Выходит «Молчание Лорны» дважды получавших Гран-при Каннского фестиваля братьев Дарденн – европейский арт-хаус с хичкоковским саспенсом.
С лица миловидной девушки Лорны не сходит постное выражение: оно и понятно, трудна жизнь албанской иммигрантки. Встаешь ни свет ни заря, чтобы бежать на работу в химчистку, а вечером возвращаешься домой к фиктивному мужу-наркоману Клоди, с коим связывает лишь острая потребность в бельгийском гражданстве.
Впереди маячит светлое будущее: нужно только дождаться, когда помрет от передозировки Клоди (а если нет – ему жаждут помочь дружественные представители диаспоры), перетерпеть брак с русским бандитом, который готов заплатить за это кучу бабок, и тогда наконец можно будет открыть бар на пару со своей настоящей любовью — гастарбайтером Соколом.
Однако на пути столь простого и естественного плана, давно уже расписанного до мелочей, неожиданно для всех, включая саму Лорну, встает очнувшаяся от анабиоза совесть. И вот уже очень жалко Клоди, и вот уже заметно пободревший супруг выходит из больницы, и вот на лице девушки забрезжила смутная улыбка, а чтобы предотвратить наркотический срыв, Лорна и вовсе совершает жертвенно-романтический поступок.
Стоит ли, впрочем, говорить, что Клоди не доживет и до середины картины, а хэппи-энда не будет?
Уже по синопсису вы, скорее всего, поняли, что перед нами типичный европейский арт-хаус: может, и хороший, но характерно тоскливый и душераздирающий — лента того сорта, после просмотра которой хочется не только навсегда завязать с кино, но и с жизнью вообще. Отчасти вы будете правы, вот только бежать сдавать билеты сразу не стоит: во-первых, «Молчание Лорны» снимали не абы кто, а братья Дарденны, а во-вторых, фильм припрятал сюрприз. Начинавшие с театра (один из братьев был актером, другой –
режиссером) Дарденны затем надолго ушли в документалистику и только в 90-х обратились к игровому кино. Причем с таким успехом, что чуть ли не всякий раз, когда картина Дарденнов попадала в Канны, братья уезжали с призами. Дважды они получали Гран-при («Дитя» и «Розетта»), «Сыну» досталась награда экуменического жюри, а «Молчание Лорны» премировали за сценарий.
«Молчание Лорны» построено по тем же принципам, что и прошлые фильмы Дарденнов:
Здесь и социалка – действие происходит в бедной околокриминальной среде, и документальность, может, не дрожащая камера, но очень правдоподобное линейное повествование с массой бытовых деталей и даже (сюрприз!) говорящими на настоящем русском русскими. И, как это обычно бывает у Дарденнов, пафос выходит за рамки чисто социальных проблем (в данном случае – адаптации иммигрантов, продолжающих жить по своим правилам, отдельно от местных жителей, которые остаются для них чужаками), обретая более общечеловеческий
характер. В сущности, это почти Достоевский, история о преступлении и наказании, о чувстве вины, которое, проснувшись в Лорне после смерти Клоди, уже не может успокоиться и только растет и растет, попутно заживо сжигая девушку, пока она не находит спасение в околорелигиозной идее.
Тем временем тот самый сюрприз, о котором упоминалось ранее, заключается в том, что чернуха в какой-то момент трансформируется в почти хичкоковский триллер: раз ощутив раскаяние, Лорна все больше и больше погружается в паранойю – непонятно, насколько безосновательную, но нагнетающую нежданного саспенса и сбивающую рассказ в полумистическое русло. И, надо сказать, этот поворот делает с фильмом Дарденнов странную штуку: совершенно гуманистический по сути, он, тем не менее, наносит по человечности непреднамеренный
удар, показывая, что от укола совести до клинического сумасшествия, в общем-то, всего один небольшой шаг.
"Рестлер" и "Ведьмина гора"
26 марта на экраны российских кинотеатров выходит фильм "Рестлер" с Микки Рурком в главной роли. Профессиональный рестлер Рэнди Робинсон по прозвищу Таран после инфаркта, полученного прямо на ринге, пытается жить вне привычного ремесла, но необоримая сила снова тянет его на ринг. За роль в "Рестлере" Рурк был удостоен премии "Золотой лев" на кинофестивале в Венеции, получил "Золотой глобус" как лучший исполнитель мужской роли и номинировался на "Оскар".
НОВОСТИ
Составлен рейтинг самых дорогих художников 2008 года
Согласно подсчетам специалистов, в 2008 году рейтинг 10 лучших художников, принесших наибольшую прибыль своим владельцам, возглавил Пабло Пикассо. Объем продаж его работ составил 262 млн долларов. За последние 10 лет цены на произведения Пикассо, будь то скульптура, живопись или графика, выросли на 96% и достигли своего пика в январе 2008 года
ИНТЕРВЬЮ
Кейт Уинслет: «Я хочу, чтобы меня видели разной»
Не звезда, но рабочая лошадка. Не импульсивная, а решительная. Не трудоголик, а «домоголик» – так она думает о себе. Встреча с Кейт Уинслет, которая строит жизнь, исходя из того, что она у нас – лишь одна. С Кейт Уинслет спокойно, потому что она обеими ногами стоит на земле, презирает капризы и двоедушие, смотрит открытым взглядом. Потому что она такая, какая есть. Она естественна. А ведь играла разные роли.