Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Изобретайте легко!

  Все выпуски  

Как стать изобретателем Отзывы на доклад совета РФ


Отзыв 1, Саламатов Ю.П., Мастер ТРИЗ, к.т.н.

Отзыв 2, Козлов А.В., Почетный работник общего образования Российской Федерации, к.т.н.

Отзыв 3, Дмитриев С.А.,учитель высшей категории, сертифицированный специалист ТРИЗ

Отзывы на проект доклад совета РФ "Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России".

Полный текст доклада можно скачать здесь www.triz-guide.narod.ru/doklad.rar

ОТЗЫВ 1.

Саламатов Юрий Петрович,

директор Института инновационного проектирования

Мастер ТРИЗ, к.т.н.

E-mail: ysal@triz-guide.com

www.triz-guide.com

1. Чего нет в докладе.

Когда я прочитал доклад, то в недоумении пожал плечами и попробовал представить себе "План ГОЭЛРО", в котором были бы ориентиры и условия, но ничего не говорилось бы о средствах производства и ресурсах…

В докладе нет главного: какими методами, способами и приемами сделать образование ИННОВАЦИОННЫМ, т.е. готовящим непрерывный поток инноваторов (создателей нового, изобретателей во всех сферах человеческой деятельности). Только это повысит конкурентоспособность России на мировом уровне.

Мы обладаем такой технологией образования – это ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Она создавалась 50 лет (первая статья автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера опубликована в 1956 г). Я – один из учеников Альтшулера, в течение более 30 лет занимаюсь этой теорией, автор 4 книг на русском, 1 на английском, 1 на японском, 1 на румынском языках, 5-я книга на русском – учебник ТРИЗ – выходит в апреле этого (2006) года в издательстве "Просвещение". Китай покупает право на издание у "Просвещения".

2. Современное положение ТРИЗ в России и в мире.

Все эти 50 лет автор ТРИЗ и мы пытались привлечь внимание государства к нашей отечественной теории инноваций и изобретательства – все было бесполезно, теория развивалась только на энтузиазме. В последние 15 лет ТРИЗ вместе с многими ее энтузиастами переехала на Запад. Там она была очень быстро воспринята и стала активно использоваться.

В интернете вы можете увидеть десятки англоязычных сайтов посвященных ТРИЗ. Ежегодно в Европе, Японии и США проводится несколько международных конференций. ТРИЗ преподается в некоторых университетах. В Сеульском университете в 2006 по решению правительства Ю.Кореи создана кафедра и лаборатория ТРИЗ с государственным финансированием.

Мы, пока еще, активно востребованы в университетах и на конференциях – от нас ждут новых разработок в теории.

3. Что мы имеем в Красноярске.

Институт инновационного проектирования существует с 1989 г. (до 1998 – назывался Лаборатория изобретающих машин).

Мои ученики преподают ТРИЗ почти во всех университетах города.

Лаборатория ТРИЗ-педагогики Краевого Института повышения квалификации учителей внедряет ТРИЗ в школы.

Институт инновационного проектирования выполняет инновационные проекты для ведущих мировых корпораций. Это пример "утечки мозгов" в чистом виде: мы живем здесь, а наши мозги работают там.

В институте сложился сильный научный коллектив. В ближайшее время мы начинаем работы по созданию семейства компьютерных программ по изобретательству и инновационному проектированию, вначале – простых, в дальнейшем – с элементами искусственного интеллекта.

Мы обладаем обширным педагогическим опытом, высококвалифицированными преподавателями с фундаментальной методологической подготовкой.

В целом, наш коллектив, по-видимому, представляет собой сегодня наиболее сильную в России команду ТРИЗ.

4. Мы предлагаем:

Добавить в 3-й раздел п.3.1.7. Создание системы методологического обеспечения технологии инновационного образования и проектирования на основе отечественной теории ТРИЗ.

ОТЗЫВ 2.

По поручению коллективов

лаборатории ТРИЗ КК ИПК РО,

Координационного центра Российской

программы «Шаг в будущее» по Красноярскому краю,

Учебно-научно-инновационного

комплекса КГТУ,

Зав. лабораторией ТРИЗ КК ИПК РО,

Исполнительный директор Координационного центра,

Научный руководитель НИРС КГТУ,

Почетный работник общего образования

Российской Федерации, к.т.н. А.В. Козлов

Изучив проект, считаем, что в нем поставлен ряд новых важных задач по развитию отечественного образования.

В то же время, считаем, что проект, поставивший целью инновационное развитие образования, должен в значительно большей степени опираться на современные достижения отечественных и мировых наук:

- науки об образовании, какой является педагогика, включая ее новые разработки в области педагогических технологий;

- науки о развитии, какой является диалектика, и в особенности науки об инновационном развитии, какой является прикладная диалектика, или теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Современные отечественные достижения и разработки в названных науках, успешно апробированные на практике, широко опубликованные в печати и в Интернет, позволяют ставить более амбициозную, но реально осуществимую, задачу, по сравнению с задачей, поставленной в проекте доклада:

выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования и обеспечение его конкурентных преимуществ (а не только конкурентоспособности), что, в свою очередь, гарантирует конкурентные преимущества страны на международном уровне.

Главным лейтмотивом реально может быть переход из положения «догоняющего развития» в позицию опережающего развития Российского образования по отношению к современным мировым лидерам в этой сфере.

В Российском образовании уже сделаны и продолжаются прорывные достижения в области развития интеллекта и создания идей. Практически успешно апробированы, модели образовательных учреждений, и не только вузов, но и школ, реально являющихся «индустрией принятия решений».

