Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В помощь Дзенствующему. (ZenRu-экспресс)


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

В помощь Дзенствующему
80 (103) 09/12/2004
автор рассылки:
Клейн

 

ВТОРАЯ ЛОГИКА


17-19 декабря 2004 г. состоится Большой Новогодний 2-х дневный семинар-тренинг Школы по Второй логике для всех желающих - "Зимо-версия Летнего Лагеря Ш2Л".

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Оздоровительный Лагерь "Звонкие Голоса",
Московская обл., Клинский р-н, пос. Чайковского.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ
http://klein.zen.ru/zen-spirit/2004/Seminars/Seminars_s2l.html

Стоимость обучения с проживанием и питанием: 1800 руб.
Преподаватель: Клейн, www.zen.ru
Вопросы по семинару: Белка, ivanova@fabrussia.com

Заявку на участие в семинаре с указанием фамилии, имени, отчества
присылайте Белке ivanova@fabrussia.com

 

ДЗЕНСКИЕ БЕСЕДЫ

Вторая Беседа с Aries'ом, или "И вот тебе уже 44 года" (классический сократический диалог)

Фрагмент беседы.
Семинар школы по Второй логике.
19-21 ноября 2004 года. Подмосковье, п. Чайковский.


Клейн:

Если взять за начальную точку, когда человек не знает, чем ему заняться и что делать, то следующая стадия - он, например, начинает искать дело. Потом он находит. А вот там уже - это Бодхисаттва, который помогает живым существам. Ну, по крайней мере, каноническая табличка висит на нем: "Помогаю живым существам!" Соответственно - раз, два, три. Ступени. А там существуют "12 ступеней Бодхисаттвы". В разных традициях - по-разному. Как-то люди должны были это разложить, чтобы на что-то опираться Если брать конкретно тебя и конкретно нынешнюю цивилизационную ситуацию, то это, естественно, будет проявляться и должно проявляться не в тех словах, терминах и даже свойствах, которые описаны в какой-то древней книге, где "12 ступеней Бодхисаттвы", а это будет проявляться в том, что ты сейчас включился в какой-то проект. Ты сказал, что учишься и у тебя есть научный проект. Что это за проект?

Вадим:
Я задачку делаю, какие-то формулы, программу написать.

Клейн:
Отлично. Тебе интересно этим заниматься?

Вадим:
Да.

Клейн:
Ты можешь представить, что в какой-то момент ты сделаешь этот проект?

Вадим:
Безусловно.

Клейн:
И после того, как ты сделаешь этот проект - чем ты будешь заниматься?

Вадим:
Я, наверно, следующий начну.

Клейн:
Отлично. Он, наверняка, будет сложнее и масштабнее?

Вадим:
Ну, да. Смотря, какая задача. Я еще не знаю.

Клейн:
Да. Ты и его сделаешь.

Вадим:
Да. Сделаю.

Клейн:
Иииии? Что тогда?

Вадим:
Ну, я в этом институте, в любом случае, еще какое-то время буду находиться.

Клейн:
Ты его закончишь.

Вадим:
После этого я, например, могу остаться и пойти в аспирантуру. Заниматься тем же самым.

Клейн:
Закончишь "на отлично" аспирантуру.

Вадим:
Потом я смогу там же остаться в качестве научного сотрудника.

Клейн:
Отлично. Предположим, ты остался научным сотрудником. Чем ты занимаешься?

Вадим:
Вычислительная матфизика.

Клейн:
А в чем выражаются твои занятия, как научного сотрудника?

Вадим:
В том, что я делаю задачки.

Клейн:
Отлично. Вот ты сделал все задачи.

Вадим:
Все?

Клейн:
Хорошо, тебя смущает слово "все"? Ты научный сотрудник. Ты делаешь какие-то задачки. Ты сделал одну, потом сделал более сложную, более масштабную. Потом? Еще одну. Потом? Дальше что?

Вадим:
Потом такая ступень пойдет, что я их сам организую. Какие-то гранты выделяют, то есть, не только занимаешься этим делом, но и еще какие-то организаторские функции.

Клейн:
Какие ты имеешь в виду организаторские функции?

Вадим:
Тебе выделяют грант, ты едешь договариваешься.

Клейн:
Отлично. Вступил ты в эту полосу, начал в ней как-то ориентироваться. Получил первый грант. Начал делать какой-то проект. Доделал его. Дальше?

Вадим:
Потом будет еще одна стадия

Клейн:
Смотри, тебе уже в этот момент - 44 года.

