Итоги 29-го Московского международного кинофестиваля
В субботу 30-го июня завершился 29-й Московский международный кинофестиваль. За 10 дней гости
и участники ММКФ смогли увидеть около 200 картин, 19 из которых были представлены в Основном конкурсе, еще 10 в конкурсе «Перспективы». Показы посетило около 100 000 зрителей.
На церемонии закрытия, прошедшей в кинотеатре "Пушкинский", было торжественно вручено 6 почетных статуэток, изображающих Святого Георгия. Члены жюри основного конкурса и жюри конкурса "Перспективы" присудили:
Главный приз – Золотой Святой Георгий за лучший фильм:
«Путешествие с домашними животными» (реж. Вера Сторожева, Россия).
Ранее были названы лауреаты по версии четырех альтернативных жюри.
- Приз ФИПРЕССИ получил фильм "Ничего личного" (Россия, реж. Лариса Садилова)
- Приз Жюри российской кинокритики вручен фильму "Временное освобождение" (Дания, реж. Эрих Клаузен)
- Призы Федерации киноклубов России присуждены также "Временному освобождению" (с формулировкой "за художественное отображение темы возрождения человеческого достоинства в жестоком мире") и фильму "Изгнание" (Россия, реж. Андрей Звягинцев) - как лучшему фильму российской программы ММКФ.
- Приз зрительских симпатий поделили "Незнакомка" (Италия, реж. Джузеппе Торнаторе) и "Мольер" (Франция, реж. Лоран Тирар).
Обладателем специального приза «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» под названием «Я верю» стал легендарный польский актер Даниэль Ольбрыхский.
В рамках программы "Гала-премьеры" Московского кинофестиваля состоялся показ фильма "Жизнь других" немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка
"Жизнь других" уже успела собрать значительное количество наград по всему миру, включая "Оскар" как лучший неанглоязычный фильм и главный приз Европейской киноакадемии. Неудивительно, что фильм имел статус одного из самых ожидаемых на фестивале. Возлагавшиеся надежды он, похоже, полностью оправдал - представители прессы удостоили его солидной порцией аплодисментов, одной из самых единодушных за прошедшие фестивальные
дни.
«Жизнь других», как и многие фильмы текущего кинофорума, затрагивает темы, имеющие непосредственное отношение к российско-советской истории. Картина подошла бы и для программы «Прощай, СССР», ведь ее действие разворачивается в одном из уголков необъятного некогда социалистического пространства – в дружественной Германской демократической республике. Да еще и в момент, из которого уже отчетливо виден конец этого государства. Впрочем, рассказанная
в фильме история могла произойти в любой из стран соцлагеря.
1984 год. В стране действует отлаженная система надзора за людьми творческих профессий. Не остается без внимания сотрудников «штази» даже самый лояльный из них, личный друг генсека драматург Георг Дрейман. Вести его дело вызывается капитан Визлер, верный «щит и меч партии». Ему поручено во что бы то ни стало раскопать компромат на писателя, хотя тот и не дает никаких поводов для подозрений. Дело в том, что влиятельный член ЦК положил глаз на жену Дреймана, известную актрису Кристу-Марию Зиланд.
Работая над заданием, Визлер сталкивается с непредвиденной проблемой – он начинает сочувствовать. Погружение в мир объекта наблюдения меняет наблюдателя.
Молодой режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк снял фильм, который заслуживает всех выданных ему авансов. Ему удалось идеально передать атмосферу тотального контроля в тоталитарном государстве. Рассказывается всего лишь один частный случай, но не возникает сомнений, что «под колпаком» находится вся страна, где для того, чтобы иметь, а тем более высказывать вслух мнение, отличное от официального, надо быть очень мужественным человеком. Стоит лишь заикнуться, как тебя тут же включат в «черный список»,
и ты никогда больше не сможешь заниматься любимым делом или выезжать за границу, а то и попадешь прямиком в комнату для допросов.
Создав на экране беспросветную картину полицейского государства, где даже все цвета какие-то блеклые, режиссер не спешит винить в смертных грехах сволочную человеческую натуру вообще (что было бы в духе фон Триера). Ее, мол, хлебом не корми, дай только поизмываться и поунижать. Фильм Хенкеля фон Доннерсмарка обвиняет только сволочную систему, построенную на
лицемерии и безоговорочной власти порочного меньшинства. Здесь в ходу не только свои нормы морали, здесь в силу особых условий существования человеческого сообщества перестают действовать даже основополагающие законы. В этом мире свидетельские показания против любимого человека не являются предательством или чем-то предосудительным. Наоборот, чувство вины должен испытывать тот, кто своими рискованными поступками, хоть и продиктованными самыми благородными побуждениями, поставил под угрозу благополучие или даже
жизнь своих близких.
Однако фильм не о том, что тоталитарный режим – это плохо (по этому тезису сложно сказать что-нибудь новое), а о том, что и в плохой системе могут быть хорошие, а точнее нормальные люди. Или люди, которым еще не поздно стать нормальными. Такие, как капитан Визлер. Экзистенциальный переворот в сознании привел его к неподчинению строгим правилам службы госбезопасности, а это для образцового офицера «штази» равносильно бунту против системы. Наблюдая за относительным благополучием в личной жизни Дреймана,
он вдруг осознает, что сам вообще не имеет никакой жизни, а только одну лишь службу, пусть даже и совершенно, на его взгляд, необходимую.
В роли капитана Визлера - замечательный актер Ульрих Мюэ (кстати, Адольф Грюнбаум в «Моем фюрере» - это тоже он). За убедительность в изображении проснувшейся совести Мюэ уже получил множество премий. Безусловно, этот немец - очень хороший актер, но первое, что отмечаешь, впервые его увидев, – это поразительное
сходство с Кевином Спейси: и внешне, и своими актерскими манерами они просто двойники. Фильму это дает довольно неожиданные ассоциации с «Красотой по-американски», где герой Спейси также бунтовал против системы, по-своему не менее тоталитарной.
Однако если Лестер Бернэм кончил плохо, то судьба Визлера не так трагична. После падения Стены наступает эра новой объединенной Германии. Подлец экс-министр остается не у дел, ностальгируя по «прекрасному» прошлому, писатель получает творческую свободу, и лишь бывший «гэбист», погубивший проваленным делом свою карьеру, остается таким же неустроенным, каким был и раньше. Но он помнит, что его вмешательство изменило жизнь других.