Капреализм с человеческим лицом, или дюжина ножей в спину Голливуда
Весь апрель Дом Кино лихорадило, поскольку это самое кино шло здесь сплошным косяком. Эксклюзивные показы – главный конёк устроителей кинофестивалей: и итальянского, и польского, и баварского, и британского, да впрочем, и любого другого. Большинство европейских фильмов, даже лучших, даже из программы этих фестивалей до нашего зрителя не дойдут. Поэтому зал Дома Кино частенько не вмещал всех желающих.
Фестиваль британского кино совпал с войной в Ираке, и вот, что интересно: афиши голливудских «чикаг» и «банд нью-йорка» на Невском сплошь были залеплены антивоенными плакатами, а вот братскому-по-оружию,
британскому кино – хоть бы что. Никто не ассоциировал его с агрессией в Ираке. Значит, вина американского кинематографа вовсе не в его художественных недостатках, а совсем в другом.
- В чём же? – спросил меня один большой кинолюбитель.
- А разве непонятно?
Из всех весенних фестивальных показов наибольший ажиотаж вызвало у публики британское кино. Именно оно, в силу своей морфологии и профессионально-экономических связей вступает в наиболее отчётливую, осознанную и принципиальную дискуссию с Голливудом. В его лице противостояние европейского кино и Голливуда напоминает известное противостояние Петербурга и Москвы. Все деньги – там, зато у нас – духовность и интеллект.
Эта «интеллигентская» саморефлексия по поводу «зажравшейся столицы» хорошо видна на примере одного из самых ярких фильмов программы британского кино «Сестры Магдалины». Хотя вряд ли кому она и бросилась в глаза. Настолько Питер Муллен далеко запрятал её. В чём же виноват Голливуд перед зрителем, «по-Муллену»?
Не будем сейчас касаться этической стороны картины. Хотя прозорливый зритель не может
в финале не порадоваться за сбежавшую из монастыря девушку – она едет в Ливерпуль 68-го года! Она ещё не знает, что её там ждёт. Но прозорливый зритель ликует. Там же битлы!
Однако вряд ли кто из даже этих прозорливцев уловил ещё одну значащую фразу-отсыл. Когда две монашки шутки ради выстраивают перед собой голых, рыдающих девушек и сравнивают, у кого из них больше волос на лобке, одна из монашек произносит: «And the winner is…» Именно этой фразой в 60-е годы ведущие церемонии награждения «Оскаром» предваряли раскрытие заветного конверта с именем победителя.
Конечно, монашки кино не смотрят и уж тем более, не знают тонкостей церемонии вручения наград киноакадемии, но вот что интересно: позднее они сами оказываются кинолюбителями! В том смысле, что на досуге снимают кино о развеселой жизни монастыря с перетягиванием каната и прыганьем в мешках. Вот ведь в чём дело! Голливуд, по мнению режиссера, полируя-лакирует жизнь, преподносит её в розовом свете (даже цветовая гамма 8-мм монашеского кино – розово-желтая, в отличие от серо-зеленой, «реалистической» палитры самого Муллена) и напрочь отказывается замечать проблемы реального мира. Мысль замечательно зашифрованная, но не ставшая от этого менее банальной.
Саморефлексия и болезненное осознание собственной ущербности – вот флаг, под которым шествует сегодня по миру европейское кино. Но зритель этого упорно не замечает. Он готов прощать «своему» кино любые огрехи.
«Я люблю тебя, хочу прожить с тобой всю жизнь и умереть в один день.» Фраза, которой заканчивается фильм «Однажды на среднем западе» никого не шокирует. А вот если бы такую пошлость сказали в американском боевике, приличную публику бы непременно стошнило. А тут ничего, смотрят. И даже не морщатся.
