Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино №55


Выходит 1 раз в неделю по средам

"Диалоги о кино"

(репортажи со съемок, рецензии, интервью с актерами и режиссерами)

рассылка сайта www.rusactors.ru

Выпуск № 55

Рассылки сайта www.rusactors.ru:

Актеры советского и российского кино

Веселые истории об актерах

Диалоги о кино


Иван Пырьев и его женщины
http://www.pyrev.ru/


Сайт актрисы Евгении Свиридовой
http://www.evgeniya-sviridova.ru/


Мир Дозоров Сергея Лукьяненко
http://pnof.ru


Сайт актера Романа Индыка
http://www.indyk.ru/


Сайт художника Владислава Коваля
http://www.v-koval.ru/

29-й Московский кинофестиваль перешел «экватор»

29-й Московский кинофестиваль в понедельник отпраздновал «экватор», то есть 25 июня можно считать днём, когда половина конкурсной программы показана, а вторая еще впереди.

Основная программа, заявленная организаторами как «экстремальная», на поверку оказалась отнюдь не шокирующей. Фильмы, показанные на нынешнем ММКФ, скорее, наоборот: мягкие и повествующие о вечных ценностях. Среди них – ценностей – особо выделяется тема семьи и, как это ни банально, любви.

Между тем, внеконкурсная программа более других изобилует всяческими пугающими кадрами. Это не относится ни к ретроспективам, вроде циклов редких работ Эмира Кустурицы, Милоша Формана или Роберта Олтмана, ни к «Китайскому экстриму» и другим программам, число которых побило все рекорды: в этом году в «Октябре» демонстрируются 20 внеконкурсных циклов. Самый, пожалуй, жуткий фильм оказался в неофициальной программе российского кино, которая проходит в Доме кино на Маяковской. Там и можно встретить заявленные ранее и секс, и насилие, и ту самую «жесть». Имеется в виду картина «Груз 200» Алексея Балабанова, снявшего глубокий триллер, в котором градус кошмара порой просто зашкаливает (на показе некоторые особо впечатлительные зрители глотали валидол, а некоторые просто выходили из зала).

В конкурсе же торжествуют вечные поколенческие проблемы. Так, в «Парке / Gongyun» китайского режиссера Инь Личуаня отец пытается найти жениха для своей 30-летней дочери Джон. Его не устраивают ни предпочтения девушки, ни её современный взгляд на жизнь и узы брака, ни легкость того, как она относится к личной жизни. В результате он идет на своеобразную ярмарку женихов, где родители ищут себе невестку или зятя. Как итог – не самый оптимистичный финал, когда отец после долгих поисков сам наживает себе проблемы с сердцем, депрессию и полное отсутствие интереса к жизни.

Приблизительно такую же тему поднимает и «Любовь со словарем / Broken English» Зои Касаветиса. Главной героине фильма, Норе, уже за 30, но она никак не может найти себе спутника жизни. После серии неудач она внезапно встречает француза Жюльена и, как ей кажется, влюбляется в него. Нора оставляет Нью-Йорк с хорошей работой, перспективами и привычным укладом жизни и отправляется на поиски Жульена в Париж. Надо сказать, что в число наиболее вероятных претендентов на главный приз 29-ого ММКФ «Любовь со словарем» можно вносить не только из-за того, что он напоминает прошлогоднего лауреата «О Саре» (современная женщина не может обустроить свою личную жизнь), но и по причине доброго количества юмора, иронии, очень тонких шуток по поводу разницы языков героев. В плюс фильму идет и то, что несмотря на легковесный жанр, фильм более глубок, чем можно было бы ожидать от американского режиссера.

Ожидаемое сходство с известным фильмом Софии Копполы «Трудности перевода» здесь проявляет себя всячески: и саундтреком, и темпоритмом, и тематикой, но «Любовь со словарем» ни в коем случае не является вторичным продуктом. Это вполне самостоятельный красивый и приятный во всех отношениях фильм. Почему стоит привести сравнение с картиной Копполы? Потому что среди членов жюри – американский продюсер Фред Росс, который вкладывал деньги и в такие мировые шедевры, как «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы, и в фильмы его дочери, включая «Трудности перевода».

