Уважаемый читатель! Как и было обещан в предыдущем выпуске, данный выпуск будет посвящен необычной женщине и известной танцовщице Айседоре Дункан.
Айседора Дункан была признана гением при жизни, оценена
современники как провозвестница будущего. Ее ставили в один ряд с
«родоначальниками новых эпох и стилей». Критик А.А. Сидоров считал, что
Айседора Дункан перевернула и танец, и повседневность.
Айседора Дункан – американская танцовщица, создавшая
свободный танец, ставший предшественником танца модерн. Она занималась балетом
нового изобретенного ею типа. Танцевала она под симфоническую и фортепьянную
музыку. Вместо балетного костюма надевала хитон, обувь и вовсе отсутствовала,
то есть она танцевала босой («танец босоножек», без лифа и трико, и она сама
это придумала. Ее одежда вне сцены также была слишком продвинутой для ее
времени, этим она повлияла на моду своего периода.
В ее танце присутствовала пластика Древней Греции и
философия Нового времени. .Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу
«Танец будущего». По мнению Дункан, что новая женщина будет находится на
качественно новом интеллектуально-физическом уровне.
Впервые в Россию танцовщица приехала в начале 1905 года. В
1921-1924 Дункан жила в России и организовала школу в Москве, которая
просуществовала до конца 1940-х гг.
В январе после Кровавого воскресенья своим выступлением
Дункан вызывала в людях радость. Питерская интеллигенция это оценила: об
американке, например, хорошо отзывался Андрей Белый. У Дункан появились даже
последователи - «пластички», или «босоножки». В России были изданы две книги
Айседоры Дункан: «Танец будущего» и автобиография «Моя жизнь».
Дункан писала: «Если мое искусство символично, то символ
этот – только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших
условностей, которые лежат в основе пуританства». Не будучи замужем, Дункан
воспитывала как своих, так и удочеренных ею детей.
Дункан своим необычным танцем покорила весь мир, вошла в
историю искусств. Однако вся ее гениальность и успешность не спасли ее от
неудач и трагедий в личной жизни. В 1913 г. двое ее детей утонули вместе с няней.
Самый известный эпизод ее личной жизни – брак с Сергеем Есениным, причем брак
был заключен, чтобы Есенину разрешили выехать заграницу. Есенин покорению не
поддался, дебоширил, даже бил Айседору. И потом еще и сам ее бросил. Весь мир
был у ее ног, но счастья в любви она так и не обрела.
Дункан погибла в 1927 в Ницце, задушенная собственным
шарфом, намотавшимся на колесо открытого автомобиля, в котором она ехала.