Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В помощь Дзенствующему. (ZenRu-экспресс)


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

В помощь Дзенствующему
81 (104) 11/01/2005
автор рассылки:
Клейн

 

ВТОРАЯ ЛОГИКА


21-23 января 2005 г. состоится Пятый семинар-тренинг из Годового цикла ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Оздоровительный Лагерь "Звонкие Голоса",
Московская обл., Клинский р-н, пос. Чайковского.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ
http://klein.zen.ru/zen-spirit/2004/Seminars/Seminars_s2l.html

Стоимость обучения с проживанием и питанием: 1800 руб.
Преподаватель: Клейн, www.zen.ru

Заявку на участие в семинаре с указанием фамилии, имени, отчества
присылайте Белке ivanova@fabrussia.com

 

ДЗЕНСКИЕ БЕСЕДЫ

Машина по производству моделей, или
В чем заключается Великий Дзен?

Фрагменты лекции №16,
прочитанной на 4-м семинаре по Второй логике,
17-19 декабря 2004 г.
Читать полный текст лекции


1.

Клейн:
Существует некая у тебя машина по производству моделей. И ты ей пользуешься. И другой у тебя нет. Что даёт тебе уверенность в том, что это правильная машина, что она выдаёт правильные результаты?

Марина:
Ну, здесь простые вещи. Есть обязательно представление о результате, который ты должен получить.

Клейн:
Результаты, которые ты получаешь, ты трактуешь своей модельностью.

Марина:
Они должны быть не только для меня видны, результативны...

Клейн:
Это в твоей модельности. Реакцию других на твои результаты ты трактуешь своей модельностью. Понимаешь?

Марина:
Я использую некие модели вообще, при описании этих менеджерских проектов...

Клейн:
Они входят в твою модельность. Тебе кажется, что это то, это другое. Неважно. Но это - элемент твоей модельности. Всё, что у тебя есть - это машина по производству моделей.

Марина:
Вот с Игорем. Он тогда красивое определение предложил: "Ящик с инструментарием".

Клейн:
Да хрен с ним! Ящик - это ящик. Там потрясёшь - трясётся. А это машина. Вот она работает. Как ты определяешь, что она работает правильно? На чем держится эта твоя уверенность?

Марина
…(неразборчиво)... (смех)

Клейн:
Ну, нет, нет. Вопрос был не об этом. Итак. Вот у тебя есть… Ты умная, ты понимаешь. Вот у тебя есть машина - модельность. Всё что это - это модельность. Назначение этой машины - производить решения в виде отношения твоего к этому, к этому. В виде выбора тобой решения "то или то", в виде выбора действия твоего. Это всё производит твоя "модельная машина". На чём основана твоя уверенность, что эта машина работает правильно? Что она не кривая, не косая, не испорченная? И все результаты, которые она выдаёт, она их выдаёт не с ошибками? На чем держится твоя уверенность?

Марина:
У меня нет такой уверенности. Когда я работаю, как машина - она мне, просто, не нужна.

Клейн:
Не "ты, как машина". Стоп, стоп, стоп, стоп. У тебя очень такое, знаешь, сознание - оно мне напоминает такой шарик. Я его давлю ногой, а он выскальзывает. (смех) Так вот. Ты о другой машине говоришь. Будем, как говорят методологи, "держать мысль".
Вот есть машина твоя модельная. Ты не можешь соприкасаться с миром иначе, чем через эту модельную машину. Как ты определяешь, что машина не барахлит, что она работает правильно? На чем держится твоя уверенность в этом?

Марина:
На другой уверенности… опять же - как шарик выскакивает. Потому что - я её создавала. Может быть, она неправильная для кого-то. Она правильная для меня!

Клейн:
Стоп, стоп, стоп, стоп. Остановимся, и будем применять минимальное количество слов. То есть твоя уверенность, что эта машина работает правильно основана на факте, что это "ТВОЯ машина"?

Марина:
Да.

Клейн:
Но это же глупо! (смех)

Марина:
Глупо, не глупо, но…

Клейн:
Ты пойми. Это глупо. И если на этом держится всё…

Марина:
Употреблять слово "уверенность", на мой взгляд - это тоже глупо. Понимаешь? Там есть сравнение…

Клейн:
Ты пытаешься уйти в более мелкие зоны и как-то там в них чуть-чуть закрепиться какими-то волосками.

Марина:
Ещё раз сформулируй вопрос.

Клейн:
Есть один вопрос. Вот модельная машина. Вот она производит модели, отношения, решения, выборы. На чем держится твоя уверенность, что машина работает правильно? Ты сейчас сказала: "На том, что это моя машина. То, что это правильно - основанием этого является то, что это моё. И поэтому это правильно". Вот, что ты говоришь.