Вадим:
Неее. Это можно до 30 лет сделать.

Клейн:
Хорошо, ладно, 30 уже.

Вадим:
Вот и там, дальше к 30-ти годам уже у тебя ученики появились какие-то.

Клейн:
Они начали делать проекты. То есть, они вступили в эту линию, с которой мы начали, да?

Вадим:
Да.

Клейн:
Постепенно она их приведет к грантам и к тому, чем ты занят. Мы ученикам просто сразу выделяем нишу, место и на них не обращаем внимания. С ними понятно - они будут повторять твою линию. А вот, что ты делаешь?

Вадим:
Ну, дальше я думаю

Клейн:
Так! Смелее!

Вадим:
Я собирался ответить, наверно, не то, что ты думаешь

Клейн:
Я ничего не думаю.

Вадим:
Ты меня подталкиваешь к чему-то. А я просто

Клейн:
Ну, ты там премии какие-то получаешь. Ты же хорошо работаешь? Медали.

Вадим:
Если мне не надоест еще этим заниматься.

Клейн:
А почему тебе этим надоест заниматься?

Вадим:
Ну, мало ли что?

Клейн:
А ты больше ничего не умеешь. А здесь у тебя успехи. Как тебе это может надоесть?

Вадим:
Ну, мало ли?

Клейн:
Ну, хорошо. Мы же рассматриваем какие-то ветки. Мы рассматривали развилку, где ты остаешься в институте или можешь уйти. Выбрали рассматривать ту линию, где "ты остаешься". Так и здесь - развилка "надоедает или не надоедает?" Выбираем "не надоедает".

Вадим:
Ну, наверно, у меня вес повысится, сфера моего влияния. Сначала кандидатскую, потом докторскую. Если все пройдет.

Клейн:
И вот тебе уже - 44 года.

Вадим:
Ну, что - помирать пора. "Что еще нужно человеку чтоб спокойно встретить старость"

Клейн:
Ну, в ответ на твою цитату из фильма "Белое солнце пустыни" отвечу тебе цитатой из фильма "Матрица": "Ну, значит, не в этой жизни. Чего-то ты ждешь, парень. Наверно, следующей жизни?" - Помнишь?

Вадим:
Да Я, правда

Клейн:
Хорошо! Умер ты! Неважно. Родился еще раз.

Вадим:
Я не хочу

Клейн:
Тебе не нравится жить? Что это ты тень на плетень наводишь? Что плохого в твоей жизни?

Вадим:
Нет, я просто в ад не хотел бы, чтобы там... совсем.

Клейн:
А кандидатская, а докторская, а ученики??

Вадим:
Нет мне не нужно на самом деле

Клейн:
Так что тебе нужно? Что ты мне голову морочишь? Рассказываешь, как ты все это делаешь. Я-то думал, тебе все это нужно - внимательно рассматриваю - а тебе, оказывается, не нужно?

Вадим:
Я рассказываю о своих грядущих успехах по конкретной профессиональной ветке. Как вот на что я буду кушать.

Клейн:
Так тебе это нужно только, чтобы кушать?

Вадим:
Я понял так, я рассказываю, что будет дальше конкретно по этой ветке.

Клейн:
Но ты ж по ней идешь?

Вадим:
Вообще-то, я думаю, я на каждом этапе буду больше соображать, чем на предыдущем. То есть, видимо, у меня появятся какие-то цели, которые я не могу сейчас себе представить.

Клейн:
А какие?

Вадим:
Откуда я знаю?

Клейн:
А ты посмотри вокруг. Полно 30-ти летних людей. Поспрашивай, какие у них цели?

Вадим:
Я в книжке просто читал про "Бодхисаттв 12 ступеней". Нет, я имел в виду не обязательно 30-ти летних по возрасту

Клейн:
Ну, давай мы разберем какую-нибудь реальную твою траекторию, не выдуманную, не иллюзорную.

Вадим:
"Реальную" - это, в смысле, реальную?

Клейн:
Попытаемся. Ну, если то, что ты описал - "получил докторскую диссертацию, венки, медали" - это условная, иллюзорная траектория, то давай попробуем настоящую проследить. Как будет меняться твоя деятельность в процессе твоей реальной траектории?

Вадим:
А что значит "как она будет меняться"?

