Малыш не отпускает маму от себя... Кажется, эта проблема характерна для очень разновозрастных детей. Такую жалобу можно услышать и от мамы грудничка, и от мамы трехлетки читать дальше »
Дитя и телевизор: держите дистанцию
18.03.04
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую
очередь это переутомление – самый очевидный, но не самый большой вред,
который можно нанести малышу. Телевизионная программа – калейдоскоп
звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок
тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма
равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству
рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений…При этом
телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
Сколько же времени может малыш проводить у голубого экрана?
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку все нормы
рассчитываются на среднестатистического ребенка. И все же до года не
оставляйте кроху перед экраном более чем на 15 минут в день. От года до
трех время можно увеличить до получаса.
Вторая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может
возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать
под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для
того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами,
он рискует привязаться к нему как к другу Ведь телевизор может и
утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит
и не обижается – чем не настоящий друг?
Что делать, чтобы этого не произошло? Никогда не предлагайте телевизор
вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы
никак не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может
играть один, отправьте его в гости к соседскому мальчику – только не
нажимайте заетную кнопку! Рано или поздно малыш сам обнаружит, что с
помощью телевизора можно в какой-то мере компенсировать одиночество и
скуку, но это будет сделано не с вашей подачи. Кстати, для того, чтобы
объяснить ребенку место телевидения в жизни людей, можно подчеркнуть
«суррогатность» общения с ним. Если ребенок поссорился с другом и не
хочет мириться, но при этом просит вас поиграть с ним, можете
предложить ему посмотреть телевизор со словами: «Я сейчас не могу
играть с тобой. Ты мог бы пригласить Петю, но он тебе не нравится, вот
и смотри теперь мультики».
Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных
ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли
телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей,
интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш
избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде
всего начните с самих себя.
Еще одна опасность телевидения - в пассивности предлагаемых им
развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое
привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную
роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе
программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится
делать что-то самим. В шахматах и картах - думать, просчитывать
комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по
превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится,
оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь
поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас
обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем
закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с
телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете
повлиять.
Такая форма взаимодействия привлекательна и для детей, и для взрослых.
Взрослыми руководит желание снять с себя на какое-то время
ответственность за происходящее и окунуться в круговорот событий, а для
детей это состояние является вполне привычным, поскольку они пока еще
ни за что не отвечают, не влияют на ситуацию, которую выстраивают
другие.
Что и когда смотреть?
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном
просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и
видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах
мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах
литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают
картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь
из неизбежных просмотров максимальную пользу.
0-6 месяцев:
там что-то движется
Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у
телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца
изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем» ,
возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке,
особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный
звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2-3 месяца он
поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя
реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и
осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь
слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца
изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два
мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором -
нет. И малыши были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком.
На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца,
однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития
чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека,
ухаживающего за маленьким.
НАШ СОВЕТ: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской
комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь
или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при
кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.
6-18 месяцев:
слепое подражание
В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то
одном. Тем не менее эти моменты он использует с максимальной пользой. С
шести месяцев ребенок может научиться правильно пользоваться игрушкой,
увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта
удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше,
чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора - это
определенный опыт. Однако до того, как малыш начнет говорить, смотреть
телевизор для него означает - слышать и видеть что-то, недоступное
пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла.
Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут
извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит
обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки
переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не
оказывает на малыша никакого влияния.
НАШ СОВЕТ: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не
овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные
для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и
словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.
18 месяцев-3 года:
требуются объяснения
Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором
или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется
необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о
мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными
и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на
экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и
чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить.
Единственный выход для родителей - озвучить то, что он интуитивно
чувствует. «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему
поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет
слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев
родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают
смысл.
НАШ СОВЕТ: В идеале необходимые объяснения следует давать
непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не
менее возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился,
все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно
думать, что 2-3-летний кроха все понимает, только потому что узнает
того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот
делает и почему.
3-6 лет:
малыш примеряет роль экранного героя
Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между
воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и
с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих
животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно
участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь
событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями
и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он - это
он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться
кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает
доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться.
Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с
тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно «понарошку» пережить
эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.
Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами
и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени
захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько
успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям,
воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и
межличностные связи вообще.