Марина:
Неправильно. Я, вообще, не эти слова... Я, вообще, не могу эти слова туда ставить...

Клейн:
Стоп, стоп, стоп, стоп. Я уже, видишь, вторую ногу подогнул. (смех) На чем держится уверенность твоя, что эта машина работает правильно? Если у тебя нет уверенности, тогда ты склонна прислушиваться к другим мнениям. Тогда ты склонна пытаться понять другие "миры модельности". Ты тогда, когда сталкиваешся с непонятным, тратишь уже какое-то время не на то, чтобы думать "как бы мне перевести это на язык своей модельности?" - а стараешься убрать свою модельность. Причем, чем сложнее объект, тем на большее время ты должна убрать эту свою модельность. То, что ты называешь "раствориться полностью и попытаться вот туда". Тогда понятно. Тогда можно говорить о том, что у тебя нет той непоколебимой уверенности в правильности твоей машины. Но она присутствует. Я хочу тебе показать, что она держится ни на чем. То есть, если она держится на факте, что это просто "МОЯ машина", и поэтому это правильно, то это…

Марина:
В ощущении недостаточности и полноты существует эта вот растяжка постоянная...

Клейн:
Нет. Вот смотри. Это не совсем то, о чем я говорю. Растяжка, то, что ты называешь "растяжкой", ощущение от полноты - это входит в твой инструментарий. А инструментарий - это часть машины. Я говорю: вот машина, включая инструментарий, включая ощущения "полнота-неполнота". То есть, вот ошибку выдает машина. Предположим. Как ты определяешь, что машина работает безошибочно? Какие у тебя есть контрольно-измерительные приборы? Ведь, она может выдавать ошибку за ошибкой?

Марина:
У меня в ответах сейчас идёт просто "повтор циклов".

Клейн:
Стоп. Это уже хорошо. Мы машину пока… Секундочку! (смех) уже…(смех) Наша-то задача - её взорвать, понимаешь. Мы её зациклили. Почему я говорю "её взорвать"? Потому, что эта машина: "бум, бум, бум..." Вон Марина со своей щепкой. Она эту щепку: "Хрр, хрр!" - и опять: "бум, бум, бум…" Анечка со своими стрелами. Она: "Хррр - бум…" Вот зациклили. Победа! Мы нашли очень хороший вопрос. Типа пупок. (смех) На чем держится уверенность в правильности твоего моделирования?

Марина:
Нет у меня там категории уверенности. Не держится она, понимаешь, там ни на чем. Нет такого. Точно так же нет такого - "правильное-неправильное"...

Клейн:
Это ты уже пытаешься умствовать. Есть "правильное-неправильное". Есть.

Марина:
По отношению к конкретному проекту - есть.

Клейн:
Стоп, стоп. Твоя машина выдаёт, что… Понимаешь, она говорит: "Я не имею никакого собственного мнения. Ни на чем ни держится моя эта… Но ты со своими правильное-неправильное - заткнись". То есть: "Я не имею собственного мнения, но моё мнение железно!"
Поверь. Есть "правильное" и "не правильное". И если твоя модельная система не содержит такого, что есть "правильное-неправильное", она исходит из того, что есть… Модель "нет такого, что есть правильное и неправильное" - это одна из ошибок твоей системы.


2.

Клейн:
У тебя есть "машина" - твоя модельность. Назначение этой машины - производить решения в виде отношения твоего к этому, к этому. В виде выбора тобой решения "то или то", в виде выбора действия твоего. Это всё производит твоя "модельная машина".

Ты не можешь соприкасаться с миром иначе, чем через эту модельную машину.
Всё, что вот ты ощущаешь, видишь, это всё ты проводишь через свою модельную машину. Ты ежесекундно, каждую долю секунды, по всем каналам, всё, что ты получаешь - из этого создаёшь модель. Ты это всё интерпретируешь на основе своего опыта, своих представлений, своих понятий. Мало того, не просто по отдельности, а целых систем, содержащих подсистемы. Ты не представляешь, какая это грандиозная машина. Она ничего не впускает. И всё это держится. Эта машина, она, просто, ужасающе мощная.

Но у неё есть "ахиллесова пята". Когда сознание, которое сидит внутри этой машины и рулит, вдруг осознает, что его уверенность в правильности этой машины, этого движения, она висит в воздухе. Она висит в воздухе, нет основания! Оно сразу начинает видеть - ну, сразу-не сразу... - что "эта машина, она-то иллюзорна!"

