Когда мне рассказали, о том, что есть такая фирма, сотрудники которой готовятся к встрече с клиентом две недели, я подумал, что речь идет или дурдоме, или о спецслужбе. Но, ничего подобного, — это оказался офис коммерческой фирмы, исправно работающей и вовремя выплачивающей сотрудникам зарплату. Учредителем и идеологическим лидером этой фирмы был Юрий Мороз. Фирма располагала стандартным офисом: телефоны, секретари, компьютеры, факсы, люди, чайные чашки и ворох бумаг. Но имелось в фирме одно качество, по которому ее можно было отличить от сотен других фирм. Во-первых, в офисе была комната подготовки к переговорам, напичканная теле- и аудиоаппаратурой, и отрезанная темными окнами и плотной дверью от мира. Во-вторых, руководитель фирмы ставил умение влиять на людей выше всех умений, осуществляемых фирмой. Юрист фирмы и главбух с обидой в душе проглатывали эту весьма нетрадиционную ориентацию руководства.
К переговорам в этой фирме не готовились, переговоры в этой фирме ставили, как ставят свои гениальные постановки бессмертные режиссеры. Сначала о клиенте кропотливо собирали информацию, затем вырабатывали систему убедительной аргументации и только потом приступали к пробам. Да, именно к пробам. Мне все это казалось странным и нарочитым, но, тем не менее, внушало уважение. Была в этом процессе какая-то сакральность что ли, хотя весь процесс от начала и до конца был рациональным. Другими словами, коммерческая фирма играла в театр, тогда как основное направление фирмы лежало далеко от театральной богемы. Фирма работала на рынке зачетов и векселей.
Умение переговорщиков оттачивалось рутиной. Десять раз повторить один аргумент, и десять раз увидеть себя на видео, повторяющем этот аргумент, и десять раз услышать оценку вызванных этим аргументом переживаний — это, знаете, не мед. А именно это и происходило. Нудность огранивала убедительность. Сначала оттачивалась лексика, потом эмоции, потом сила. Аргументы, как на наковальне, постепенно приобретали увесистую и убедительную форму.
Ладно, если бы не было никаких результатов. Можно было рассматривать этот процесс как российскую экзотику, но когда переговорщики, подготовленные таким образом, идут на встречу и возвращаются с ценными бумагами на сумму в несколько миллиардов рублей, и в договоре нет никаких обязательств с нашей стороны — это начинает попахивать магией. Магией продаж. Юра умел составлять договоры. Это, как правило, был один листочек, в котором напрочь отсутствовали наши обязательства. Права были. Обязательства заказчика были. Наших обязательств не было. Периодически возникали ситуации, когда кто-то из учредителей или юристов наших партнеров, увидев эти договора, требовал ответа — как вы могли это подписать?