Главное в обучении — ментальная открытость, готовность учиться. Если бы ребенок приходил из детского сада в школу с настроем: «Я уже знаю о мире все, что мне нужно знать, и кто вы такие, чтобы пытаться мне что-то объяснять», он так и остался бы на детсадовском уровне развития. К счастью, дети — в подавляющем большинстве — готовы признать интеллектуальное превосходство взрослых. И даже если они в чем-то бунтуют и проявляют своеволие, они интуитивно чувствуют, что учиться нужно.
Но с взрослыми все иначе. Заканчивая обучение и начиная работать, они с каждым годом приобретают все больше опыта, знаний и уважения своих коллег. Вместе с этим, в них иногда поселяется нездоровая самоуверенность. Они наслаждаются успехом, но забывают, что у успеха — если к нему относиться невнимательно — есть негативная побочная сторона. Он снижает мотивацию учиться и узнавать что-то новое. Потому что настоящая учеба подразумевает ментальную открытость, и, следовательно, признания собственного невежества.
Признание того, что еще многие вещи нам непонятны. Готовность слышать новые идеи, а не просто подтверждение старых и уже известных нам мысли. А если человек, достигнув успеха, раздулся от чувства собственной важности, сделать ему это очень трудно.
Получается, что умному человеку — а мы уже отметили, что успеха он достиг своим умом — учиться сложнее всего. Препятствием служит болезненное самолюбие.
Постепенно, такой человек начинает отрываться от реальности. Мир не стоит на месте, он постоянно меняется. Происходят новые события, появляются новые закономерности, требующие новых подходов. Но человек застревает в своем прошлом, оставаясь приверженцем своих старых методов работы. На какое-то время, ему удается удержать свою позицию. В конце концов, в некоторой деятельности, консервативный подход может окупиться. Но таких областей становится все меньше и меньше. И человек, который перестал расти и идти в ногу
со временем, вместе с этим лишается успеха. Он теряет свои позиции. Его обходят конкуренты, а он не понимает, в чем дело. Ведь до сих пор все так хорошо получалось.
Какими бы ни были достижения человека, все они остаются в прошлом в тот момент, когда он начинает мыслить шаблонно и теряет связь с творческим источником.