Понятно, что эта машина - это инструмент для рытья окопов или для того, чтобы удерживать вот эту вот штуку внутри в каком-то состоянии, более-менее стабильном, комфортном. Неважно, в каком. Благодаря этой машине, тот, кто сидит внутри, называет это "адекватность", "неадекватность"... Благодаря этому существует устойчивость. Ключевое слово - "устойчивость". Больше нет ничего. Вот этот вот гад, он заботится только об устойчивости! Поэтому применяет водку, наркотики, работу, размывание понятий, цепляние за понятия - всё, что угодно. И всё это держится на НЕЖЕЛАНИИ ПОНИМАТЬ, что это всё - модельная машина, и вся она держится ни на чем!

И только с этого начинается взятие под контроль этой модельной машины глобально - с осознания этого. До этого - невозможно! Машина, у неё тут пулемёты торчат, тут пушки, тут гусеницы, тут всякие интеллектуальные периферии - невозможно к ней подкопаться. Только вот так, под днищем, обойдя пупок... (смех)

Вторая логика держится на каких вещах? Она держится, как система мышления, на осознании того, что всё, что мы видим, и всё, что мы производим - это модели. Мы не можем соприкасаться с действительностью иначе, чем через прослойку этих моделей. Мы обладаем комплексом, который производит эти модели. И когда мы говорим "машина" - это упрощённо, это целая "среда модельная". То есть по сравнению с машиной... машина - это будильник, например, а это тот вот в "Терминаторе", который переливающийся, он может так, может так, может так. То есть, это сложнейшая среда, которая не только может, что угодно, производить, но и производит всё, что у нас есть. Это знаете как? Это немножко не относится к теме, но приведу, чтобы была понятна глубина.

Кастанеда приходит к Дону Хуану:
- А это вот что?
Он говорит:
- Это тональ.
- А это?
- Это тональ.
- А это?
- И это тональ.
- А вот это?
- И это тональ. Но есть нагваль.
- Да, - говорит Кастанеда. - Классно! А вот это?
- А это тональ.
- А это?
- Это тоже тональ. И всё, что нас окружает - это тональ.
- Да?
- Да. Но есть еще, - говорит, - нагваль.

Так это вот, примерно, то же самое. Всё, что у нас есть - это вот эта машина. Но есть ещё кроме этой машины. То есть, существуют возможности выхода за пределы этой машины. И в этом великая тайна Дзен. На самом деле Чань. Потому, что Дзен - это упрощённая версия, это японцы. Мы, китайцы, всегда к японцам относимся, как русские к украинцам. Хохлы, молодая раса. Понатырили... включая иероглифы. А ты, Марина - японка?

Марина:
Нет. Я кореянка.

Клейн:
Ну, это, вообще, младшие братья.

Учащийся:
Нет, японцы - помесь корейского и китайского.

Клейн:
Там история другая. Корейская культура очень древняя и даже древней японской. Но в чем были всегда сходны китайцы и японцы - мы всегда их дразнили. (смех)
Так вот. Вторая логика - это не просто система, как таблица умножения. Она держится на том, что человек отдаёт себе отчет. У него должно быть достаточно внутренних качеств, чтобы иметь возможность, иметь способность давать себе отчёт в том, что всё, что он видит - это модели, порождаемые этой "модельной средой".

Он должен понять, что раз есть машина, среда, порождающая эти модели, эти модели можно порождать правильно и можно порождать неправильно. То есть, задача заключается в том, чтобы взять под контроль эту модельную среду. Пока ты не понимаешь, что есть модели, что ты видишь через модели... - И здесь я говорю ключевое слово - "проведение границ". Потому что модели образуются "проведением границ" - ты "ограничиваешь" часть этого бесконечного текущего мира некоторыми границами и порождаешь модель.

Модель содержит: границы, внутреннюю структуру, контекст. Это то, что влияет на модель. Такие штуки: границы, внутренняя структура и контекст. Это упрощённая схема потому, что контексты как жемчужина вокруг песчинки, они слоями: более ближний контекст, более дальний контекст, пространственный контекст, временной контекст, культурно-исторический контекст - это бесконечность. И вторая логика - это логика плавания в бесконечности.

Под логикой понимается только одно. Как только существуют причинно-следственные связи - сразу можно говорить о логике. Самые примитивные виды, формы, системы причинно-следственных связей - это то, что описывается формальной логикой. Но могут быть причинно-следственные связи более сложные. Не в том смысле, что "более сложные цепочки, подчиняющиеся такой логике" - а у них логика другая принципиально. Ну, принципиально другая. Ну, поверьте на слово - просто принципиально другая.

Но как только есть "не произвольность", не хаос, не беспорядок, а какие-то причинно-следственные такие вот штуки, то можно говорить о логике. И существует принципиально другая логика - не прослеживаемая вот так вот, вот так, вот так, вот так.