НАШ СОВЕТ: Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или
иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо
привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать
игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными,
жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на
психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя
намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на
веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье-то
представление о действительности с самой действительностью.
Немного о содержании
Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не
любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой
порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а «ужастики»,
фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с
потерями, расставаниями, одиночеством.
Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием
влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не
фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой
экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне
удовлетворится вашим ответом на вопрос: «А что это дядя делает с
тетей?» При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические
подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким
образом взрослые делают друг другу приятное.
Чтобы ребенок случайно не увидел жестоких сцен, вы в первую очередь
должны позаботиться о том, чтобы телевизор не работал все время в
фоновом режиме. Когда малыш неуверенно спрашивает: «Он ведь не
по-настоящему умер?», уверьте его, что он прав, что перед ним всего
лишь картинки, которые не могут быть до конца правдивыми. Это сложнее
объяснить, если речь идет о фрагменте документального фильма или
новостей. В этом случае не стоит отрицать, что увиденное не имеет
ничего общего с реальностью. Объясните, что увиденное - не что иное,
как взгляд режиссера на происшедшее, а он видит только часть
реальности. Более старшие могут понять, что все изображения снимаются с
определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.
Если же вы сами хотите посмотреть фильм с неоднозначным содержанием
сделайте так, чтобы ребенок при этот не присутствовал.
Что касается фантастики, то страх перед будущим, особенно перед
вселенскими катастрофами, присуща каждому человеку. Это страх перед
неизбежностью смерти и неизвестность жизни. Вызвать его у малыша,
который уже немного понимает содержание фильмов, легко, а справиться
ним ребенку очень трудно. Если малыш все же умудрился увидеть
испугавший его фильм, будьте внимательны к нему: возможно, ему
понадобится ваша поддержка, но он не сможет сообщить об этом из-за
недостатка слов и опыта.
Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех
возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети
удивительно доверчивы в том, что касается noтери любви. Поэтому, увидев
историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш
сразу же идентифицирует себя с главным героем и потом будет долго
переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не
случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не
трудно.
Мария Андреева, психолог-психотерапевт
"Счастливые родители"
Мы целый день в двоём с дочкой. Спит хорошо по часу между кормлениями и время много свободного. Но есть ощущение, что что-то я не додаю в плане внимания своему ребенку. Запала на "Агуканья" и иры в "Козу-рогатую" хватает на час, а дальше? Живая фантазия куда-то подевалась. Прошу о помощи.
Кол-во прочтений 12 - последний
комментарий
от Guest_lena
Раньше я думала, что игрушек очень много и они все разные и мы просто не сможем выбрать ребенку подходящюю. Но оказалось при близком ознакомление, что особого выбора и нет . Дальше я буду иметь в виду возраст моей девчонки. Игрушки для детей можно разделить на 4 вида: пластмасса, резина, дерево, мягкие игрушки. Деревянные и мягкие игрушки пока у нас не в ...читать далее
НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА РЕБЕНКА ДО ЕГО ЗАЧАТИЯ, или, нечто, о вторичном, а тем более первичном соотношении полов http://karpattour.narod.ru/deti1-2.htm
моему сыну 4 мес. у не проблема сходить по большому уже с 2 мес. когда мы были у врача, он ему градусник засунул в попу и он тогда так хорошо облегчился с тех пор уже 2 мес. без градусника он не может какать только с помащью градусника он какает. что делать ?
По всем каналам кричат о пользе йода, крутят рекламу таблеток, супов, соли. Все это с йодом. Как я выяснила, у нас в садике пока не добавляют такую соль при готовке, но уже думают об этом. Но в семье (у моей мамы) есть проблемы с щитовидной железой - базедова болезнь. Меня это очень сильно пугает, я не хочу, чтобы у моих деток были такие же "чудные" большие глазки. Кроме того показывают все эти кубики, супы, вермишели, каши. Это же все ужасно вредно. Там же невесть какие добавки ...читать далее
Деток у нас трое, двое еще ясельного возраста. Очень не хотелось бегать собирать детей по разным зданиям, поэтому нужен был ясли-сад. Садиков только на нашей стороне улицы оказалось 6 штук! да еще две школы и крытый каток. Выслушав похвалу от мужа (я выбирала район) мы отправились узнавать где и когда будут дни открытых дверей. Провели поверхност ...читать далее
Кол-во прочтений 19 - последний
комментарий
от ОАА