Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино №42


Выходит 1 раз в неделю по средам

"Диалоги о кино"

(репортажи со съемок, рецензии, интервью с актерами и режиссерами)

рассылка сайта www.rusactors.ru

Выпуск № 42

Рассылки сайта www.rusactors.ru:

Актеры советского и российского кино

Веселые истории об актерах

Диалоги о кино


Сайт Евгении Свиридовой
http://www.evgeniya-sviridova.ru/

 


Мир Дозоров Сергея Лукьяненко
http://pnof.narod.ru


www.starsclub.ru - на этом сайте вы найдете большое количество самых разнообразных обоев на рабочий стол

www.love.rusactors.ru - сайт знакомств

www.referatovbank.ru - сайт рефератов


Искусство волгограда

www.volgograd-art.ru


Добро пожаловать на форум сайта rusactors.ru


Голосование на сайте rusactors.ru

Картина "Волкодав из рода Серых Псов" вызвала среди зрителей самые противоречивые отзывы. Предлагаем вам подборку материалов об этой картине.


Мария Семенова: Первые варианты сценария «Волкодава» были просто чудовищными!

Вышедший в прокат накануне Нового года «Волкодав» вызвал противоречивые отклики. Писательница Мария Семенова, которая создала историю о последнем воине из рода Серых Псов, осталась весьма довольна экранизацией своего романа.

- И все же есть сцены, которые, если бы я имела возможность наблюдать за процессом, были бы сняты только через мой труп, - призналась Семенова корреспонденту. - Недовольство вызвали эпизоды, где киношный Волкодав нарушает все аксиомы работы телохранителя, существовавшие у всех народов и во все времена. Во-первых, он не должен шагу делать от охраняемого «тела», бежать кого-то догонять, потому что все это могут быть декорации, расставляемые киллером для убийства. И аксиома вторая - никогда не нанимайся охранять в одиночку. Я в книге поэтому ему первым делом двух толковых учеников и организовала...

- Говорят, у вас вообще поначалу был жуткий скепсис по отношению к экранизации «Волкодава».

- Это потому, что от идеи до воплощения путь оказался долгим и тернистым. Про то, что из «Волкодава» можно сделать кино, мне сказали в издательстве «Азбука» мимоходом. И началась такая чехарда! Киношные команды сменяли одна другую, писались какие-то чудовищные сценарии, в которых, например, Мыша собирались заменить на черепаху. Потом на сцене появился режиссер Николай Лебедев, и дело наконец пошло. Правда, началось все с конфликта. Николай написал свой сценарий, и он у меня вызвал активное неприятие. Мы с Лебедевым встретились, чтобы все обсудить, и в течение 11 часов подряд орали друг на друга, после чего расстались добрыми друзьями. В чем-то я его убедила, в чем-то - он меня. С тех пор регулярно списываемся по электронной почте.

- Участвовали ли вы в кастинге?

- Нет. Может, это и к лучшему? Пусть этим занимаются профессионалы...

- И как, по-вашему, совпадают ли актеры с героями вашего романа?

- Центральные - стопроцентно.

- Насколько близка экранизация к той истории, которую придумали вы?

- На самом деле это немножко другая история про немножко других людей, рассказанная немножко другим языком. Но, может, это тоже к лучшему? Говорят, чем точнее пытается режиссер соблюсти на экране каждую букву, тем хуже получается фильм.

- Были ли вы на съемках?

- Всего один раз - когда снимали сцену поединка Волкодава с Людоедом. Этой сцены у меня в книге нет. И то, что такой эпизод будет в фильме, мне не понравилось. Но зато я увидела, что Александр Бухаров полностью подходит на главную роль. А самым ярким впечатлением стала железная воля Николая Лебедева, который заставил вертеться всю эту киношную махину. У него артисты буквально бегали по потолку! Причем они еще и делали это с удовольствием. У Лебедева актриса не станет просто так сидеть в кадре с выражением типа «вот я сижу вся такая красивая, играю принцессу». Она БУДЕТ этой принцессой! Лебедев, безусловно, мастер.