Так вот. Вот модели, вот проведение границ, вот модельная машина, вот то, что мы видим. До тех пор пока это не осознаётся, как Будда говорил, нами - "не мы вращаем Колесо Дхармы, а Колесо Дхармы вращает нас". И мы там будем находиться ровно столько жизней, пока наши качества не созреют настолько, что мы поймём, познаем себя на том уровне, что увидим себя вот так. И после этого начинается следующий этап - брать эту машину под контроль.

Она порождает всё: действия, решения, эмоции, отношения, тяготения. Она порождает всё. Она защищает нас. Она очень хорошая: она нас защищает, питает, баюкает, успокаивает. И нужно увидеть это всё, и начинать её брать под контроль. Потому, что до тех пор, пока она не под контролем, что бы ты о себе не думал, ты - раб машины, ты "не осознанная" часть, ты второстепенная часть, глаза твои закрыты, ты спишь. Тебя бросает. Только ты высунулся: эх! немножко дискомфорт - машина: у-у-у-у…

Это гениальное создание Того, кто всё это создавал. Вот только так.
А великий Дзен, Марина, заключается в том, что вот эта вот штука - вот мы, вот сердцевина, суть этой машины, которая предназначена для того... - вспомните: "точка сборки", "нет зелёного цвета"... - Наше восприятие, мы сами, существуем только благодаря тому, что создана Им машина, которая может создавать вот эти картинки, собирать. Или другими словами - "машина, которая может создавать иллюзии".

Великий дзен заключается в том, чтобы машина, созданная, чтобы создавать иллюзии, должна освободиться от всех иллюзий. О, какая интересная игра. Да? И это то, что в Алмазной сутре, когда это произойдёт, называется "уничтожение, которое не-уничтожение". Такой вот Великий Поворот.

И две с половиной тысячи лет после того, как Будда произнёс эти слова, мы тащимся, тащимся, тащимся в эту сторону. Но я хочу вам всем сказать, что в последние годы условия улучшились, и возможно при нашей жизни что-то такое произойдёт интересное. Всё накоплено уже. Все пушки забиты, пароховницы запороховированы (смех).

Учащийся:
Идёт накопление критической массы.

Клейн:
Она уже накоплена. Уже начал …(смех) ... (неразборчиво)...

Учащийся:
А то, что дано "осознать и взять машину под контроль" - оно тоже создаётся этой машиной?

Другой учащийся:
Тональ. Всё тональ. (смех)

Клейн:
Там внутри, в этой машине, там частичка Бога. Но здесь, в этом мире, она может быть только вместе с этой машиной. То есть "тональ-не тональ", на другом языке. Мы, просто, сейчас не разбираем этот вопрос: "Кто есть ты?". Потому что точно так же то, на чем держится твоя система ценности, если мы правильно разбираем, на чем держится твоя система выбора, твоя модельная машина - она держится на пустоте. Если начнём разбирать "кто такая ты" правильно, то ты тоже увидишь эту пустоту. Там нет ничего.

Но мы как-то поставим флажки, чтобы там чего-то было. Просто, человек для того, чтобы он накапливал, накапливал нужное знание на протяжении какого-то количества лет, поколений... Вот эти две штуки - то, что "модельная машина" держится ни на чем, и то, что "он" ни на чём - это закрыто от него, чтобы он копал. Только вот Бодхидхарма... Император У Ди спрашивает: "Кто передо мной?" Ответ: "Не знаю". "Не знаю" - это некая смягчённая форма ответа "никто". И плюс, если вспомнить, что двумя минутами раньше Бодхидхарма говорил: "Нет ничего святого". Вот в чём смысл: "нет ничего святого", "никто" - это все ближайшие оболочки пустоты, где нет ничего. Но этот вопрос, где между "я" и "пустота" стоит знак равенства, мы не рассматриваем.

Учащийся:
Не окажется ли так, что мы думаем, что воспринимаем действительность через модели, а когда уберём все модели...

Клейн:
Уничтожение, которое не-уничтожение. Как пишет Будда в Алмазной сутре: "Наша задача - привести все живые существа к уничтожению".

Учащийся:
Очень, очень страшно.

Клейн:
В европейской модельности такого человека можно назвать "Антихрист".
Итак. Без Второй логики, без её основ - без этого не взять под контроль эту машину, и это означает, что не взять по-настоящему под контроль свою жизнь. Тебя будет носить как щепку. Или как бревно. Этим заканчивается эта лекция. Лекция закончена.


Клейн, www.zen.ru

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.zen
Отписаться

В избранное