Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино Хотите учиться вместе со мной? Я серьезно!


 

Диалоги о кино 

2015-08-17

 

15 октября запускается второй поток сценарной мастерской Арсения Гончукова. Я собираюсь пройти этот курс вместе с остальными студентами. Потому что хочется! И потому что Арсений Гончуков - лучший мастер, которого можно сегодня найти в режиссуре. 

Цель мастерской:

Снять! Фильм, этюд, зарисовку, короткий метр, полный метр, сериал, кассовый блокбастер, унылый артхаус, фильм для Канн, Берлина, Ютьюба, любимой девушки,  мамы, для друзей, для рекламы, в общем, снять!

От руководителя мастерской:

Что такое кино — знают сегодня все. Шутка. Что такое режиссура и как стать режиссером — в век электронной книги можно начитаться за пару месяцев. Не шутка. А вот возможностей снимать кино, практиковаться, окунуться в кинопроизводство, да хотя бы в щелочку подсмотреть — минимум. Даже для тех, кто живет в Москве. И потом не факт, что это поможет, научит…

Между тем, делать кино, сделать кино, перейти от слов к действию — самое сложное. И психологически, и материально. А практическое знание, как делать кино — труднодоступно. Режиссеры снимают, им некогда обучать. Зачастую обучают те, кто снимал когда-то давно, да уже и забыл, как это. Но мы найдем время, благо, позволяет online-формат. И будем снимать. Мы знаем площадку не понаслышке. Я и мои коллеги снимаем сейчас, сегодня, в современных условиях. И снимаем много.

Конвертировать фильмографию в педагогику трудно. Но это компенсируется… Радостью, что у вас тоже получается. А у вас обязательно получится. Будем заниматься этим сразу, без предисловий, разбирая задания "на пальцах", обучая на практике, спрашивая строго. Хочешь снимать? Снимай! Я скажу, как и что. Снял? Показывай! А мы разберем… И подумаем вместе, и придумаем, что делать и что сделать — чтобы получилось кино.

Примечание:

Смотрите программу. И не смотрите на программу. С одной стороны, мы будем идти строго по ней, в ней отражены базовые вещи для наших занятий. Но с другой стороны, нас ждет с вами живое (ну или почти) общение, яркие примеры и абсолютно практические советы, как делать, а как лучше не делать. Все эти знания прямо с площадки, все это мы используем в кино каждую смену, и за 5 фильмов накопилось очень многое, как эти базовые законы работают на практике на самом деле…

Требования к поступающим:

1. Увлеченность кино, кругозор и насмотренность, острое желание снимать свое кино.

2. Четкое понимание, какое кино хочется снять (тема, идея, художественная концепция). В идеале, сценарий. Как минимум, черновик сценария.

3. Время в свободном графике и минимальная техническая возможность выполнять киноэтюды.

Отзывы участников курса:

Светлана Васильева:

Скажу так: этот курс идеально подходит для тех, кто давно хотел взять в руки камеру, но никак не мог этого сделать по разным причинам. Каждую неделю нам давали задание и определенный срок на его выполнение, где-то неделю. За это время успеваешь только очень быстро что-то придумать, очень быстро снять , очень быстро смонтировать и выложить за минуту до намеченного дедлайна. Скажу честно, для меня, как перфекциониста , это идеальный подход, не страдать по поводу несовершенства мира, а делать- делать-делать и получать понимание процесса!!! Ну и ощущение счастья все недели практических заданий просто не покидало меня!!! Потому что, что может быть лучше процесса создания собственного хоть и маленького фильма? ... Только создание собственного большого) Поэтому не бойтесь, не откладывайте, а идите и снимайте-снимайте-снимайте с помощью прекрасного мастера - Арсения Гончукова и переданных им знаний. И да прибудет с Вами киносчастье)!

