Хотя некоторые люди и не замечают разницы между желаниями и капризами, они так же далеки друг от друга, как небо и земля. Желания опираются на факты и объективные законы реальности. Желания достижимы при помощи осознанных усилий. Желания не противоречивы и учитывают долговременные последствия.
Капризы же – нечто другое. Капризы не видят разницы между реальностью и самой буйной фантазией. Они сиюминутны и иррациональны.
Настоящий индивидуалист ставит на первое место именно свои желания, а не капризы. Анализируя желания и ища пути их реализации, он постоянно опирается на разум. Он спрашивает себя: осуществимо ли это желание? А если да, то не станет ли исполнившееся желание бременем, источником стресса и нервного напряжения? Если я добьюсь своего сейчас, не создаст ли мне это проблемы в будущем?
Именно поэтому настоящий индивидуалист заинтересован в гармоничных отношениях с людьми, на основе взаимной выгоды.
Если человек ненавидит или боится окружающих, если он пытается ограничить свои контакты, стремится забиться в щель, где его никто не будет видеть, он не индивидуалист. Он больной невротик, нуждающийся в лечении.
Если человек пытается достичь своих целей при помощи насилия и обмана, или просто грубости и агрессии, он не индивидуалист. Он просто глуп и недальновиден. Какое-то время, ему может сопутствовать удача. Но даже если он избежит конфликта с законом, он навсегда испортит свою репутацию. Достойные люди не захотят иметь с ними дела. Они будут помнить все и судить не по обещаниям, а по поступкам.
Вы слышали пословицу, «с волками жить – по волчьи выть»? В действительности, все обстоит наоборот. Если вы воете (и ведете себя) как волк, вам придется жить с другими волками, потому что в человеческую компанию вас не примут.
Разумный индивидуалист понимает ценность отношений – он просто не приносит себя в жертву ради этих отношений. Он может уступить в чем-то малом, если позднее выиграет в чем-то большом. Это дальновидно. Это рационально. Отступление – не то же самое, что капитуляция.
Кстати, обратите внимание: критика индивидуализма неизбежно сводится к критике чьих-то иррациональных капризов. Себялюбивый глупец, не способный видеть дальше собственного носа – это удобный мальчик для битья. Приводя его в пример, так удобно пинками загонять в коллективистское стадо всех, кто пытается из него выбраться.