Должно ли творчество пользоваться признанием? Должен ли творец пожинать плоды своих усилий - успех и процветание? Или же творец обречен быть непонятым и не признанным своими современниками? У обоих точек зрения есть свои ревностные защитники, но похоже, что в данном случае истину следует искать где-то посредине.
Успех часто служит показателем высокого качества и востребованности продукта, услуги или художественного произведения. Сделанное с душой и мастерством находит в людях отклик, которого не может найти то, что сделано кое-как. Успех подобного рода можно только приветствовать. Но мы прекрасно знаем, что существует успех, никоим образом не сопоставимый с масштабом творческих проявлений - он объясняется масштабной рекламной кампанией, а в некоторых случаях - капризами общественного мнения. Есть и такой успех, который
быстро проходит, не оставляя следа. Наверное, только время может расставить все по местам и отделить зерна от плевел.
Недавно я читал о классике японской литературы XX века по имени Кендзи Мияздава, который умер в нищете в возрасте тридцати семи лет. За свою недолгую жизнь он опубликовал лишь маленький сборник рассказов и коллекцию стихов, однако большая часть тиража осталась нераспроданной. Тем удивительнее слава, которая пришла к нему вскоре после смерти. Сейчас его имя любимо миллионами читателей, книги постоянно издаются и экранизируются, а некоторые стихотворения даже вошли в школьную программу.
Заслуженное богатство - несомненное благо. Но есть люди, которые осознанно отказались от богатства ради духовного поприща, подобно тому, как это сделал Франциск Ассизский. Отвергнув наследство родителей и избрав добровольную нищету, этот удивительный гений Средневековья вдохновил миллионы людей по всему миру следовать идеалам любви и добра. Даже закоренелому цинику будет сложно признать, что его жизнь была прожита напрасно.
Какой вывод мы можем сделать из множества подобных историй? Результаты творчества важны - но их сложно измерить и оценить. Возможно, единых критериев просто не существует, и то, что для одного человека будет успехом, для другого будет поражением. Богатство, популярность, или их отсутствие - все это имеет лишь косвенное отношение к уровню таланта и способностей. Лучше всего воздерживаться от скоропалительных суждений - как в отношении окружающих, так и в отношении самих себя.
Мы чувствуем, что живем счастливо и осмысленно, когда ощущаем себя творцами собственной жизни и позволяем творческой энергии свободно течь через нас. Вот почему нам жизненно важно познавать свое творческое начало, доверять своему гению, действовать спонтанно – но при этом постоянно оттачивать мастерство и повышать качество всего, что мы делаем.
Как оценят наше творчество люди? Чем меньше мы думаем об этом, тем лучше. Главное для нас - это найти свой путь. Найти свой голос.
«Пусть человек шагает под ту музыку, которая ему слышится, в каком бы ритме она ни звучала», - сказал Генри Торо. Этот человек - еще один пример непохожего на других гения. Он знаменит лишь тем, что прожил несколько лет в лесу и описал свои переживания, добавив к ним несколько метких мыслей о жизни. На первый взгляд, ничего особенного. Но книгу этого отшельника читают до сих пор, а самого Торо относят к числу наиболее интересных и самобытных американских философов.
«Подражание – это самоубийство», - утверждал Эмерсон, близкий друг Торо. Зачем подражать, если у нас есть все необходимое для того, чтобы стать собой - и преуспеть в этом деле? Мир велик и обширен, и в нем найдется место для миллиардов непохожих друг на друга, но прекрасных и по-своему необходимых талантов.