Алексей Манин

Самое сложное в любом деле - это начать. Не просто «начать», а начать делать что-то конкретное своими руками. Я с детства очарован кинематографом. Я давно хотел разобраться в его особенностях. Но что я делал для этого? Я долгое время изучал литературу, просматривал фильмы, пролистывал тематические форумы, сайты. Я ознакомился с сотнями, даже, может, тысячами различных обучающих подкастов. Однако до сих пор ничего так и не снял. Я так и не смог понять, каким образом можно подойти к этому процессу – режиссуре кино. Мне казалось, что это мне совершенно не под силу. Это что-то за пределом моего понимания. Это магия, которая доступна только избранным. Этому нельзя научиться. В какой-то момент стал думать, что это скорее всего просто не мое. Я записался на курс режиссуры от Арсения Гончукова, когда практически убедил себя в том, что режиссером мне не стать. Основной причиной поступления на курс было то, что с самого начала нас предупреждали об акценте в обучении на практику – съемки каждую неделю в течение трех месяцев. Этюды, упражнения и фильмы. И ты должен это делать каждую неделю. Снимать хотя бы день, монтировать, придумывать, разыгрывать. Тот самый «волшебный пендель», который мне был так нужен. Далее пошли домашние задания. Я стал собирать друзей, чтобы снять тот или иной этюд. Выслушивал критику учителя, корректировал и снова снимал. Смотрел на работы сокурсников, злился, что мои ролики заметно уступают в качестве некоторым из представленных коллегами. Рисовал раскадровки, режиссерские сценарии, стал более наблюдательным, следил за поведением прохожих, чтобы позже сделать более правдоподобной игру моих друзей-актеров. Как-то быстро и незаметно для меня прошел тот самый страх белого листа. Страх белого экрана – так, наверное, будет точнее. Я теперь не задумываюсь над тем, как начать. Я задумываюсь над тем, как сделать лучше. Но это уже следующий шаг. Обычно он легче самого первого. Я до сих пор верю в магию кино, но теперь я понимаю, что эту магию можно создать самому.

b9d43bec-3f79-4a80-a83b-d225bbe8d81e

ПРОГРАММА

Занятие первое

Идеи есть у всех. Кино умеют снимать абсолютно все. Спросите у соседа — он знает, как снять крутое кино. Некоторым фильмы снятся, готовые, смонтированные. Но все это чепуха.

Один из самых трудных шагов для будущего режиссера — перейти от слова к делу. От идеи к сценарию. От сценария — к подготовке фильма.

Это невероятно трудно. Иногда настолько, что люди годами чего-то ждут. А ждут они подчас самих себя… Психологии касаться пока не будем. Есть конкретные и понятные вещи, с которых надо начинать… Какие? Начнем с самого главного и самого простого: 

1. КИНОКАДР

С одной стороны, это штука простая. С другой… Это не фото, это не то, что вы видите из окна, это не кусок сценария, не пейзаж, не натюрморт… Толкований понятия кинокадра сотни. Но мы сразу начнем пробовать его построить. Перспектива, композиция, конфликт, действие, статика или панорама… Для начала разберем базовые вещи, из сего он состоит, какие возможности дает. Что и как сказать в кинокадре? Что такое киноязык? Вот и поймем. На первом занятии.

- Информация кадра

- Драматургия кадра

- Перспектива/Глубина/Композиция

- Свет/Цветовые акценты

- Пластика кадра

Кадр — это слово. Его элементы — буквы. Но как управлять кадрами? И тут наступает -

Занятие второе

Очень хочется, чтобы ко второму занятию мы уяснили, что кинокадр, как основа киноязыка, это нечто совершенно особенное, имеющее свою жизнь, историю и законы. Совсем не фотография, тем более не селфи, и даже не картина.

Теперь надо понять, что кадр отдельно существует лишь в теории, за некоторыми исключениями. Это как предложение, но есть пространство "абзаца", то есть монтажная фраза. Из которых строится сцена, потом эпизод, а потом фильм. В общем, основы монтажа. Иногда новички забывают про монтаж и клеят все подряд. А потом удивляются, почему у меня кино не получилось? Итак,

2. МОНТАЖ

- Основы соединения кадров по крупности

- Устойчивые приемы

- Внутрикадровый монтаж

- Монтаж по свету и цвету

Кадр, монтаж, — это основы бытия кино. А вот и основы режиссуры. Собственно, управление всем этим хаосом, то есть кадрами и собственно, монтажом. Монтаж бывает разный, кадры тоже. Режиссер — тот, кто сводит этот хаос воедино. Это делается не просто. К тому же за свою столетнюю кино накопило очень много приемов. К тому же надо как-то регулировать время, вы же не веб-камера, а режиссер, к тому же есть такая штука, как саспенс… Тема громадная. Возьмем самое важное.

Занятие третье

3. Основы режиссуры. Начало.

- Однокадровое решение фильма. Драматургия кадра.

- Ракурсы, "точки" съемки. Планы. Дальний, крупный, и вот это все.

- Монтажный ритм. Музыка. Время в кино.

Будьте уверены, для начала этого хватит. Киноязык штука простая, пока ты понимаешь алфавит, а вот когда начинаешь на нем говорить, ты как советская учительница английского, впервые приехавшая в Британию, а потому несколько базовых приемов в кино:

Занятие четвертое

4. Основы режиссуры. Продолжение.

- Топография.

- Эффект Кулешова.

- Саспенс.

- Монтажные переходы.

Этим вещам учат всегда и везде, во ВГИКе, на ВКСР, в этом нет ничего особенного. Про все это вы можете прочитать. Список литературы — дам. Мы же будем заниматься этим не долго, зато весело. Здесь главным будет — разбор. Того, что вы наснимаете, конечно!

