Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино Как продать сценарий


 

Диалоги о кино 

2015-07-13

 

Продюсерам читать запрещено!

За последние восемь лет я уже столько написал о том, как написать сценарий, настало наконец время сказать два слова о том, как же его продать. Ведь на самом-то деле вас интересует именно это? Нет? Вы пишете сценарии для того, чтобы они пылились у вас в столе? Тогда не читайте эту статью.  Она для тех, кто хочет не только написать свой сценарий, но и продать его.

Итак, как продать сценарий.

Вот вам пошаговая инструкция.

Дорожная карта.

Чек-лист.

1)Вы таки будете смеяться, но сначала сценарий нужно написать. Как ни странно, очень многие авторы пытаются продать сценарий, который еще не написан. Звучит глупо? Значит, вы никогда в жизни не писали знакомому, малознакомому или вовсе незнакомому продюсеру или режиссеру что-нибудь вроде: «А давайте я напишу для вас сценарий на такую-то тему»? Нет, это не были не вы? А кто? Хорошо, сделаю вид, что я вам поверил.

Не нужно путать ситуацию, когда вы пытаетесь продать ненаписанный сценарий с ситуацией, когда вы пишете сценарий на заказ. В этом случае у вас есть некие контрольные точки – например заявка – поэпизодник – первый драфт - пятнадцатый драфт – сто пятнадцатый драфт - в которых ваш заказчик убеждается в том, что работа идет в том направлении, в каком ему нужно и что в итоге вы придете туда, куда планировали.

А вдруг, когда вы напишите сценарий, он получится совсем не таким, каким вы его видите сейчас? Или он окажется столь прекрасным, что вы передумаете его продавать и решите оставить его себе? Пусть пылится в столе, моя прелесть, мое сокровище…

Не так давно в наших тихих омутах был громкий скандал, когда одна известная сценаристка писала сценарий по заказу одного известного продюсера. Писала обычный четырехсерийный сериал, а неожиданно написала лучший в своей карьере полный метр. В итоге передумала отдавать этот сценарий этому продюсеру, а он подал на нее в суд. Или она подала на его в суд. Не помню подробностей. К тому же действующие имена персонажей всей этой истории изменены. И вообще я ее только что выдумал.

Так или иначе, запомните – никогда не пытайтесь продать сценарий, который еще не написан.

Но допустим, сценарий написан. Переходим к следующему пункту нашего плана.

2)Ищем потенциального покупателя. Это должен быть продюсер или режиссер (который сам ваш сценарий не купит, но может сподвигнуть на покупку продюсера), который в последние 2-3 года снимал фильмы, похожие на то, что вы написали и имел с этим номером успех.

Здесь важно все. Если продюсер работал с фильмами, похожими на ваш – это значит, что он умеет работать с инвесторами, которые вкладываются в такого рода фильмы и ему будет легче получить финансирование, показав свои предыдущие работы. И важно, что его предыдущие фильмы в этом жанре имели успех. Это значит, что он умеет работать с этим жанром и понимает эту аудиторию.

Если, скажем, человек снял кино из жизни свинопасов, потерял на этом кучу денег, да еще и огреб по полной от критики – ваша история про пастухов коров для него будет как красная тряпка для быка.

3)Когда вы нашли человека, который снимал такое же кино, как ваше в течение последних двух лет, отдайте ему свой сценарий.

4)Нет, я пошутил. Не нужно отдавать ему свой сценарий. А если отдали – немедленно заберите обратно. Это не сработает. То есть, может и сработать, но скорее всего, не сработает. Сценарий, который дает продюсеру прочитать сценарист – это геморрой для  продюсера. Начнем с того, что его надо читать. А это страниц сто, не меньше, если считать пролог, эпилог и комментарии, пояснения и указания для режиссера, оператора и актеров, которых вы, конечно, невзирая на все мои предостережения, написали страниц двадцать.  А если сценарий окажется хорошим, продюсеру придется мучительно придумывать отмазку, почему его нельзя снять. А если придумать отмазку не получится, придется его снимать… определенно, хороший сценарий – геморрой для продюсера. С плохим проще – поржал и забыл. Однако к делу. Запомните, когда вы нашли продюсера, которому хотите показать свой сценарий, не вздумайте отдавать ему сценарий лично в руки!

5)Следующее, что вы должны сделать – сделайте так, чтобы продюсер узнал о вашем существовании. И желательно не от вас. Хорошо, если о вас расскажет продюсеру кто-то авторитетный. Так мол и так, есть толковый непьющий молодой сценарист, неиспорченный телевизионными гонорарами. Ну, как-то так. Фантазируйте, вы же сценарист. А теперь внимание: для того, чтобы кто-то авторитетный рассказал нужному продюсеру о вас, нужно попросить этого авторитетного рассказать продюсеру о вас. Не нужно ждать, пока авторитетный дойдет до этой мысли своим умом. Поскольку у авторитетного  без вас своих дел хватает, на то он и авторитетный.

Есть и другие неочевидные способы донесения до продюсера информации о вас. Из них самый простой – чтобы он увидел вашу фамилию в титрах успешного фильма. Или вас на красной ковровой дорожке с золотой статуэткой в руках.

6)Когда продюсер узнал о вас (неважно, из трансляции церемонии на сайте «Амедиатека» или от авторитетного приятеля), нужно дать ему время осмыслить эту информацию. На неделю –две оставьте его в покое.

7)Потом вы можете познакомиться с продюсером лично, или вы можете сделать это позже, тут главное – не проявлять к нему интерес. Подумаешь, еще один продюсер.

8)Затем сделайте так, чтобы он узнал о том, что у вас есть сценарий на интересующую его тему. И снова – ни в коем случае не давайте ему почитать ваш сценарий! Не присылайте его! Не давайте в руки! Рано! Пусть он просто узнает, что такой сценарий у вас есть.

Для продвинутых – устройте так, что он узнает о том, что такой сценарий есть и им заинтересовался другой продюсер.

Здесь начинает работать принцип «Кот за дверью».

Вы не знаете, что это за принцип? Значит, у вас просто нет кота.

Ну хорошо, расскажу для тех, у кого нет кота. Если кот сидит в комнате и дверь на кухне открыта, коту не нужно на кухню. Но стоит закрыть дверь, как коту немедленно нужно на кухню. А если кот на кухне и дверь закрыта, коту немедленно нужно в комнату. На самом деле коту нужно не в комнату и не в кухню, ему нужно за закрытую дверь.

С продюсерами это работает точно так же. Если не верите – попробуйте поставить перед котом… тьфу, перед продюсером закрытую дверь.

Как только он узнает, что у вас не только есть сценарий, но он уже в принципе не очень доступен, как он сразу захочет ваш сценарий. И тогда вы…

9)Нет, вы по-прежнему не даете продюсеру ваш сценарий. Вы делаете так, чтобы он попросил сценарий у вас. И, поломавшись для вида (да у меня там запятые не расставлены) вы, наконец, даете ему прочитать ваш сценарий.

10)Если ваш сценарий действительно хорош, после этого его у вас, скорее всего, купят.

11)Если сценарий плох – идите и читайте все то, что я написал за последние восемь лет о том, как написать хороший сценарий. Или идите учиться в нашу сценарную мастерскую. У нас, кстати, прямо сейчас идет набор на базовый сценарный курс, который мы запускаем в сентябре. Места еще есть, до следующего повышения цены осталось чуть больше двух недель. Подать заявку на курс можно вот здесь:

http://kinshik.justclick.ru/order/3/

 

Ваш

А.Молчанов

 

Хорошего дня!



В избранное