Клейн:
Ну, если она не меняется - получается такая траектория, как ты описал. Но ты же говоришь "появятся какие-то другие цели к 30-ти годам"? Ты же имеешь в виду что-то принципиально другое, что принципиально по-другому будет идти твоя траектория твоих действий, способ твоих действий, цели? Попытаемся сейчас найти это принципиальное изменение, которое ты ожидаешь к 30-ти годам. Попробуем достать - а что там такое? Что там за цели, что за "другая деятельность"? Ну, например, ты занимался, занимался программированием - потом одел холщовую рубаху, взял суму, пошел проповедовать. Ну, вот давай посмотрим.

Вадим:
Нет, я не думаю, что какие-то изменения в моей профессии произойдут. То есть, одно дело, ты вот как-то развиваешься в духовном отношении и другое дело, что ты занимаешься чем-то для зарабатывания денег.

Клейн:
Понятно. То есть, ты имеешь в виду, что после того как ты стал кандидатом, потом доктором и потом - не хочу называть это слово

Вадим:
Какое?

Клейн:
Умер. То есть к этому ты подошел не только с профессиональной линии, но и с тем, что еще прочитал какое-то количество книжек и провел какое-то количество разговоров с друзьями?

Вадим:
Ты меня прямо в тупик ставишь своими вопросами.

Клейн:
Это то, что ты мне говоришь, я просто повторяю.

Вадим:
То есть, я невнятно говорю.

Клейн:
А что ты говоришь?

Вадим:
А что ты спрашиваешь?

Клейн:
Я спрашиваю, как сложится твоя жизнь?

Вадим:
Моя жизнь сложится, я надеюсь, я хочу, я делаю все для того, чтобы она сложилась так, чтобы к 30-ти годам меня вопросы какого-то материального обеспечения не парили.

Клейн:
Отлично. Я тебе предлагаю даже больше! У тебя помимо этого будут награды, звания, должности. То есть не только чтобы "хорошо, не парил", но и "сверх-не-парил"! Иии?

Вадим:
Ну, при этом я хотел бы иметь какой-то более высокий уровень по возможности. По сравнению с тем, что у меня сейчас.

Клейн:
В чем он выражаться должен? Ты прочитал побольше книг или ты побольше побеседовал?

Вадим:
В том, что я развился лучше.

Клейн:
Что это значит "ты развился больше"? Ты что стал - ну, например, по качествам - смелее или веселее? Стал лучше разбираться в теологических вопросах? Что такое "духовность" вообще?

Вадим:
Ну, вот возьмем знания. Вот я сейчас здесь, и вот я буду где-то тут.

Клейн:
Ну, да - так всегда будет.

Вадим:
Вот я продвинулся в направлении

Клейн:
Итак, когда ты говоришь, что ты к 30-ти годам чего-то поймешь, ты надеешься на халяву? Типа "поживу, пойму"?

Вадим:
Когда я тебе это говорил, я просто находился невменяемый. Ты спрашиваешь - я тебе отвечаю. Я имел в виду, что делать сейчас.

Клейн:
Вот мы это и пытаемся найти - в чем же должна выражаться эта деятельность? В чем должно проявляться твое движение? Какие существуют "точки" на твоем пути? "Не знаешь, что делать" - "ищешь, что делать" - "знаешь, что делать". И вот ты там, когда "помогаешь всем живым существам", как образ Бодхисаттвы.

Вадим:
Все детали нужно видеть абсолютно сейчас?

Клейн:
Нет, необязательно их все видеть. Но давай попытаемся хотя бы выяснить, что за образ действий должен быть, который туда приведет? Если ты этого никак не видишь, то можно сидеть сейчас и надеяться, что

Вадим:
У меня есть какая-то схема в голове

Клейн:
Что за схема? Что за схема, киборг?

Вадим:
Необходимо какие-то шаги сделать к самостоятельности, хотя бы.

Клейн:
Но это не схема! Это знаки вопроса. "Необходимо сделать какие-то шаги". Это не схема.

Вадим:
Например, начать самому себя обеспечивать материально полностью.

Клейн:
Да, конечно, желательно.

Вадим:
Я думаю, что это по-любому должно когда-то произойти.

Клейн:
Да. А то, что это за Бодхисаттва такой? Кто его должен обеспечивать? НеБодхисаттвы, что ли?

Вадим:
Прихожане.

Клейн:
Это - пастор.

Вадим:
Ну, а как?

