Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино дома

  Все выпуски  

Кино дома


Формула любви не пахнет


Парфюмер: История одного убийцы /

Perfume: The Story of a Murderer (Германия-Франция-Испания, 2006)

реж.: Том Тыквер

в ролях: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Рэйчел Хард-Вуд

 

Если честно, то до премьеры я считал, что «Парфюмер» Патрика Зюскинда – это явление литературы, вопреки всему (включая автора) попавшее-таки на киноэкраны (что иногда случается), а не очередная популярная беллетристика вроде "Кода да Винчи", самым логичным образом заканчивающая свое триумфальное шествие масштабной экранизацией. Поэтому некоторый ажиотаж у касс ближайшего мультиплекса да еще и отсутствие билетов на ближайший сеанс меня несколько удивили. А уже в кинозале возникло еще и сомнение в правоте одного рецензента, написавшего, что Зюскинд на менее короткой ноге с попсой, чем итальянский специалист по массовой культуре Умберто Эко, чье «Имя розы» было перенесено на экраны около 20 лет назад продюсерскими усилиями того же Бернда Айхингера, без которого не было бы и этого кина.

 

Публика на сеансе собралась самая разномастная: от школьников и студентов до пенсионеров. А мне и вовсе посчастливилось оказаться по соседству с типом, которого я по виду отнес бы к категории лиц «без определенного места жительства» (искусство - страшная сила!). Соответствующий социальному положению запах, хоть и не удушающий, все же был. Благодаря этому курьезному обстоятельству начальные сцены фильма, в которых изображается самое зловонное место во всей Франции - парижский рыбный рынок и его обитатели, произвели на меня неизгладимое впечатление.

 

Мне повезло, а как же остальные, спросите вы. Думаю, и их впечатления оказались достаточно сильными. Прием режиссера Тома Тыквера, который он выбрал для визуализации ужасной вони, в принципе должен действовать безотказно. На экране крупно показывают рыбу свежую и с душком, гниющие головы и хвосты, выливаемые тут же помои, блевотину, грязные человеческие тела и другие примеры пренебрежения элементарными санитарно-эпидемиологическими нормами в общественных местах. Как все это пахнет по отдельности и в букете, не сомневаюсь, с разной степенью точности, зависящей от индивидуального жизненного опыта, может представить себе каждый. Не только может, но и тут же представляет, как только сигнал от органов зрения достигает мозга.

 

Рождение в грязи Жана-Батиста Гренуя (Бен Уишоу), человека без собственного запаха, но со стопроцентным обонянием, его детство в сиротском приюте и годы в дубильной мастерской выглядят, звучат и пахнут для зрителя из XXI века очень правдоподобно. Немалый по европейским меркам бюджет потрачен с очевидной пользой. Франция XVIII века снята и нарисована очень тщательно, а известные запахи, поскольку они не могут быть даны кинозрителям в непосредственном восприятии, легко реконструируются с помощью воображения. Главным героем этой скоротечной части фильма становится нос Гренуя, который, подобно известному гоголевскому персонажу, живет в кинематографическом пространстве практически отдельной жизнью, постоянно к чему-то принюхиваясь с экрана. Надо заметить, делает он это довольно артистично.

 

Между тем герой попадает в лавку старого парфюмера Балдини (Дастин Хоффман), где раскрывает свой талант к распознаванию ароматов и составлению собственных духов. Это событие становится переломным не только для дальнейшей судьбы Жана-Батиста, но и для фильма. С этого момента «Парфюмер» перестает показывать запахи знакомых всем вещей. В обиход попадают склянки с бесцветными жидкостями, парфюмы с экзотическими названиями, различные эфирные масла и эссенции, достаточное представление о которых имеет далеко не всякий зритель. Тут как не принюхивайся, почувствуешь в лучшем случае запах своего соседа, но не гениальный аромат, составленный в авторской пропорции из десятка дорогих ингредиентов. Именно в этот момент мне и подумалось, что если лишить литературный источник и его автора досконального знания предмета и виртуозных многостраничных описаний ароматов, которые невозможно перенести в кино, книга потеряет значительную долю своей силы и останется всего лишь увлекательной безделушкой.

 

Но именно это случилось с фильмом. Лишившись запахов, он сразу же превратился из интеллектуального «Парфюмера» всего лишь в триллер с неоригинальным названием «История одного убийцы», в котором фигурируют непременный маньяк, миловидные жертвы и даже некоторый объем социальной сатиры. Если кто-то вдруг не знает, Гренуй решает составить идеальный парфюм из запахов тел красивейших женщин. Для этого он одну за другой убивает двенадцать жительниц парфюмерной столицы Европы города Грасса и выслеживает тринадцатую – прекрасную Лауру, запах которой должен стать изюминкой его творения.

 

Наверное, можно сказать, что, решая очень непростую задачу, Том Тыквер уподобился своему герою. Он превратился в экспериментатора, пытающегося удержать запах живого существа. В его случае это было литературное произведение. Не важно, использовал ли он метод кинематографической дистилляции или обратился к услугам анфлеража, главное, что в ходе эксперимента ему тоже пришлось умертвить свой объект. К тому же в отличие от Гренуя Тыквер не достиг желаемого, хоть и сделал для этого все, что было в его силах.

 

Несмотря на то, что «Парфюмер» не является ни произведением искусства, ни интеллектуальным кино, как коммерческий продукт, т.е. как кино просто интересное, - это несомненный успех. Пусть фильм и не сумел унаследовать дух (в смысле запах) романа, зато событийное и идейное наполнение литературного источника Тыквер перенес на пленку крайне тщательно, аккуратно и очень талантливо. Вряд ли кто-нибудь сможет найти повод, чтобы назвать неизбежные при экранизации сокращения и изменения возмутительными. Голая фабула романа оказалась чрезвычайно киногеничной для исторического триллера. Это кино достойно зрительского внимания, которым обделено наверняка не будет, уже по той причине, что его жанр - не частый гость на экранах (я не припоминаю ничего подобного со времен «Из ада» с Джонни Деппом). Ну и, конечно же, заслуживают похвал результаты вдохновенного труда режиссера и оператора, декораторов и костюмеров и, конечно же, актеров. Из последних в первую очередь надо отметить мэтров Хоффмана и Рикмана, хотя молодой театральный актер Уишоу в своей бессловесной роли тоже совсем не плох, но, думается, преимущественно благодаря верному типажу. Так что все два с половиной часа фильм будет с интересом смотреться даже теми, кто хорошо знает, что произойдет дальше.

 

К сожалению, дерзкий эксперимент по подмене обоняния зрением, предпринятый Томом Тыквером на многомиллионной аудитории, оказался неудачным. Выяснилось, что легче заставить пахнуть слово, а не картинку. Выводом может быть одно из двух: либо глаза не могут воспринимать запахи, либо для создания такой иллюзии требуется еще больший художественный талант. Впрочем, я могу ошибаться по причине нехватки обонятельного воображения, а может, во всем виноват странный сосед. Так что пойдите и принюхайтесь сами.

Сайт gogol.ru.

 



В избранное