Читатель прислал протокол реальных переговоров проведенных им и я публикую полностью письмо читателя. Одно замечание. В тексте этого письма есть маленькая :) хитрость. Читатель АККУРАТНО вставил в текст письма ссылки на информацию, которая ВРОДЕ БЫ полезна для анализа проведенных переговоров. Но эта ХИТРОСТЬ очевидна. НА САМОМ ДЕЛЕ читатель рассчитывал, что в случае публикации этого письма ссылочки увидят множество читателей. В данном случае эта хитрость удалась, но второй раз этот прием уже вряд ли проскочит, но дело даже не в этом. Одна из самых больших ошибок в переговорах является попытка ХИТРИТЬ! Нужно вести переговоры УМНО, а не ХИТРО. Умно, это значит исходить из того, что Ваш собеседник УМНЕЕ ВАС и второе, вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите ему помочь, а не просто впарить свой товар. На этом пока ограничимся. Читаем письмо.
Здравствуйте, Юрий.
Где-то на сайте ШСД я читал, что приветствуются любые начинания образовательного характера, которые можно было бы публиковать в рассылках и размещать на сайте, если они будут интересны широкой публике.
В связи с этим у меня есть предложение. В рассылке "Переговоры это просто" можно было бы устроить "разборы полётов", то есть люди присылали бы Вам описания своих переговоров (ну с соответствующей степенью конфиденциальности, если таковая по их мнению необходима), а Вы бы оценивали их взглядом мастера и комментировали по ходу, выявляя ошибки, находки, сильные и слабые места. Кроме того, думаю, что и читатели рассылки могли бы принять участие в обсуждении таких переговоров.
Эта идея родилась у меня под впечатлением рассылки Деревицкого, где он часто упоминает о том, что его тренинги часто становятся основой для материалов его книг других тренингов, ровно также как и реальная жизнь.
Ну и в связи с этим, я высылаю на Ваш суд переговоры, недавно проведённые мной и, к сожалению, проигранные...
Опишу их наподобие математической задачки, раз уж это для обучения :-) Но результат ещё раз явственно указывает на то, что жизнь куда сложнее...
Так как описывать я Вам буду частную беседу, то во, избежание "неэтичностей", я просто умолчу о реальных именах и названии оппонентов. Думаю, это решает все проблемы и снимает с меня все обязательства этического характера.
Сам же я не боюсь отнестись к себе критически, поэтому не скрываю своего имени, и даже даю ссылки на ту информацию, которую по ходу переговоров я показывал оппонентам.
Итак, Дано:
Кадровое агентство "К" после двухмесячного подготовительного периода, наконец, оформляет лицензию, снимает офис (вернее переделывает под него квартиру в центре города), нанимает на работу двух девушек-секретарей. Деятельность агентства заключается в следующем:
1. "КА" набирает базу данных по безработным города. После рекламы в газете а также в связи с удачным расположением офиса и его наружной рекламой, в "К" стали приходить люди и заполнять анкеты. Эта услуга бесплатная.
2. Деньги предполагается брать с организаций, которые подыскивают себе персонал через "К". Выгода организации в этом случае в том, что "К" даёт гарантию на своего протеже, то есть в течении 3х месяцев, при наличии на то оснований, организация может отказаться от работника, а "К" возвращает ей деньги. Деньги - это выгода "К" - сумма, равная месячной зарплате работника, которую организация выплачивает "К".
Найти:
Возможность (метод / способ и т
. п.) как этому агентству продать пакет услуг по созданию, рекламе и информационной поддержке интернет-представительства.
Решение:
Далее приведу диалог с комментариями. Действующие лица: Директор "К" (Д), и я (Я). Придя в офис на 10 минут раньше оговоренного времени, я познакомился с секретарями и в дружеской беседе узнал всё то, что описано в пункте ДАНО. Далее пришла директор "К" (женщина)
Д
- Здравствуйте, извините, что заставила Вас ждать, проходите пожалуйста.
Я
- Здравствуйте, не стоит беспокойства, я просто пришёл немного раньше. (проходим в её кабинет)
Я
- Меня зовут Игнатенко Роман Викторович (достаю из дипломата и протягиваю свою визитку) Я представляю фирму, которая занимается созданием сайтов в Интернете (достаю из дипломата и протягиваю буклет с описанием пакетов наших услуг http://www.ab-web-production.com/rus/solution.htm)
Д
- (настороженно глядя в стол, иногда украдкой поглядывая мне в глаза) И сколько это у Вас стоит?
Я
- Держите прайс. (я достаю из дипломата и протягиваю прейскурант http://www.ab-web-production.com/rus/price.htm) В зависимости от того, что бы Вам хотелось. Мы предлагаем несколько различных пакетов услуг от визитной карточки, до электронного магазина, хотя это, редко кто покупает, так как у нас сейчас нет достаточно разработанных схем оплаты через интернет. В среднем, то, что я хочу Вам предложить, будет стоить около 300 у.е. Это будет сайт с оригинальным дизайном, призванный обеспечить поддержку Ваших клиентов. Кроме того мы предлагаем гарантированное индексирование в поисковых системах и это даст вам ежедневно около 10 посетителей на ваш сайт.
Д
- а сколько это будет стоить потом? Обслуживание.
Я
- В зависимости от того какие функции Вы хотите возложить на Ваш сайт это будет стоить около 20 у.е. в месяц.