Клейн:
Как как? Ты же видел вчера фильм "Догма" - специально показывали - и пастора-жулика в нем, который говорит: "Я вам сейчас статую "молодчага Христос" покажу"?.. А сам вдруг - такой же. Тут все очень просто. Если рассматривать пристально - все очень просто. Если ты Бодхисаттва и сам себя обеспечивать не можешь, то обеспечивать тебя должны или неБодхисаттвы, или такие же, как ты - но которые и себя обеспечивают, и еще чтобы на тебя хватало.

Вадим:
Я вроде читал какой-то текст по этому поводу. В принципе, мне понятно, что у Бодхисаттвы помимо прочих качеств и еще что-то - должен найти, как себя обеспечивать, ресурсы добывать.

Клейн:
Как ты учишься добывать этот ресурс?

Вадим:
Конкретно сейчас?

Клейн:
Да.

Вадим:
Например, я в данный момент обучаюсь верстать ХТМЛ. Я не умею это делать совершенно, я обучаюсь еще.

Клейн:
И что ты потом с этим будешь делать умением?

Вадим:
Не знаю, говорят что, зная ХТМЛ, какие-то языки программирования можно деньги зарабатывать.

Клейн:
Хорошо, ты будешь зарабатывать деньги. Что ты с ними будешь делать?

Вадим:
Я их, конечно, буду тратить, но не важно, что я с ними буду делать - важно, будет ли мне их хватать.

Клейн:
Это смотря с какой стороны "важно-неважно". Для тебя в каких-то границах это "не важно", а для меня - важно. Что ты будешь делать с этими деньгами?

Вадим:
Мне приходит какая-то сумма ежемесячная, я ее трачу, что-то остается, да?

Клейн:
Остается - что ты делаешь с деньгами? Копишь, в банк складываешь или что? Что значит "остается"?

Вадим:
Я

Клейн:
Ты зарабатываешь какое-то количество денег ХТМЛем, которых тебе хватает на жизнь.

Вадим:
Я, конечно, буду дальше развиваться. Не одним ХТМЛем зарабатывать.

Клейн:
Будешь, да. И так как ты в аспирантуре, у тебя, может, там еще пойдет

Вадим:
Может, получится как-нибудь совместить.

Клейн:
Потом посмотришь - на основном направлении ты зарабатываешь больше, чем на ХТМЛе. Ты же сказал - к 30-ти годам ты уже будешь зарабатывать достаточно. ХТМЛем не ХТМЛем - какая разница? Независимо от того, чем ты занимался - к 30-ти годам ты будешь достаточно зарабатывать себе на жизнь.

Вадим:
Я хотел бы даже пораньше.

Клейн:
Хорошо - в 26.

Вадим:
Да.

Клейн:
И?

Вадим:
Значит, эта проблема у меня отпадет.

Клейн:
Так.

Вадим:
Ну, тамкакие еще проблемы есть? Я буду стараться двигаться, чтобы у меня не осталось проблем с деньгами

Клейн:
Да, это мы уже проехали.

Вадим:
Личных проблем - в смысле, личная жизнь, любовь, семья, брак, дети

Клейн:
И вот тебе 44 года.

Вадим:
Нет, это все к 30-ти годам.

Клейн:
Да, дети выросли - как раз, 44.

Вадим:
Нет, нуу

Клейн:
Дети пока родились - 30.

Вадим:
Ну, может, так окажется, что детей не надо будет?

Клейн:
Детей родил, а потом что - выкинул, что ли? Оказалось, не надо? Ну, хорошо, выкинул - развелся. Но, все равно же - алименты платить будешь, что-то еще. Дети же, как произошли, их надо же

Вадим:
Ну, я говорю, вообще.

Клейн:
Так, предположим.

Вадим:
Ну, женюсь поженюсь немного и

Клейн:
Как это "поженюсь немного"?.. Как-то у нас все никак не получается к Бодхисаттве подойти - то разведется, то

Вадим:
Ну, есть же такие проблемы, которые мне необходимо отработать?

Клейн:
Верно.

Вадим:
Вот, то есть деньги там

Клейн:
Ты уже третий раз повторил про деньги и два раза про "женилку".

Вадим:
Сейчас я озабочен социальными проблемами.

Клейн:
Решишь ты их, социальные. К 30-ти годам.

Вадим:
Тогда у меня останется только личное развитие.

Клейн:
Хорошо. Только личное развитие. Дети есть? Жена есть в этот момент?

Вадим:
Ну, как пойдет...