Это сделано и продолжает осуществляться на основе прорывного отечественного достижения в области методов сильного мышления – теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и основанной на ней инновационной системе ТРИЗ-педагогика. Существенный вклад в развитие ТРИЗ-педагогики в системе непрерывного образования школа-вуз внесен специалистами Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования (КК ИПК РО) и Красноярского государственного технического университета (КГТУ), в ходе подготовки к созданию Национального университета. Этот вклад отмечен многочисленными успехами красноярских молодых исследователей на Всероссийских молодежных научных форумах программы «Шаг в будущее», Молодежными Премиями Красноярского края, Золотым Знаком «Достояние Сибири» Ассоциации «Сибирское Соглашение», Дипломом Национальной общественной Премии «Серебряный голубь» в области образования.

Именно применение этой системы – основа жизненного успеха личности, который начинает достигаться еще во время обучения, основа жизненной направленности образования, формирования гражданственности и патриотизма, высокой духовности и нравственности, эффективного использования информационных технологий, не только выявления, но и раскрытия одаренности, повышения инвестиционной привлекательности образования и территорий, где оно ведется на основе этой системы, достижения многих других целей, провозглашенных в Проекте доклада.

В настоящее время отечественная наука ТРИЗ приносит сотни миллионов долларов ведущим транснациональным корпорациям. Необходимо, чтобы она приносила значительно больше своей Родине – России!

Считаем, что Проект Доклада необходимо существенно доработать, и готовы внести в это свой вклад.

ОТЗЫВ 3.

Дмитриев Сергей Анатольевич,

учитель высшей категории, сертифицированный специалист по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) международного уровня, начальник отдела ФСА ДЗНВА (Дивногорский завод низковольтых автоматов).

1. О себе:

Я более 15 лет обучаю школьников изобретательской деятельности. И это не просто изучение теории, но и решение реальных проблем и патентование своих изобретений. На счету обученных мной детей 12 патентов, 30 школьников стали авторами изобретений, 39 школьников стали призерами престижных российских программ «Шаг в будущее» и «Юность науки», 10 школьников стали лауреатами престижных премий глав районов, города, края. Именно поэтому сочетание «инновационное» и «образование» для меня имеют особый смысл.

2. Обучая и воспитывая будущих изобретателей, новаторов, творцов, поневоле сталкиваешься с недостатками современного образования, которые, увы, нельзя устранить простым увеличением уровня финансирования, компьютеризацией, борьбой с беспризорностью или профилизацией образования. Но все эти меры направлены на борьбу со следствиями, а не причиной неэффективности современного образования и потому окажутся затратными и малополезными. В «докладе….» не предлагаются пути решения подлинно ключевых проблем отечественного образования.

3. Предлагаю направить инновации на главное - образовательную программу.

Нужно так и тому учить современных детей, чтобы:

∙ они не оказались в ситуации, когда их «профильная» подготовка окажется невостребованной в будущем (как например, сегодняшняя ситуация с «экономистами»);

∙ все знания, накопленные человечеством, были бы востребованы детьми;

∙ школа не занималась бы постыдным разделением детей на «гуманитариев» и «технарей», на «одаренных» и «обычных»;

∙ учеба была бы не просто накоплением знаний и умений впрок, а настоящим взрослым делом и при этом дети бы осознавали бы свою полезность и значимость как будущие граждане страны;

∙ школа всегда решала главную свою задачу – ликвидацию необразованности населения в том или ином аспекте;

∙ воспитание будущего гражданина был бы естественным процессом образования, а не уроками, отделенными от основного процесса;

∙ каждый ребенок мог в едином учебном процессе проявить свои индивидуальные особенности, интересы, склонности;

А для этого - нужно учить творчеству!

4. Я убежден, что уже на нынешнем этапе можно сделать массовым обучение творчеству. Для этого объективно есть все предпосылки. Более 50 лет назад в нашей стране зародилась теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая в настоящее время превратилась в международное общественное движение, охватывающее и сферу образования, и сферу творчества. В нашей стране накоплен значительный опыт массового обучения людей творчеству, начиная с раннего и до зрелого возраста. За последние полтора десятка лет накоплен успешный опыт обучения ТРИЗ детей в условиях, как общеобразовательной школы, так и школ дополнительного образования. Этот опыт поддается тиражированию и должен получить государственную поддержку. Тогда наш национальный образовательный стандарт станет самым передовым образовательным стандартом в мире.

5. Предлагаю, в тексте доклада внести изменения:

Новое название: «Развитие инновационного образования – основа повышения конкурентоспособности России»

В части 1 в разделе целей отразить, то, что истинный показатель духовных богатств общества - это число творческих личностей, которых удалось воспитать обществу.

Скорректировать текст, распространив его содержание на инновационное образование (в тексте образование).

Доклад приобретет новый смысл.

6. Я поддерживаю автора «доклада…» в его справедливой критике педагогических вузов. Детей должны учит профессионалы, которые сами заняты расчетами и математическим моделированием (учителя математики), или физическими экспериментами (учителя физики), и т.д. Аналогично, историки, экономисты, химики…

7. Интегрирующей образовательной компонентой в школе должна быть дисциплина, формирующая системное диалектическое творческое мышление – ТРИЗ.

С уважением,

ТРИЗ-эксперт,

Краев О.А.

Е-mail: info@triz-guide.com

www.triz-guide.com


В избранное