Предложение переосмыслить все, чему нас учили, кажется некоторым людям пугающим. "А как же идеалы? А как же принципы?" - спрашивают они. Но идеалы и принципы должны быть обычными моделями поведения, которые мы избираем самостоятельно, убедившись в их ценности. К идеалам не нужно относиться к как к религиозным догмам, потому что в этом случае мы часто будем мыслить и поступать иррационально - и во вред себе.
Довольно смешной выглядит ситуация, когда человек не живет в согласии со своими же идеалами - но при этом готов с пеной у рта отстаивать их святость и благородство. Во многих случаях, агрессия - лишь прикрытие страха того, что эти идеалы окажутся пустышками.
Некоторые люди убеждены, что только в следовании внешним по отношению к нам идеалам можно найти себя и смысл своей жизни. На первый взгляд, это может звучать убедительно. На деле же часто получается, что приверженный абстрактным идеалам человек охотно жертвует ради этих идеалов конкретными людьми и взаимоотношениями с ними. Идеалы требуют для себя жертв, и приносящий их человек мало задумывается о том, насколько они оправданы.
Идеалист постепенно начинает ценить свой идеальный мир больше, чем реальный мир. И если мир не соответствует его идеалам - что ж, тем хуже для мира. Он сделает все возможное для того, чтобы "повлиять", "изменить", "исправить", наконец "спасти" мир. Но подобный настрой не дает идеалисту замечать потенциал роста и развития, который уже присутствует в мире - а также ответственности людей за самостоятельное решение своих проблем. Возникает вопрос: не стоит ли за чрезмерной заинтересованностью в помощи другим людям
бегство от себя?
Идеалист склонен относиться к миру и к окружающим его людям как к объектам воздействий и манипуляций. Он мало осознает необходимость достижения гармонии между собой и миром. Ситуации, когда мир не поддается на влияние или проявляет равнодушие, заставляют его переживать боль и даже отчаяние.
Впрочем, полный отказ от идеалов тоже был бы ошибкой. Идеалы необходимы, потому что они задают нам направление движения. Они помогают нам почувствовать, что мы - творцы своей жизни, а не просто жалкие пешки в игре слепых сил природы.
К идеалам стоит подходить так же, как ученый подходит к научной теории. Теория позволяет понимать происходящие в мире процессы, делать прогнозы и добиваться желаемых результатов. Но ученый с радостью откажется от своей теории в пользу другой теории в том случае, если увидит несостыковки между ней и реальностью. Если же ученый начинает относиться к конкретной теории или выводам из нее как к святыне, не подлежащей критике, он предает свою профессию.
Развитие личности включает путь от одного идеала к другому, от наивных идеалов детства и юности - к мечтам и планам взрослых и сознательных людей. По мере роста, мы неоднократно можем испытывать кризис идеалов и заниматься их переоценкой. Пугаться этого процесса не стоит. Старое уходит, освобождая место для нового.
Один из важнейших уроков личностного роста - нам не следует искать опору вне себя, пусть даже эта опора кажется нам надежной и неподвластной переменам. В итоге, мы непременно будем разочарованы. Мы можем опираться лишь на себя. Под "собой" в данном случае имеется в виду не поверхностное сознание, а глубинная часть нашей личности - которой при этом присуща определенная динамика. Этого вопроса мы еще коснемся.