Клейн:
Это я к тому, что, если будут жена и дети, то, помимо твоего личного развития, надо будет обеспечивать жену, детей. Они в школу ходят, болеют - "Папа, папа, дай дееенеег!" Пэтому я спрашивю у тебя - дети у тебя будут в этот момент?

Вадим:
Я же не знаю.

Клейн:
Ну, давай определимся, выберем - мы же конструируем, модель делаем?

Вадим:
Да, пусть будут дети, пусть будет сложнее модель.

Клейн:
Хорошо. Рассмотрим самую сложную ситуацию у тебя 10 детей.

Вадим:
Почему?

Клейн:
А сколько? Ну, три, да?

Вадим:
Да, они не хотят жрать, потому что социально

Клейн:
Социальная помощь твоим детям? У тебя и костюм, и ордена, а они на социальное пособие?

Вадим:
Нет, я хочу сказать, что социально все благополучно. То есть, я что-то делаю, у меня капает достаточно денег, чтобы детям хватало.

Клейн:
А что такое "детям хватало"?

Вадим:
Чтобы они не голодали.

Клейн:
Они не голодают, но они говорят: "Папа, а вон смотри портфель какой, а я хожу я, конечно, не голодаю, но неудобно же! А девочка тут недавно приехала на такой машине в школу, а у меня сережки - бриллианты 2 карата всего. Папа!"

Вадим:
Я не могу сейчас точно сформулировать. У меня никогда не было детей.

Клейн:
Ну, давай не брать такую сложную ситуацию.

Вадим:
Давай считать, что у меня нет детей.

Клейн:
Хорошо, пусть не будет детей.

Вадим:
О. Вот получается, социальные нормы отработаны, детей нет, все прекрасно, осталось только развиваться.

Клейн:
Жена есть, взаимопонимание.

Вадим:
Она, может, тоже развивается, не мешает как-нибудь.

Клейн:
Да.

Вадим:
Деньги зарабатывает.

Клейн:
Так. И?

Вадим:
Я к тому, что надо дальше лично как-то развиваться, еще дальше.

Клейн:
Да.

Вадим:
Как? А я не знаю, как. Я не знаю, какая ситуация у меня будет. Ну, есть же направления какие-то, что правильно?

Клейн:
Вот ситуация: "Дожил до 30-ти лет, социально все в порядке, есть жена". И вопрос: что мне делать? Как мне заниматься, чем? Как мне, каким путем достигать просветления?

Вадим:
Если всего добиваешься - что дальше?

Клейн:
Что такое "всего добился"? Всего. Ну, как-то ты все сбалансировал, с голоду не умираешь

Вадим:
Это значит, что такой точки не будет, что "нет проблем"?

Клейн:
"Нет проблем"? Короче. У тебя сейчас самое счастливое время. Молод, здоров, красив, учишься, детей нет, болезней, привязок нет. Самое замечательное время! Люди мечтают быть такими, обладать таким набором качеств. Хотя бы одним из этих качеств! Я даже не говорю о тех, кто сейчас умирает в домах престарелых.

Вадим:
Сейчас у меня есть конкретные проблемы.

Клейн:
Безусловно. Сейчас, в сравнении с "идеальной моделью", с тем, что у тебя находится в сознании - да, что-то плохо. Бесконечно можно

Вадим:
Ты хочешь сказать мне, что

Клейн:
Но если мы сравниваем с реальной жизнью, то ты молод, здоров, имеющий образование - 90% мира, ну, или 90% населения России, живет в гораздо худших условиях!

Вадим:
Ну, а что мне

Клейн:
Я хочу сказать, что у тебя не такая уж плохая ситуация.

Вадим:
Нет, я хочу сказать, 90% людей, они не обладают моими способностями.

Клейн:
А если брать способности, то тогда 97% населения находятся в гораздо более - это как пить дать! - гораздо более худшей ситуации, чем ты.

Вадим:
Ну, это смотря к чему отнести. То есть, если отнести к тому, что Как это конструктивно использовать - то, что ты говоришь? Будь доволен и ничего не делай?

Клейн:
Нет, почему же?

Вадим:
Ну, а как?

Клейн:
Почему "будь доволен и сразу ничего не делай"? - Будь доволен и благодари Господа нашего.

Вадим:
Нет, "Господа" это так. Можно считать

Клейн:
И только теперь мы подходим к основному вопросу - "И чем же ты благодаришь Господа, какими способами, что ты делаешь?" Как ты говоришь Господу "спасибо", в какой форме?

Вадим:
Я, вообще, думаю, что я ему своими действиями говорю "спасибо".

