Многие люди горячо возражают против мысли о том, что жизнь подобна игре. Вот некоторые из их аргументов:
«Когда игра надоест, ее легко бросить — но с жизнью все обстоит иначе. Жизнь подразумевает ответственность».
Игра может казаться безответственным и легкомысленным занятием — но если это и правда, то не вся правда. Увлеченные игрой люди могут тратить для достижения цели много времени и усилий. Внимательное изучение игры показывает, что она развивает настойчивость, упорство и умственную гибкость. А разве не эти качества необходимы для успеха в жизни?
Вопрос о ценности и роли игры — это вопрос о мотивации. Почему мы делаем то, что мы делаем? Если мы заставляем себя действовать из-под палки, методами запугивания, насилия и принуждения, не стоит удивляться низкой производительности наших действий. Секрет успеха — это искренняя и чистосердечная заинтересованность.
Я отчасти понимаю людей, которые заставляют работать из-под палки других (не зная лучших методов). Но насиловать себя — зачем? Существуют иные, более эффективные способы добиться от себя желаемых результатов.
«Я считаю, что обманывать других людей и играть с их чувствами — недопустимо».
Некоторые люди возражают против игры, потому что у них одна однозначно ассоциируется с обманом. Мне часто хочется их спросить, почему они при этом ходят в кино и смотрят телевизор, не считая себя обманутыми. Их ничуть не возмущает то, что актеры изображают людей, которыми они не являются. Они даже способны сопереживать воображаемым персонажам и испытывать к ним симпатию — забывая, что с их чувствами «играют»!
Переводя разговор в более конструктивную плоскость отметим, что при всей своей гибкости игра не предполагает беззакония. У каждой игры есть свои правила, и игра под названием жизнь — не исключение. Одно из этих правил — к нам возвращается все, что мы отдаем Вселенной. Пытаясь игнорировать это правило, мы причиняем ощутимый вред себе. Если мы обманываем и манипулируем, мы подвергнемся обману и манипуляции. Таким образом, играть справедливо и не вводя в заблуждение окружающих — в наших высших
интересах. В этом случае у нас все равно остается значительное свободное пространство для маневра.
«Я считаю, что главное в жизни — это быть собой».
Этот аргумент кажется самым убедительным. Однако, он не может не вызвать встречных вопросов: а кто мы на самом деле, и каким образом это можно узнать?
Ни один человек не свободен от набора ролей, которые он играет уже в силу того, что живет в обществе. Мы — чьи-то дети, родители или родственники. Мы — ученики и учителя. Мы — начальники и подчиненные. Этот список можно продолжать до бесконечности. Но кто мы на самом деле? Могу ли я отождествить себя с набором своих ролей по отношению к окружающим? Будет ли предательством по отношению к себе, если я перестану играть какую-то из этих ролей, и начну играть другую? По всей видимости, нет. Серьезное
размышление над этим вопросом приводит нас к выводу, что индивидуальность нельзя отождествить с местом человека в его взаимоотношениях с миром. Даже взгляды, убеждения и привычки человека меняются со временем — и поэтому они не могут быть его подлинным «я».
Будем ли мы сопротивляться нашему развитию на том основании, что оно «мешает нам быть собой»? Меняясь, мы можем экспериментировать с различными ролями, приобретать новый опыт и оставлять позади старый. Это — естественная часть жизни.
“Глупое старание не впасть в противоречие с самим собой – предмет самых больших забот для ничтожных душ... Великой душе оно не может быть ведомо; это ведь все равно что стараться придать изящество своей тени на стене. Говори, не колеблясь, то что ты сегодня думаешь, а завтра, не ведая колебаний, говори, что будешь думать в этот день, и пусть это будет полностью противоречить сказанному тобой накануне”, - утверждает Эмерсон.