Д
- Хорошо, ну что я Вам скажу... У Вас не самые дешёвые цены, конечно.
Я - Да, я знаю, что есть фирмы, которые предлагают вам разместить ваше объявление на электронной доске объявлений и это стоит дешевле. Но это всё равно что заказать объявление в газете, а я же Вам предлагаю сделать свою газету.
Д
- Я всё понимаю, но у нас сейчас нет денег. Мы вложили очень много в офис и сейчас собираемся заниматься первоочередными делами.
Я
- Да, конечно, я вижу, как у вас здесь всё красиво сделано, это стоит денег.
Д
- Я подколю ваши материалы (встаёт и подходит с моими бумажками к шкафу, достаёт оттуда папку и накалывает туда мои бумаги, предварительно приколов к прейскуранту мою визитку стиплером) И может быть мы воспользуемся вашим предложением потом. Во всяком случае до конца мая я не могу ничего говорить.
Я
- Если Вас смущает цена, то я знаю, что есть фирмы, которые берут намного больше, чем мы.
Д
- Да, я знаю.
Я
- Может быть потом, когда вы будете рассматривать возможность создания сайта, вы посмотрите работы наших конкурентов и наши работы и поймёте, почему отличаются цены.
Д
- Может быть. Ну кто знает, может быть вот так звёзды станут, что мы с Вами будем сотрудничать.
Я
- Хорошо. (я поднимаюсь со стула, так как понимаю в этот момент, что Д уже давно стоит у шкафа) Тогда, раз у вас есть мои координаты, то, надеюсь, Вы свяжетесь со мной, если что.
Д
- Конечно.
Я
- До свидания. Приятно было поговорить.
Д
- До свидания.
Результат:
Как Вы уже поняли, переговоры были мной проиграны вчистую. Сейчас, когда я написал всё это и анализирую, я уже и сам вижу несколько несостыковок и своих ошибок, но мне бы ОЧЕНЬ хотелось получить Вашу оценку (комментарии по ходу), а также оценки и комментарии всех желающих, кому интересно поучиться на чужих ошибках, чтобы свои были не такими неожиданными.
И спасибо ещё раз Вам за Ваш курс ШСД. Вряд ли без его помощи я бы сподвигнулся сам вести переговоры. Обычно я это перекладывал на плечи других (как вижу сейчас совершенно зря, самому куда интереснее :-)
Очевидно с первого взгляда, что Роман не потрудился задать ни одного вопроса о том, как работает кадровое агентство, что ему сейчас нужно, какие у директора взгляды на рекламу, как она относится к рекламе в Интернете (причем в этот момент можно, например, добавить, что люди имеющие доступ в Интернет более богатая в среднем аудитория чем, например, читатели газет).
Не было даже попытки разговора о сравнительной эффективности разных видов рекламы и преимуществах рекламы в Интернете. Роман остался в рамках собственных иллюзий, что главное для директора, конечно, цена его услуг. Но и тут он даже не назвал вилку. В зависимости от условий обслуживание будет стоить ВСЕ РАВНО 20 долларов. Хоть какие условия, а цена одна и та же.
Женщина настороженно смотрела скорее всего потому, что отказывать всегда неприятно, но Роман ВЫНУДИЛ ее это сделать. Зачем было нужно заставлять собеседника все решать тут же, НЕМЕДЛЕННО?! Почему не рассказать немного о возможностях Интернета, не оставить информационные о материалы ИНТЕРНЕТЕ, информационные материалы (например, ксерокопии популярных статей или даже пару журналов по профилю) а не прайсы и не предложить провести еще одну встречу через несколько дней? Абсолютно ясно, что директор Кадрового агентства, ДАЖЕ ПРИМЕРНО, не может СХОДУ сказать, нужно ей это или нет. А также дорого это или нет, окупится или нет, но ведь ВСЕ-ТАКИ предполагает ВОЗМОЖНОСТЬ использования такого вида рекламы (это видно из замечания о звездах).
Итог. Роман создал для своего партнера по переговорам ситуацию стресса. Необходимость принятия решения в условиях недостатка времени и недостатка информации. Знает ли эта женщина что такое сайт? Что такое индексирование в поисковых системах, что такое поддержание сайта и так далее? Спрашивать ей конечно неловко, тут пришел такой профи, сыпет умными словами, а она что не профи?
Она взяла и подшила визитку Романа в папочку. Отыгралась в общем. Но удовольствия все равно наверняка не получила. Она бы может с удовольствием послушала краткую лекцию по возможностям Интернета. Но была ли у нее возможность такую лекцию получить? Если ей с порога в нос суют папку с ценами? Мы мол профи, надо плати, а не надо проваливай, нам разговоры разговаривать некогда. Вот такой комментарий по поводу встречи в кадровом агентстве. Поехали дальше.
Переговоры по поводу обращения ко мне и к читателям рассылки проанализировать его встречу, Роман провел, подстраиваясь снизу. Мол я вот такой глупенький, помогите …
Но опять-таки ясно, что это неискренне. Хитрит Роман. А хитрость в переговорах не помощница. А попробуй-ка, Роман, сделать тоже самое но без проблеска какой-либо хитрости и уложись не больше чем в пару абзацев. Хорошо? А может кто из читателей попробует тоже это задание выполнить?