Клейн:
Какими?

Вадим:
Я ему, в любом случае, все говорю своими действиями.

Клейн:
Какими действиями?

Вадим:
Хорошими, плохими

Клейн:
Какими действиями ты ему говоришь "спасибо"?

Вадим:
По увеличению там понимания

Клейн:
Ээээ - ребенок ты!

Вадим:
Нет, для меня понимание

Клейн:
Почему я говорю "ребенок"? Потому что: "Я, говорит, пятерку получил, смотри, мама, как я для тебя стараюсь!"

Вадим:
Нет, не так.

Клейн:
"Да, да, молодец, сыночек".

Вадим:
Мне не нужен Бог, чтобы

Клейн:
"А я сегодня посуду помыл, за собой!" - "Молодец, мальчик!" - Это детская идеология.

Вадим:
Нет, не так.

Клейн:
Какими ты способами говоришь Богу "спасибо" за все, что он тебе дал?

Вадим:
Вот я сказал, что можно считать, что

Клейн:
"Можно считать"... Это ты можешь считать, а он-то умный - он-то так не считает

Вадим:
Меня, на самом деле, не ворочает этот вопрос - "говорить Господу спасибо".

Клейн:
И ты после этого хочешь стать Бодхисаттвой?

Вадим:
Я не очень верю в Бога.

Клейн:
Тогда медаль, венок и в следующей жизни.

Вадим:
Нет, а причем здесь Бог?

Аня Зыкова:
Как причем?

Вадим:
Для чего он нам нужен? Для того, чтобы развиваться сейчас, мне Бог не нужен.

Аня Зыкова:
А Бодхисаттва - это кто? Ну, что, вообще? Ну, ты хочешь стать Бодхисатвой - подожди, это не риторический вопрос - просто ты вот хочешь стать Бодхисаттвой, а Бодхисаттва, это кто? Ты скажи, кто это?

Вадим:
Кто? - Человек.

Аня Зыкова:
Что он должен делать? Чем он отличается от тебя?

Вадим:
Можно так провести границы, что я

Аня Зыкова:
Нет, чем Бодхисаттва отличается от тебя, что ты сейчас не Бодхисаттва?

Вадим:
(неразборчиво)

Клейн:
Ну, прекрати жульничать, и она сразу отстанет мгновенно

Вадим:
Нет, что значит "не врать"?

Аня Зыкова:
Буквально вот это и значит - не врать. С прямотой сознания - все просто: не врать и все, да?

Вадим:
Нет, не просто! Пока практиковать не начнешь - не "просто". А как начнешь - там куча подводных камней

Аня Зыкова:
Хорошо. Кроме офигенного уровня прямоты сознания

Вадим:
Бодхисаттва там

Клейн:
Самый существенный признак Бодхисаттвы - какой ты знаешь? Почему его называют Бодхисаттвой?

Вадим:
От нирваны отказался, чтобы живым существам помогать.

Клейн:
Вот. От высшей благости, награды отказался - чтобы что? Чтобы помогать живым существам. Ты же знаешь, что магом или динозавром можно быть двумя способами? Ну, возмем магов. Или ты маг и тогда все, что ты делаешь, это магия - или если то, что ты делаешь, это магия, то ты маг. Ты считаешь, что "если он Бодхисаттва, тогда он делает то-то и то-то". А смотри - если ты делаешь то-то и то-то, то ты и есть Бодхисаттва!

Вадим:
Да, каждый мой поступок, независимо от того, что я делаю, это проявление чего-то такого

Клейн:
Если ты выбрал в качестве основных критериев "прямоту сознания, не врать, помогать живым существам на их пути к просветлению", то

Вадим:
Ну, сейчас мне что-то не хочется живым существам помогать Я просто считаю, что сейчас бесполезно.

Клейн:
Ну, так и не делай этого.

Вадим:
Сейчас я это и не делаю.

Клейн:
Соответственно, сейчас ты не хочешь - в какой-то момент, значит, ты захочешь?

Вадим:
То есть, я не хочу сейчас

Клейн:
То есть в 30 лет, когда ты добьешься успеха, у тебя будет квартира, машина, жена, и ты в этот момент захочешь помогать живым существам? Ты будешь там зарабатывать деньги и тут их раздавать - я правильно понимаю твою логику?

Вадим:
Нет, не правильно.

Клейн:
Боже мой. А как тогда? Значит, ты им не будешь и тогда помогать?