- А есть перспективы и другие ваши произведения вывести на экран?

- Вроде отсняли сериал «Молодой Волкодав» о юности главного героя. Только я подробностей пока не знаю.

- Фильм вырос из романа. А роман из чего?

- Из аллергии на западное фэнтези. Меня просто обижало, что наш богатейший материал лежит невостребованным, а пишущая публика строчит фэнтези в кильватере дедушки Толкиена. Я 20 лет занималась достаточно серьезными этнографическими исследованиями, собрала массу фольклорного материала. Это и стало основой творчества. «Волкодав» писала три года. И главной задачей для меня было показать менталитет древнего человека, для которого боги, демоны, колдуны присутствовали за каждым углом и в самом прямом смысле были объективной реальностью.

- Вы в некотором роде тоже «древний» человек. Говорят, не жалуете блага цивилизации.

- Ну, я, например, терпеть не могу газовую плиту. Мне нравится готовить в дровяной печи. У нас такая на даче есть.

- А готовить любите? Может, рыбу по рецептам викингов умеете коптить?

- Коптить умею, хотя и не по рецептам викингов. Пироги люблю печь, делаю настоящий узбекский плов, аджику, заготовки разные... Тут главное счастье в том, чтобы было кого кормить!

- Кстати, как у вас личная жизнь складывается?

- Личная жизнь такая, что добрым людям даже посплетничать не о чем. Моя семья - это любимый отец, две собаки и кошка Васька. Вот и все...

- А собаки часом не породы волкодав?

- Что-то вроде того. Старший пес - огромная дворняга по кличке Чейз. Это по размерам полтора ротвейлера. Про него во всех доподлинных подробностях - биография, характер, привычки - можно прочесть в двухтомном романе, названном «Кудеяр» по имени сугубо второстепенного персонажа. Сейчас Чейзику почти 11 лет, и он активно воспитывает «внучку» - среднеазиатскую овчарку Кирюшку. Эта пигалица заметно крупнее «дедули». Кстати, весной должна выйти книга «Родная душа» с рассказами о собаках. Я там один из авторов и составитель заодно. В этой книге будет написано и про Чейза с Кирюшкой.

Лидия Павленко http://www.kp.ru


"Волкодав из рода Серых Псов": из грязи в князи

Весьма странно, однако в последние лет пятнадцать многие любители кино дня не могут прожить, чтобы так или иначе не вспомнить Голливуд. Ладно бы в связи с его собственными опусами. Так нет: каждый и любой отечественный фильм норовим соотнести с заокеанскими достижениями, а уж итог манипуляции зависит от нашего личного отношения к голливудской продукции.

И чаще всего мы представляем себе Голливуд даже не в виде лесистой горы с белыми огромными буквами, а, по коренному русскому комплексу, в образе строгого дядьки-учителя, ревниво следящего за поведением неразумной девицы – новой российской киноиндустрии. Так вот, по моему разумению, дядька Голливуд может торжествовать: послушная ученица соблазнилась еще одним жанром кино и, в принципе, освоила его. "Волкодав из рода Серых Псов" – абсолютная калька всем известных фильмов-фэнтези, "Властелина колец" в первую очередь.

Есть и более ранние корни визуальной эстетики, предъявленной в некоторых эпизодах "Волкодава", – это полнометражная японская анимация 70-х годов, которую должны вспомнить зрители среднего и старшего возраста. Я не специалист в зарубежном кино и не знаю, кто у кого заимствовал – американцы у японцев или наоборот – вот эти горные выси и бездонные пропасти, эти непременные мосты, эти камнепады. Нам в данном случае интересно, что действие так называемого первого русского фэнтези (никак иначе "Волкодава", понятно, и не аттестуют) и не могло происходить в каких-нибудь волжских или донских степях: плоская равнина гораздо менее драматична, тут сложнее организовать Силы Природы, которые на экране либо сами действуют, либо подчиняются Силам Зла.