Говорить о какой-то ангажированности основного жюри глупо, однако, если сопоставить некоторые факты, можно строить прогнозы. Например, украинский фильм «У реки» хорош во многих отношениях, особенно если отдельно коснуться актерских работ (прекрасные роли Нины Руслановой и Марины Полцеймако). Две старухи, мать и дочь, отправляются в недалекое, но с учетом их возраста сложное путешествие – покататься на лодке. Прекрасно выверенный фильм-диалог располагает к себе благодаря отличному актерскому составу, но постоянно вызывает ощущение, что «где-то это уже было»: все нарочито неспешно, и много странных персонажей. Но стоит только узнать, что режиссер фильма «У реки» Ева Нейман когда-то работала ассистентом у Киры Муратовой, все становится на свои места. Зачем об этом напоминать? Затем, что в составе жюри - Рената Литвинова, работавшая с Муратовой много и в разных ипостасях: от актрисы до сценариста.

Вообще, картины на русском языке пока вряд ли можно причислить к серьезным конкурентам в борьбе за главную награду. Это касается и вышеуказанной украинской ленты, и грузинской картины «Русский треугольник». Режиссер Алеко Цабадзе снял детектив в Москве с российскими актерами (в главных ролях Артем Ткаченко и Константин Хабенский), основанный на последствиях чеченского синдрома. Шаг рискованный: и тема тонкая, и жанр не особо популярен среди российских зрителей.

Не менее рискованно и присутствие в конкурсе картин, представляющих российское кино. Одна из них - история о простой стрелочнице (Ксения Кутепова и фильм Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными») со сложным характером и, кажется, душевным равновесием. Будучи не совсем нормальной в привычном понимании этого слова, она не принимает ухаживания молодого человека (Дмитрий Дюжев) и выбирает вместо серьезных отношений чудачество в виде путешествия на лодке с козой и собакой «на борту». Другое чудачество можно увидеть в фильме Валерия Огородникова «Путина»: это лента о заброшенном рыбацком поселке, где главные роли играют не столько актеры, разыгрывающие сценки новобрачных, сколько длинные бесконечные пейзажи.

Насколько рискованны остальные участники программы, мы сможем узнать 30 июня, когда состоится вручение «Золотого Георгия», главного приза нынешнего кинофестиваля.

http://www.annews.ru


Фильмы ММКФ

«Завет» (“Zavet”, Сербия/Франция), 2007
Режиссер: Эмир Кустурица
Сценарий: Эмир Кустурица
В ролях: Урош Милованович, Мария Петрониевич, Мики Манойлович, Александр Берчек
Фильм открытия

Эмир Кустурица, по его собственным словам, довольно уже хлебнул различных демократий, поэтому построил собственную деревню в горах, для которой сам выбирает жителей, удалился от мира и по всему видно — достигнул дзена.

Он по-прежнему сочно показывает жизнь и снимает уже не первую сказку со счастливым концом, но в последней ещё и написано в финале — happy end. В маленькой деревушке живут всего трое жителей — мальчик Цане, его дедушка и школьная учительница. Дед, чувствуя приближение смерти, отправляет внука в город и даёт ему завет — продать корову, отыскать сувенир на память, купить икону и найти себе жену. Часть фильма посвящена приключениям внука в городе, а часть — завоеванию учительницей сердца дедушки.

Всё тот же сербский колорит, тот же кавардак, тот же задор и жизнелюбие. Непривычно было разве что увидеть ряд обращённых к масс-культуре киноцитат вроде Уоллеса и Громита, которыми Кустурица решил для забавы разукрасить фильм. Всё остальное, если говорить о комедийной и жизнеутверждающей части творчества мэтра, было ново и вызвало восторг однажды много лет назад — в «Белой кошке, чёрном коте». А после того как вышла «Жизнь это чудо» интерес к творчеству режиссёра стал фатально теряться. Увы, последняя работа ничего в этом смысле не изменила.