Вадим:
Нет, я просто

Клейн:
Сейчас не помогаешь, потому что нет денег - потом помогать не будешь, потому что есть деньги?

Вадим:
Есть первоочередные проблемы, а есть все остальные.

Клейн:
Ясно. Помогать живым существам, быть Бодхисаттвой и просветление - ясное дело, это второстепенная проблема.

Вадим:
Пока - да.

Клейн:
Да - всегда!

Вадим:
Ты это мне говоришь как Бодхисаттва?

Клейн:
Да.

Вадим:
Я просто сейчас думаю, что настанет какой-то уровень

Клейн:
Ну.

Вадим:
На котором я уже смогу эффективно помогать.

Клейн:
Ну, что значит - "настанет какой-то уровень"? Твоя жизнь не закончится

Вадим:
"Что значит настанет такой уровень" - я понимаю, что сейчас, если я вижу человека с выдающимися способностями, у меня позыв рассказать ему о Второй логике. Вот. А он, дурак, не понимает.

Клейн:
Ну, да. И это всегда будет. У тебя будет позыв "чего-то рассказать, а он не понимает". Но ты же не можешь сидеть и молчать, тем более, с медалями и венками? Это вечно, понимаешь?

Вадим:
Нет, ну, вот, ты же умеешь так вот рассказывать?

Клейн:
Я - да. Я Бодхисаттва.

Вадим:
Вот. Вот по дороге я научусь.

Клейн:
То есть, когда я говорил, что ты рассчитываешь на халяву, а ты говорил "нет" -ты просто лукавил? Все-таки, ты рассчитываешь, что "просто так, по дороге"?

Вадим:
Нет, я просто считаю, что у меня сейчас уровень такой, что...

Клейн:
Это правильно.

Вадим:
Мне себя бы дотащить.

Клейн:
Это правильно, ладно.

Вадим:
То есть, если я сейчас буду думать о других существах, то

Клейн:
Поэтому вопрос к тебе чисто конкретный - в какой момент ты начнешь заботиться о живых существах? Давай спроецируем, спроектируем эту ситуацию. Что нужно, какие должны быть внешние условия для того, чтобы ты начал помогать другим живым существам?

Вадим:
Помогать в чем? Вообще помогать?

Клейн:
Морально, материально, организационно.

Вадим:
Должно быть другое живое существо.

Клейн:
Да ты не беспокойся - живых существ много, подвернется.

Вадим:
То есть вопрос звучит так - я создам себе ситуацию

Клейн:
Да, давай смоделируем ситуацию. Вот сейчас ты студент. Ну, понятно, сначала надо университет закончить, доучиться нужно, аспирантуру, закрепться как-то там материально.

Вадим:
Вот сейчас у меня проблема - как, вообще, продолжать двигаться, не свалиться куда-нибудь.

Клейн:
Хорошо.

Вадим:
На каком-то этапе эти сомнения либо исчезнут, либо как-то реорганизуются.

Клейн:
Ну, знаешь, давай не будем продолжать эту наивную линию, а оглянемся по сторонам и найдем какой-нибудь пример, где человек шел как-то там развивался и в какой-то момент он стал Бодхисаттвой. Ну, стал помогать живым существам. Есть у тебя в жизни пример?

Вадим:
Ну, ты, Клейн.

Клейн:
Я специально старался - ты что? Я с детства - такого не было, чтобы я по Пути не стремился. Это самый мой главный проект был. Я изо всех сил, днем и вечером.

Вадим:
А как ты помогал живым существам, когда учился, изучал марксистко-ленинскую философию?

Клейн:
Вот смотри. Безусловно, существуют какие-то уровни понимания, и когда я изучал марксистско-ленинскую философию, я даже слова такого "Бодхисаттва" не помнил и не знал. Но такие штуки, которые составляют основные черты Бодхисаттвы - не врать, помогать другим существам - я это все время просекал. А так же все время искал форму - а как же, как же это все должно быть? Я это говорю, сейчас для того, чтобы показать, что это не было чем-то второстепенным, что я думал: "ну, само наступит". Если ты что-то воспринимаешь, как "второстепенную цель", то, соответственно, и результаты будут - второстепенные.

Вадим:
Правильно ли я понимаю, что все цели, которые наличествуют у Бодхисаттв, во-первых, должны быть сейчас у меня, а во-вторых, должны быть сейчас главными?

