Не нужно записывать в сложные люди всех людей, которые в чем-то с вами не согласны, или даже во многом с вами не согласны. Не нужно записывать в сложные люди людей, чьи интересы не совпадают с вашими. К сложным людям нельзя отнести ваших конкурентов, которые хотят получить то же, что и вы. Если какой-то человек преследует собственные интересы, это еще не делает его сложным.
Основная характеристика сложных людей – это иррациональность и нелогичность их поведения. Именно по этой причине с ними бывает нелегко договориться – они не слушают разумных аргументов. Они могут требовать от вас невозможного. Они также проявляют мало уважения к вашим законным правам. Они без разрешения вторгаются в ваше личное пространство. Нередко они считают, что вы им что-то должны, не имея на это законных оснований.
По отношению к сложным людям, есть две ошибочные стратегии поведения, и три верные. Давайте рассмотрим их по порядку.
Первая ошибочная стратегия – это терпение. Мы думаем, что если начать возражать таким людям, это их еще больше разозлит, и нам будет только хуже. Вот мы и не возражаем. Мы пытаемся их понять и простить. Мы пытаемся разглядеть в общении с этими людьми какие-то положительные стороны. Хотя ясно, что если такие положительные стороны и есть, они не могут сравниться с убытками, которые мы терпим.
Терпение бесперспективно, потому что оно никак не меняет ситуацию в лучшую сторону. Если мы терпим недопустимое поведение, мы, в сущности, подаем человеку сигнал: «Все в порядке, продолжай в том же духе». Будьте уверены, он не остановится, а будет продолжать. Вы превратились в удобную жертву. И не нужно надеяться, что этот человек устанет, что ему надоест, и он переключится на кого-либо другого. Скорее всего, это не произойдет.