И мы полетим дальше, и это -

Занятие пятое

В первых занятиях мы прошли и научились (это я вам обещаю!) тому, что бы говорить на киноязыке хоть сколько-нибудь внятно. Но кино это не кадр, не монтаж, и уж тем более не толстый продюсер. Кино в первую очередь — это актеры.

И вот здесь начинается то самое, что называется режиссурой. Ее главное, ее суть и сердцевина — работа с актерами. Тема настолько обширна, глубока и неоднозначна, а у каждого режиссера подчас настолько специфическая собственная методика работы с актерами, что тут бы нужен отдельный курс… Но за 2 занятия мы научимся основам. Постараемся сформулировать главное. Опыт есть. Доводилось работать и с знаменитостями, и с водителем Колей, который тоже вдруг актером стал. С хорошими, с плохими и с не актерами. В общем,

5. Актерское мастерство. Подбор.

- Подбор актеров на роли. Разбор сценария.

- Кастинг. Особенности. Актер и сценарий.

- Типажи и особенности работы с ними.

- Кастинг картины как целое.

И сразу

Занятие шестое:

6. Актерское мастерство.

- Особенности общения с актером. Обсуждение роли.

- Актерские пробы.

- Взаимодействие актеров.

- Репетиция. Съемка. Актерская задача. Мизансцена. Работа с актерами на площадке.

Примечание: Этот "актерский" блок будет самым свободным на курсе. Будем узнавать новое, обсуждать, анализировать. Актерская сущность — штука загадочная и неуловимая. На то она и сущность, на то и актерская. Здесь все субъективно. Почти магия. А разговор безразмерный. Попробуем уложиться, вам точно будет понятнее и легче в работе, и вообще приблизиться к такому сложному "организму", как актер, и к такой сложной организации, как актерский состав фильма.

Занятие седьмое

Друзья! Здесь у нас будет некий экватор. Мы узнали и немного поняли про самое главное. Кадр, монтаж, актер. В общем-то уже может получиться кино. Но чтобы к созданию фильма подойти ответственно и чтобы он в итоге получился, начнем приближаться к производственным вопросам.

Подготовка раскадровки, режиссерского сценария, календарно-постановочного плана, поиск команды, актеров, локаций, юридическое оформление фильма, ой, сколько всего… Начнем с самых понятных и необходимых вещей. Как сделать их грамотно и профессионально — первый шаг к тому, что фильм будет фильмом. А вы будете понимать, что снимаете. И что получится в итоге.

7. Препродакшн. Подготовка.

- Экспликация фильма.

- Режиссерский сценарий.

- Раскадровка.

- Документация в кино.

Тем, кто справится, — в подарок — четкое понимание, что за фильм будет у вас получаться.

Занятие восьмое

Здесь мы на полных парах летим к практике, к производству. Давно пора! И здесь начинается самое интересное. Снять кино — это как сделать три ремонта, или пять свадеб, или подготовить два приезда президента… Или все вместе, по три раза. И главное, нигде нельзя облажаться.

Начнем с главного. Ведь вам предстоит все сделать самим? И вы же сразу начнете снимать? Вот и отлично. Поехали:

8. Препродакшн.

- Подбор команды. Должности в кино. Особенности работы с непрофессионалами на безбюджетных проектах.

- Подбор техники. Работа с оператором.

- Подбор локаций. Работа с художником.

- Подбор… О, нет! Актеры у нас уже набраны!

А, нет, вот еще что забыли, важное. Что напрямую повлияет на ваш фильм. И о чем нет книг. А если бы их написали, их было бы бесполезно читать. Настолько все индивидуально:

Занятие девятое

Фильм будет таким, каким вы его сделаете. Крутая фраза, да? Зато правда. Но! Вы фильм делаете не один. Значит, фильм будет таким, каким его сделает ваша команда — оператор, художник, реквизитор, второй режиссер, композитор, монтажер… и так далее.

А каким они его сделают? Таким, каким скажет режиссер. И вот тут все не так просто, как кажется. Потому что режиссер не только должен знать, что и как он видит, но и должен уметь донести это до людей. До очень разных и творческих, а значит, сложных людей.

9. Работа с командой.

- Работа с актерами, оператором, художником, композитором, монтажером (Да, все это разные периоды, но все это — творческая работа, а потому ее надо давать в одном блоке).

- Работа с административной группой.

- Работа над собой. Режиссеру труднее всего. Потому что думать больше всех, точнее, обо всех. И обо всем. Сделаем такой блок. Будет полезно. Тем более, что речь не о психологии, а о том, о чем в первую очередь думать на площадке режиссеру.

Иииииии… .И вот…

Занятие десятое

Ну и наконец! Мы подошли к самому веселому, самому захватывающему, самому интересному в кино — съемки! Съемочный период, как говорили в старом кино, продакшн, как говорят сейчас.