Клейн:
Если ты хочешь поступить в аспирантуру, ты, ведь, к этой цели подгребаешь всю свою остальную деятельность? Когда ты ставишь перед собой какую-то цель, то добиться ее ты можешь только, создав импульс мощностью "не менее, чем". Если же вот так, размазанно - то ты ее не добьешься, этой цели. Ведь, в твоей жизни есть какие-то цели? У тебя есть проект "поступить в институт, закончить институт с красным дипломом, поступить в аспирантуру". Это некие цели, и ты вокруг этих целей организуешь свое время, свои ресурсы, свои силы. А стать Бодхисаттвой - это задача гораздо более сложная, чем поступить в аспирантуру. Гораааздо более сложная. И вдруг ты говоришь, что для того, чтобы решать более простые задачи "я буду концентрироваться", а для того чтобы решить более сложную задачу - "ну, оно как-то само". Вот о чем речь. Чем больше цель, тем больше намерение должно быть.

Вадим:
Я что говорю, что вот эти вещи - стать кандидатом, стать доктором (неразборчиво) но мне сейчас кажется, что мне необходимо научиться так работать.

Клейн:
Совершенно верно. Я тебе говорю только о том, что если ты ставишь цель, то ты должен не только работать с полной отдачей, ты должен добиваться, достигать цели с полной отдачей - и это тебе, вобщем-то, понятно на таких целях как "аспирантура, институт, проект". Но "стать Бодхисаттвой" - это тоже цель. И эта цель гораздо более трудная, чем вот эти цели. Но для этих целей, более легких, почему-то ты понимаешь, что нужно сконцентрироваться, а для боле сложных целей - не понимешь. Так не может быть, понимаешь?

Вадим:
Пение мантр, поступление в аспирантуру, получение кандидатского звания - они меня не приведут к тому, чтобы стать Бодхисаттвой?

Клейн:
Ну, естественно. Если бы это было так, то любой кандидат наук, спевший мантру

Вадим:
То есть, ты хочешь сказать, что если я хочу стать Бодхисаттвой, то неплохо бы об этом задуматься сейчас?

Клейн:
Воот.

Вадим:
Хорошо. Тогда у меня еще такой вопрос. Конкрентно, прямо сейчас, последние два дня, я офигенно парюсь, как бы мне не скатиться ну, вот я двигаюсь в районе того, чтобы стать Бодхисаттвой, и я офигенно парюсь, как бы мне не скатиться, когда я уже на уровень вылажу. То есть, мне тяжело. И, все равно, в этом положении твое конструктивное замечание такое, что "в этом положении тебе необходимо думать, как стать Бодхисаттвой"?

Клейн:
Дело вот в чем. Я уже говорил, что "намерение", в Доне Хуановском смысле - это магическое проявление тебя. И "намерение" - оно не означает, что ты "думаешь об этом постоянно". Или что ты даже, вообще, "об этом думаешь". Оно означает, что все твои поступки, они складываются в какой-то один такой заостренный узор - такой клин, который нацелен на что-то одно. Намерение, если оно присутствует - это "внутренний устремленный вектор". Оно всю кучу действий, микродействий, всего, всего, всего - оно организует. Знаешь, как металлические опилки в магнитном поле?

Вадим:
Да.

Клейн:
Синхронизирует, заостряет - сюда давление идет максимальное. Это не значит, что думать нужно "хочу стать Бодхисаттвой". Я поэтому говорил - "даже если я буду говорить не так грубо". "Грубо" заключается в том, что "хочу стать Бодхисаттвой", ставить себе целью стать Бодхисаттвой - это "очень грубо выражаясь". Тем не менее, должно быть намерение. Должно быть намерение быть честным, быть прямым, быть сильным, возлюбить ближнего как самого себя - намерение. Оно предполагает какую-то траекторию - там будет не получаться, там будешь лажаться, будешь падать, подниматься и опять долбить в ту же точку, долбиться. Там сомнения, там ищешь, долбишься, долбишься - там трудности какие-то, долбишься, долбишься. Это - намерение. Концентрирует линии процессов, усилий.

Вадим:
То есть, принимая решения, я должен учитывать, что я хочу стать Бодхисаттвой?

Клейн:
Да. И, кстати, оно должно входить частью в любые проведенные тобой границы, в любые принимаемые тобой решения. Ты должен искать, искать, искать, искать, искать. На всех фронтах, чего бы ты ни делал. И ты все время у тебя это входит.


Клейн, www.zen.ru

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.zen
Отписаться

В избранное