правоте в том или ином случае. Однажды принятая на себя роль начинает диктовать модели поведения. Если роль режиссера – в любой ситуации настоять на своем, роль сценариста – всегда уступать. Это не всегда идет на пользу фильму. Поэтому самые толковые сценаристы учатся манипулировать окружающими, чтобы, сохраняя видимость уступок, на самом деле всегда добиваться своего. Не так много в кино профессионалов, которые действительно прислушиваются к сценаристам. Но настоящие профессионалы всегда прислушиваются.

 

  1. Сценарист не должен работать бесплатно.

Глупо соглашаться написать пилот сериала или полный метр, не имея договора с продюсером и полученного аванса. Но написать заявку или пару страниц диалогов в качестве теста – почему нет? Не вижу ничего зазорного в тестовых заданиях, поскольку не только вас тестируют – вы тоже тестируете. Лучше заранее посмотреть, как заказчик будет читать ваше тестовое задание, чем потом с кровью и болью выдираться из сложного проекта, который «почему-то» пошел не в том направлении, что вы предполагали.

 

  1. У сценариста всегда должен быть четкий план работы.

У сценариста должна быть цель. Должно быть понимание, куда двигаться. И ресурсы, достаточные для достижения этой цели. Если у вас есть четкий план, которому вы неуклонно следуете, отметая любые отклонения – вы никогда не создадите ничего интересного. Сохраняя настойчивость, сценарист должен быть гибким.

 

  1. Главное в проекте – это хорошая идея.

Огромное количество хороших идей было (и будет) загублено паршивыми исполнителями.

 

  1. Талант и индивидуальность важнее, чем владение ремеслом.

Если вы не владеете ремеслом, о вашем таланте никто не узнает. Долгое время на нашем ТВ был миф о том, что русское HBO покажет какой-нибудь артхаусный режиссер, который придет на ТВ. Однако артхаусные режиссеры приходили на ТВ – и раз за разом клепали нечто невразумительное. А по-настоящему прорывные работы на ТВ («Измены», «Сладкая жизнь», «Физрук») – пришли из стана крепких профессионалов, ремесленников, которые знают телепроизводство от и до.

 

  1. Владение ремеслом важнее, чем талант и индивидуальность.

Если у вас нет таланта и индивидуальности, владение ремеслом никак не поможет вам выделиться на фоне остальных ремесленников. В России есть огромное количество совершенно безликих авторов, которые пишут по 50 не отличимых одна от другой серий за сезон. Хотите стать одним из них?

 

  1. Сценарист должен уметь хорошо писать. Все остальное он может уметь плохо.

Если у сценариста нет навыков презентации, он не сможет продать ни одну свою идею. Если у сценариста нет навыков коммуникации, он не сможет взаимодействовать в группе. Но таки да – если сценарист не умеет писать – ни навыки презентации, ни навыки коммуникации ему не помогут. Рано или поздно придется сесть за письменный стол, а вот тут-то и начнется самое…

 

  1. Сценарист не должен смотреть чужое кино, чтобы не подвергнуться чужому влиянию.

Сценарист должен подвергаться влияниям. Сценарист, который находится под сильным чужим влиянием – это прекрасная боевая единица, которая способна выдавать невероятно крутой контент. Ну и что, что этот контент похож на что-то другое. Все в этом мире на что-то похоже.

 

  1. Сценаристу вредно ходить на сценарные курсы.

У нас восхитительное отношение к профессиональному обучению. Я бы это характеризовал как всеобщая неграмотность в сочетании с презрением к самому процессу обучения. Известный режиссер или продюсер, который кичится своей профессиональной неграмотностью и при этом поливает грязью тех, кто пытается чему-то научиться – будничное явление наших будней. Я большой фанат сценарных курсов и не только потому, что веду их сам. Я их фанат в качестве потребителя. Курсы для сценариста – это всегда возможность оторваться от повседневной работы и спокойно осмыслить какие-то профессиональные проблемы, получить другую точку зрения, пообщаться с коллегами, да и, в конце концов, просто получить мощный заряд мотивации для дальнейшей тяжелой работы.

 

  1. Сценарист не должен хвалить работы коллег.

Многие сценаристы считают, что хвалить коллег – это признание слабости. Мол. Если мне понравилось что-то, значит, я так не умею. А вот если ругаю – значит, я умею лучше. Бедняги не подозревают, что со стороны это ВСЕГДА выглядит как проявление зависти, а значит – слабости. Хотите выглядеть сильными – находите в себе силы, чтобы хвалить коллег. Не говоря уже о том, что это – ну, прилично, что ли.

 

  1. Сценарист не должен следовать правилам.

О, это мой любимый миф! Каждый начинающий сценарист, отчаявшись освоить сценарную премудрость и не умея разглядеть в чужих сценариях структурные хитрости, обязательно заявляет, что все правила – это чушь и лучшее всегда создается с нарушением правил.

Если так любите нарушать правила – попробуйте прыгнуть с десятого этажа. Какова вероятность того, что у вас получиться нарушить закон всемирного тяготения? Однако создатели средневековых соборов, казалось бы, нарушают этот закон, создавая свои парящие в воздухе многотонные своды? Вот-вот. Казалось бы…

Александр Молчанов

Если вы хотите присоединиться к нашей сценарной мастерской – прямо сейчас идет набор на курс по телесериалу. Идите вот по этой ссылке и сделайте все, что вам там скажут:

http://kinshik.ru/index/o_masterskoj/0-8

 

Хорошего дня!



В избранное