Самое веселое, самое быстротечное, но и самое ответственное. Ибо не все можно поправить "на посте". А фильм создается именно на площадке. Когда работает камера. Актеры. Когда творится чудо кинематографа.

10. Съемочный период.

Съемки очень индивидуальная вещь, поэтому разговор будет свободным.

- Подготовка к съемкам. Самые важные советы. Без чего лучше не начинать.

- Деньги в условиях их отсутствия.

- Проблемы и факапы на съемках. Чего бояться. Проблемы режиссера.

- Логистика, реквизит, локации, тайминг — основы киносъемочного процесса.

- Магия двух главных слов в кино "Начали!" и "Стоп!".

- Психология ведения команды и площадки.

Все снято (Предположим), отступать некуда, и вот начинается самый сложный, муторный и неблагодарный период, и ему будет посвящено отдельное занятие:

Занятие одиннадцатое

Как говорится, друг познается на постпродакшене. И это так. Но если этот друг есть… Очень часто, особенно в безбюджетном кино, после съемок ты остаешься один-на-один со своим материалом, из которого надо "родить" фильм. Родить — даже без кавычек. Здесь не обойдемся без психологии.

11. Поспродакшн.

- Особенности и периоды. Чего бояться перед постом больше всего.

- Работа с исходниками.

- Монтаж, как период создания фильма.

- Цветокоррекция. Основы.

- Звук. Основы. Работа со звукорежиссером. С композитором.

В принципе, фильм у вас уже есть. Но и это еще не все. Далее начинается судьба фильма, поговорим об этом. Тем более, что опыт есть и не совсем стандартный. Я про дистрибьюцию и фестивали.

Занятие двенадцатое

И здесь тоже чистая и настоящая практика, собственно:

12. Судьба фильма.

- Выпуск фильма. Технические особенности.

- Фестивальная судьба фильма.

- Дистрибьюция. Самокат. Прокат.

- Как не расстроиться, если не заработал ни призов, ни денег?

На этом все. Сложно обещать, что вы всему научитесь, все узнаете. Какой бы ни была программа, или преподаватель — мы берем столько, сколько хотим, или можем, унести.

Обещаю одно — если есть желание, если быть внимательным, я погружу вас в процесс. Вы будете знать о том, как делается кино, в отличие от тех, кто о нем лишь мечтает.

И главное, я обещаю, после курса вы легко запуститесь со своим фильмом. И черт побери, снимете и сделаете его!

 

122d39b6-6719-4cb6-876c-ca715639827d

 

Руководитель мастерской: Арсений Гончуков — режиссер, сценарист, продюсер, драматург. Закончил Нижегородский государственный университет по специальности "филология" и Школу кино при Высшей школе экономики (мастерская игрового кино А. Фенченко). Работал журналистом, телеведущим, сценаристом документального кино, вторым режиссером многосерийного художественного фильма "Синдром дракона" (Первый канал, режиссер Н.Хомерики).

Автор сценариев, режиссер-постановщик и продюсер четырех полнометражных картин "1210" (2012), "Полет. Три дня после катастрофы" (2013), "Сын" (2014), "Последняя ночь" (2015)  и короткометражного фильма "Конечная остановка". Все картины сняты без бюджета и поддержки государства и продюсеров. Занимался дистрибьюцией собственных картин. В 2014 его фильм "Сын" вышел в широкий прокат в России и Польше.

Обладатель 17-ти наград российских и международных кинофестивалей. В том числе Гран При фестиваля "Окно в Европу", призов фестивалей "Киношок", "Волоколамский рубеж", "Святая Анна", лауреат Национальной кинопремии "Страна", "Кинопризыв", победитель "West Virginia Mountaineer Short Film Festival" в номинации "Political Theme" и других. Участник десятков кинофестивалей, среди которых Каннский кинофестиваль, Монреальский кинофестиваль, "Chacun son Court" (Франция), "Ten Festiwal Kijow Warszawa" (Польша) и многие другие. 

657230fd-1e4e-4136-b0dd-babf9caa533a

Материалы доступны всем участникам процесса в любое время. Вы сможете работать по индивидуальному, удобному для Вас, графику, получая онлайн-консультации мастера.

Продолжительность: 3 месяца, 12 занятий.

Начало 15 октября 2015 года, окончание 31 января 2015 года.

Стоимость курса: При оплате до 1 сентября - 50 тысяч рублей. С 1 по 30 сентября - 60 тысяч рублей. С 1 по 15 октября - 70 тысяч рублей.





Если хотите вписаться в режиссерскую мастерскую Арсения Гончукова, времени для этого осталось не так уж много: 1 сентября цена на мастерскую повысится на 10 тысяч рублей.

Вписаться:


Если вы с нами - увидимся в мастерской!

 

Хорошего дня!



В избранное