Горный пейзаж – первое, что бросается в глаза в "Волкодаве". И сразу понятно, что перед нами вовсе не русское фэнтези, а – славянское, хотя за основу декораций и костюмов взяты VI-VII века русской истории. К этому времени отнесен цикл романов Марии Семеновой о Волкодаве. Как сказал на питерской пресс-конференции режиссер, история в романе происходила почти в "вакууме", поэтому ее надо было "заземлить" – ближайшей темой логично оказалась русская. Все же почувствуйте, как говорится, разницу. Менталитет определен пейзажем и климатом так же, как легенды рода и верования-привычки-поведение людей. Славяне Восточной Европы – это не мы с вами. Впрочем, и "мы", россияне с Севера страны и россияне Юга, разные люди. Но у нас хотя бы одна классическая культура и один язык.

А в "Волкодаве" имена собственные, определяющие принадлежность, – странные, космополитичные. Как бы русские – Галирад, Елень, Лучезар – соседствуют с вполне "импортными": Дунгорм, Кендерат, Эллад, Эврих… Так в уже упомянутых японских мульфильмах у всех положительных героев были нарисованы совершенно европейские – огромные – глаза, пусть и всегда темные; на принадлежность этих персонажей к желтой расе указывали только скулы, нерумяные щеки и черные волосы. Не знаю, насколько Япония тогда была в мировой моде (думаю, сильный интерес присутствовал – страна как раз и совершала свою технологическую революцию), но в любом случае мировой кинорынок требовал поддавков. Чуть-чуть экзотики и национального колорита, конечно, необходимы, однако в целом публика должна сопереживать героям, а для этого ей надо максимально облегчить идентификацию с ними.

Совершенно очевидно, что компания "Централ Партнершип" делала "Волкодава" в расчете на мировой рынок (и не просчиталась: 20 стран уже купили фильм причем как западные, так и восточные; процесс продолжается) – а потому ничего действительно специфически русского в картине искать не стоит. Примите зрелище как общечеловеческую сказку борьбы Добра со Злом, где есть универсальные герои и обстоятельства.

И не ждите от "Волкодава" никакой "национальной идеи". Ее попросту там не заложено. В отличие, допустим, от недавнего фильма "Кочевник" (режиссеры Сергей Бодров, Ив Пассер, Талгат Теменов, сценарий Рустама Ибрагимбекова, 40 миллионов долларов бюджет по сообщениям прессы, Россия/Казахстан/США, один из продюсеров Милош Форман), где средствами кино аудитории пытались напомнить, что единая власть в стране лучше межклановых и межплеменных распрей, "Волкодав" свободен от любых подобных идеологических амбиций. Мы следим за приключениями героя-одиночки, который в финале должен получить награду – разумеется, любовь. Причем схема взята в ее "крайних" проявлениях: из грязи – в князи. Раб без имени (силою обстоятельств – раб, а не по происхождению), только с прозвищем Волкодав, добивается свободы и, совершая подвиг за подвигом, получает любовь княжеской дочери, а с нею – и власть.

Более того, Николай Лебедев (он же и автор сценария) создавал историю, по его собственному признанию, о человеке, который проделал путь от Тьмы к Свету. Это значит – от Мести к Любви. Именно поэтому в картине, где едва ли не половину времени занимают бои в самых разных вариантах, индивидуальных и групповых, – по сути, нет врагов. Есть Самый Страшный – олицетворение Зла (звать Жадоба; уже кто-то справедливо написал, что для русского уха имя этого персонажа неправильно), да и тот без лица, все время в маске.

А его подручные – и вовсе невнятная масса воинов. Не персонифицированных и даже количественно не впечатляющих. Что весьма странно, согласитесь, для подобной "историко-военной" картины. И в корне противоречит устоям мирового кино, классического и современного, в первую очередь – фантастическим и фантазийным "битвам миров". Никаких компьютерных полчищ, как в том же "Властелине колец". Почти никаких деталей в боевых сценах – в основном, что-то рапидное и мелькающее (описывается фразой: бой в Крыму, Крым в дыму, ничего не видно").