Зацикленность европейского кино на себе, отсутствие социальных конфликтов и как следствие, дефицит тем и сюжетов – это всё привело к тому, что современное кино оказалось на ужасающе низком уровне. И почти никто из режиссеров поднять этот уровень не стремится. Незачем. Всё устоялось. Кинопроцесс и так процессирует.
Система государственного финансирования европейских кинематографий привела к тому, что этим самым кинопроцессом занимаются наиболее социально адаптированные, лояльные и благополучные граждане, которым в силу тепличного воспитания и образования абсолютно
нечего поведать миру. Доступ ко «взрослому» кинопроизводству получает лишь наиболее конформистски настроенная часть молодёжи. Остальные подвизаются на многочисленных маргинальных фестивалях короткометражного кино. Сегодня в Европе снимается несколько тысяч фильмов в год. До зрителя доходят сотни. В истории остаются даже не единицы. Есть ли смысл следить за всем этим «кинопроцессом»? Зритель фестивального кино рано или поздно задаётся вопросом: зачем я всё это смотрел?!!
А вот в Голливуд, напротив, съезжаются самые мобильные, психически неуравновешенные и творчески взбудораженные личности. От американского кино веет энергией и жизнью, желанием хотя бы заработать денег. Европа же самодостаточна и успокоена. Её снобизм понятен. Голливудское кино демократично. Европейское – буржуазно.
Жизнь героев европейского кино скучна и однообразна, как, впрочем, и жизнь их реальных прототипов. Самое большое приключение – употребление травы, экстази или алкоголя. Но даже в пьяном виде с ними обычно ничего не происходит. В понедельник утром они трезвеют и возвращаются к нормальной жизни. Это очень хорошо почувствовал в своём последнем фильме Отар Иоселиани. Основная проблема европейского киногероя – где взять денег. Обычно они откуда-нибудь да берутся. Почему я не привожу примеров? Да потому что это одно сплошное общее место.
Есть, конечно же, и в Европе много чего хорошего – и Хулио Медем, и Жан-Пьер Жене, Кустурица, опять же, Тыквер Том, но мы же говорим о тенденции, а не об исключениях…
Когда фон Триер придумывал свою «Догму», он полагал, что ручная камера и прочие неформальные вещи поспособствуют приближению кино к жизни, сделают его естественным
и человечным. Новые европейские режиссеры, воспринявшие идеи «Догмы» слишком близко к сердцу, напрочь убили эту естественность. В картине «Морверн Каллар», например, лучше всех играет человек, который весь фильм пролежал неподвижно на полу лицом вниз.
После просмотра большинства фестивальных фильмов остается недоумение: зачем это сняли, к чему, про что? Просто у людей такая работа. Снимать кино. Оскар Уайлд говорил, правда, что всякое искусство бесполезно. Но ведь это искусство!..
Нужно констатировать факт: современное кино – это не искусство, не философия, не лаборатория (возможно, последним философом, который занимался кино как искусством, был Тарковский), а аттракцион. Развлечение. Карусели. Кино – это праздник. И с этим нужно смириться.
Дом Кино
14.05.2003
Смотрите полную афишу всех событий в городе на www.aktivist.ru
Рассылка информационно-развлекательного портала Санкт-Петербурга
АКТИВИСТ.РУ. Все события в городе на месяц вперед и рецензии на прошедшие
события. Все виды развлечений. Самая полная в сети афиша
кинотеатров и клубов, концертов и спортивных мероприятий. Репертуар
театров, концертных залов. Расписание концертов и выставок. Путеводители по
ресторанам и музеям. Информация о фирмах и организациях Санкт-Петербурга.
Рекоммендации и рецензии. Адреса, телефоны и цены.
Интернет-портал www.aktivist.ru является зарегистрированным электронным СМИ (свидетельство ЭлN77-4089 от 06.09.2000г.)
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции. Пишите нам: sub@aktivist.ru
ООО "Активист-Медиа", 193024, Санкт-Петербург, Невский пр., 11
+7(812) 118-6633, www.aktivist.ru