Впрочем, уже заявлено два новых проекта, которые Кустурица собирается снимать в ближайшее время. Один о мексиканской революции, замысел второго пока не раскрывается, но известно, что он будет сниматься в России. Так что, кто знает, может быть, дорога всеобщего счастья в творчестве режиссёра ещё вильнёт куда-нибудь в сторону или выйдет на новый виток, и нам ещё суждено увидеть что-нибудь, что не оставит нас в стороне.

«Отрыв» (Россия), 2007
Режиссёр: Александр Миндадзе
Сценарий: Александр Миндадзе
В ролях: Виталий Кищенко, Александр Робак, Сергей Епишев, Станислав Дужников, Максим Битюков, Мария Матвеева, Владимир Епифанцев, Клавдия Коршунова, Екатерина Юдина
Российская программа
Участник конкурса Кинотавра-2007

Удивительным моментом в режиссёрском дебюте сценариста Миндадзе является тот факт, что кино у него получилось сложное, но совсем не в сценарном плане. Будучи «словом произнесённым», сюжет фильма не оставляет за собой неясностей — герой узнаёт об авиакатастрофе, мчится, бросив всё, на опознание, но «опознавать нечего», и потому начинается сомнамбулическое расследование трагедии, на протяжении которого герой успеет полностью перевоплотиться в лётчика, наденет форму и фуражку с крыльями, сумеет разыскать одного из дежуривших в ту ночь диспетчеров, познакомится с другими родственниками погибших и в итоге, согласно заверениям автора, обретёт «свободу в траурные минуты, кощунственную, может быть, свободу».

Фильм со сценарной точки зрения состоит из малосвязанных сцен, необязательных диалогов и неразборчивых фраз малознакомых или незнакомых вовсе людей. Главное же происходит на поле режиссуры и операторского искусства, и смысл картины стоит искать там же. В мечущейся (не новомодно дрожащей, но отчётливо мечущейся по площадке) камере, в филигранно смонтированном «взлёте» в обнимку бредущих по аэропорту героя и стюардессы, когда сначала их движение с заметным усилием ускоряется, потом картинка начинает плыть, как будто камера действительно закреплена на борту взлетающего авиалайнера, потом отрыв — и герой исчезает, оставляя замершую как в невесомости камеру наедине со зрителем.

Все эти игры в сложносочинённый контекст позволили Миндадзе-режиссёру уйти от прямого повествования к отдельным ремаркам, часто в непосредственном процессе просмотра имеющим несколько трактовок, а то и вовсе списываемым залом на сюрреализм. Однако режиссёр знает, о чём снимает, не позволяя диссонировать одному с другим — диалог с комиссией по расследованию сменяется ловлей мародёров, «звонок с того света» в итоге переходит в почти по Лему оживление погибшей жены одного из героев.

Миндадзе поспешили обвинить в невнимательности к зрителю, однако что считать невнимательностью — отсутствие выспренных статичных кадров на пять минут хронометража, или может — просьба сопереживать героям даже через призму их нарочитой отстранённости?

«Отрыв» — концентрированный привкус прошедшей мимо нас череды авиакатастроф последних лет. Теракт не теракт, «один из самых опытных экипажей», ошибка диспетчера или трагическая случайность — по этому бесконечному кругу мечутся журналисты, специалисты, вовлечённые и просто наблюдатели после очередного (какое ужасное слово) крушения. Нужно найти чёрный ящик! Ящик находят, а ничего не меняется.

Переложить чужую трагедию и свой фатализм через призму «специального репортажа» невозможно, слишком тонка грань кича, и Миндадзе подошёл к проблеме иначе, использовав язык призраков — все в этом фильме в той или иной степени мертвецы. Одни умерли, хотя и остались живы, другие остались живы, но бродят перед камерой по этим всем аэропортам, гостиницам, баням и ресторанам подобно призракам из «Живого» (сходство усугубляется Епифанцевым в кадре), пытаясь пережить эту самую свободу пережившего, найдя новый смысл этой жизни.

http://www.kinokadr.ru

Ваши отклики по рассылке Вы можете направить по адресу igor-bin@mail.ru.

С уважением, ведущий рассылки Igor BIN.


В избранное