И уж совсем поражает почти полное отсутствие крови – точнее, редчайшее ее присутствие в кадре. Ужасные кровавые натурализмы, вообще "жестокость" домысливается, они не реальны-конкретны в кадре. Можно подумать, что таково требование продюсеров, чтобы не понижать рейтинг доступности фильма, – картина, в сущности, для детей от 12-14 лет. Однако оказалось, что Николай Лебедев соблюдал эту меру ненасилия совсем по иной причине. Зло, по мысли режиссера, внутри нас и у каждого свое. А потому и Враг – у каждого свой и разный.

Тут признаю, что вот эта идея "внутренней борьбы" мною мало прочиталась. Видимо, я следила больше за тем, как все выглядит на экране, как все сделано. Подозреваю, именно так будут смотреть фильм взрослые люди: сравнивать с голливудскими достижениями. Сделан "Волкодав" весьма, весьма неплохо – по всем параметрам, от подбора актеров до каскадерских, компьютерных и визуальных эффектов. Это очевидно, даже если в душе делать скидку на то, что подобный фильм у нас первый и ваялся он четыре года. Потому что "Дневной дозор" Тимура Бекмаметова был урбанистическим и современным фэнтези – его мир создать было тоже трудно, но иначе трудно.

Кстати, "Дневной дозор" со своими 34 020 000 долларов пока – абсолютный лидер российского проката. Не исключено, что кроме разного рода трюков, эффектов и приколов, публику привлекла несомненная свежесть зрительных образов: "ненормальное" оказалось вокруг нас, в привычном мире. Некоторая, скажем мягко, традиционность "Волкодава" в этом смысле потенциально загадочна: отреагируют ли зрители на "картинку" адекватно затратам на ее изготовление и продвижение (10 миллионов долларов производственный бюджет, 6 миллионов – рекламный, и он не окончательный) – пока непонятно.

Есть и еще пара причин того, что публика может глубоко не погрузиться в сопереживание Волкодаву из рода Серых Псов. Одна сформулирована исполнителем заглавной роли Александром Бухаровым: "В таком жанре тяжело играть и сохранить человечность" – это все же не классический роман, хотя чуть больше психологии, пусть и за счет декоративности, не помешало бы.

А вторая вот в чем. Сколько бы ни было преданных читателей у сочинений Марии Семеновой, согласимся, что ее мифология не стала общенациональной – как, допустим, мифология булгаковского романа "Мастер и Маргарита". А поэтому обыкновенный зритель не в курсе молодых лет Волкодава: в фильме показан мальчик – и сразу взрослый муж, одна небольшая сюжетная ретроспекция в юность дела не спасает. Не можем мы сразу войти и вообще в галерадский мир, хотя он и весьма напоминает иллюстрации из учебника древней истории. (Сравните, кстати, по этому параметру "Волкодав" с "Андреем Рублевым" Тарковского, лучшей отечественной картиной о прежних столетиях, пусть и гораздо более поздних. А когда выйдет, наконец, фильм Алексея Германа по "Трудно быть богом" Стругацких, мы вспомним все средние века на планете еще раз – вот где будет "мир фэнтези").

Спроектировать целостную и убедительную вселенную в сознании аудитории – дело сложнейшее. Даже великий Лукас "внешность" своих "Звездных войн" выстраивал долгие годы. Но не исключено, что постепенно сага о Волкодаве и станет нашим новым эпосом. Формальные предпосылки имеются: режиссер Олег Фомин уже снял 12 серий о юности Волкодава, компьютерные игры и мобильно-телефонные развлечения запущены. "Централ Партнер" купил права на все романы об этом герое сроком на пятьдесят лет.

Вот через полвека и поговорим, удалась ли еще одна большая денежная игра. И увидим, сумело ли наше кино из "грязи" подражательства голливудским образцам вырасти в "князи" самобытной и самодостаточной великой национальной культуры.

Ольга Шервуд http://www.yuga.ru

Ваши отклики по рассылке Вы можете направить по адресу igor-bin@mail.ru.

С уважением, ведущий рассылки Igor BIN.


В избранное