Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Изобретайте легко!

  Все выпуски  

Научись изобретать


Тренировка интеллекта

В компании Microsoft все сотрудники при приеме на работу проходят тестирование интеллектуальных способностей по методике решения головоломок. А Вы пройдете такой тест? Примерно половина вопросов, которые мы здесь приведем, - это логические головоломки. Традиционно логическими головоломками называют любые задачи, условия которых даны в словесной формулировке и для решения которых практически не требуется математических знаний. Головоломку потому и называют головоломкой, что у нее есть два обязательных качества: во-первых, ее трудно решить и, во-вторых, у нее есть правильный ответ. Как относиться к такой методике выявления умственных способностей с позиции ТРИЗ? Здесь важно понять два момента.

1) ТРИЗ безусловно развивает интеллект учащегося - он приучается не бояться трудных ("головоломных") задач, быстрее соображает, запоминает множество приемов, эффектов и задач-аналогов, использует жесткую алгоритмичную логику в процессе решения. Все эти качества полезны, но они должны быть у человека, хотя бы в зачатке, до начала обучения.

2) Головоломки, используемые в интервью при приеме на работу, как раз и рассчитаны на выявление и отбор людей обладающих этими качествами в высокой степени (никого не интересует процесс тренировки интеллекта, происходит только сортировка людей). Часто в интервью используют и фактор времени, тогда их называют "стрессовое интервью" - для того, чтобы справиться с заданиями нужна определенная психическая организация, устойчивость и быстрота реакции.

Мы - за высокий интеллект, за гибкость и остроумие мышления. Тризовцы должны тренироваться и на таких задачах.

Задача 1

Четырем туристам нужно ночью переправиться через реку по подвесному мосту. Мост уже сильно обветшал, в настиле есть дыры, и он может выдержать одновременно не более двух человек (если на мосту окажется более двух человек, мост обрушится). Туристам нужно освещать дорогу фонариком – иначе они могут провалиться в дыру в настиле моста и погибнуть, но у них есть только один фонарик. Эти четыре человека передвигаются с разной скоростью. Адам может перейти мост за одну минуту, Лари – за две минуты, Эджу нужно пять минут, самый медлительный из всех Боно - ему потребуется десять минут, чтобы перейти мост. Ровно через семнадцать минут мост обрушится. Каким образом все четверо могут успеть через него переправиться?

Задача 2

Вы, конечно, знаете, что рыбы могут плавать в воде. Теперь решите задачу. Предположим, у нас есть неполное ведро с водой. Мы ставим это ведро на весы и узнаем, что вес ведра с водой ровно 45 фунтов. Потом мы опускаем в ведро рыбу, весящую ровно 5 фунтов. Сколько теперь будет весить ведро вместе с рыбой?

Задача 3

Почему банки для пива сужаются вверху и внизу?

Задача 4

Сколько времени понадобится для того, чтобы передвинуть гору Фудзи?

Задача 5

В коридоре три выключателя. Один из них включает свет в комнате, находящейся в дальнем конце коридора. Дверь в эту комнату закрыта, и вы не видите, включен в ней свет или нет. Вам нужно понять, какой из трех выключателей контролирует освещение в той комнате. Каким образом вы можете это надежно определить, всего лишь один раз зайдя в комнату?

Задача 6

Вы играете в игру только с одним другим игроком. Игра начинается на пустом прямоугольном столе, похожем на этот, и у вас неограниченный запас монет достоинством в двадцать пять центов. Каждый игрок по очереди кладет одну монетку на любое место на столе. Единственное правило: вы должны положить свою монету так, чтобы она не касалась никакой другой монеты, которая уже лежит на столе. Вы и ваш противник по очереди выкладываете монеты, пока почти весь стол ими не заполнится. Тот игрок, у которого не будет возможности сделать ход по правилам, проигрывает. Вы ходите первым. Какую стратегию вы изберете для игры?

Задача 7

Пять пиратов на острове должны разделить между собой сотню золотых монет. Они делят свою добычу так: старший пират предлагает, как делить добычу, а потом каждый голосует, соглашаясь с его предложением или нет. Если, по меньшей мере, половина пиратов проголосует "за", они поделят монеты так, как предложил старший пират, если же нет - они убивают старшего пирата и начинают все сначала. Самый старший пират (из тех, кто выжил) предлагает новый план, за него голосуют по тем же правилам, а потом или делят добычу, или убивают старшего пирата. Процесс продолжается до тех пор, пока какой то план не будет принят. Допустим, вы - старший пират. Как вы предложите разделить добычу? (Все другие пираты - жадные, мыслят очень логично, и все они хотят жить).

Задача 8

В одной из школ есть такой ритуал, проводящийся в последний день занятий: ученики выходят в холл и стоят около своих шкафчиков, в которых хранится одежда. По первому свистку каждый ученик открывает свой шкафчик, по второму свистку ученики закрывают четные шкафчики (то есть шкафчики номер 2, 4, 6 и т. д.). По третьему свистку ученики меняют положение дверцы каждого третьего шкафчика, то есть если она была открыта, ее закрывают, а если закрыта - открывают. Это происходит со шкафчиками номер 3, 6, 9 и т.д. По четвертому свистку меняется состояние дверцы каждого четвертого шкафчика, по пятому свистку каждого пятого и т.д. Предположим для простоты, что это небольшая школа и шкафчиков всего 100. По сотому свистку ученик, который стоит рядом со шкафчиком под сотым номером (и только этот ученик), меняет положение дверцы этого шкафчика. Сколько шкафчиков после этого оказываются открытыми?

Задача 9

У вас есть два куска бикфордова шнура. Каждый из них горит в течение ровно одного часа, но куски могут быть неидентичными и необязательно горят с постоянной скоростью: есть фрагменты, которые горят быстро, а есть такие, которые горят медленно. Каким образом можно узнать, что прошло сорок пять минут, используя только эти куски бикфордова шнура и зажигалку?

Задача 10

Вы находитесь в лодке точно в центре абсолютно круглого озера. На берегу озера гоблин. Гоблин замышляет против вас, что-то недоброе, но он не умеет плавать, и лодки у него тоже нет. Если вы сумеете причалить к берегу, а гоблин не сумеет вас там подкараулить и сразу же схватить, вы всегда сумеете на земле от него убежать и вырваться на свободу. Вот в чем условие задачи: гоблин может бежать со скоростью в четыре раза выше, чем скорость вашей лодки. У него безупречное зрение, он никогда не спит и мыслит очень логично. Он сделает все возможное, чтобы поймать вас. Как бы вы могли убежать от гоблина?

Внимание! На сайте www.triz-guide.com появилась уникальная возможность изучать в on-line режиме книгу Ю.П. Саламатова "Как стать изобретателем".

Начать изучение >>> http://rus.triz-guide.com/books/book1/index.htm

До встречи,             Обязательно напишите письмо info@triz-guide.com

Краев О.А.               Сайт об изобретениях и как их делать www.triz-guide.com


В избранное