Хорошо известно высказывание древнего мудреца о том, что "во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь". Действительно ли это так? И правы ли те из наших современников, которые утверждают, что пессимист - это просто хорошо информированный оптимист? Иными словами, приводит ли нас обучение в школе жизни к более негативному взгляду на окружающий мир?
Может показаться, что дело обстоит именно так. Живя неосознанно, мы попросту не замечаем многое из того, что происходит вокруг нас. Когда же мы начинаем двигаться по пути познания, наша чувствительность возрастает. Мы настраиваемся на гармонию - и поэтому начинаем острее ощущать любую дисгармонию в своем окружении. Нам становится ясен вред слов и поступков, которые прежде выглядели как естественный фон жизни. Не удивительно, что от этого некоторые люди теряют веру в мир. Мир начинает казаться им мрачным местом
без каких-либо перспектив. В них рождается желание уйти, убежать от мира - или свести к минимуму контакт с ним.
У пессимистов есть весомые аргументы, и я не намерен тратить время на то, чтобы переубедить их. Но я считаю, что пессимизм был бы оправдан только в одном случае - если бы мир был неизменен. К счастью, это не так.
Мы не просто познаем мир "каков он есть". Мы творим окружающую нас действительность, и акт познания органично связан с актом творчества. Мы и мир - в состоянии непрерывного динамичного взаимодействия. Своими действиями, словами и мыслями мы вносим свой вклад в трансформацию мира. Мы помогаем миру подняться над нынешним уровнем, к большему проявлению красоты и гармонии.
Речь не обязательно идет об изменении мира в целом. Лишь немногим людям за свою жизнь удается стать катализаторами положительных перемен, которые затрагивают все человечество. В первую очередь, мы говорим о нашем собственном мире и нашем непосредственном окружении.
Если бы ничего в мире нельзя было изменить, в школе жизни не было бы смысла. Сам факт нашего обучения - важнейшее указание на то, что прогресс возможен.
Изменение мира происходят не механично, а органично. Каждая перемена начинается как семя, которое затем вырастает и становится плодоносным деревом. Семя мало и развивается медленно – и поэтому многие люди пренебрегают им. Они хотели бы видеть более быстрые и радикальные перемены. Но быстрые перемены в большинстве случаев приносят много боли - и, если за ними не стоят эволюционные процессы, оказываются недолговечными.
Возвращаясь к тому, о чем мы говорили ранее, нам не всегда дано предугадать, к чему приведет тот или иной акт познания. Вот почему мы должны учиться не просто потому, что мы хотим получить что-то определенное, но просто чтобы оставаться верными самим себе. Обучение – это неотъемлемая часть жизненного процесса, ценная сама по себе.
Импульс постоянно эволюционирующей Жизни в нас постоянно побуждает нас превзойти и творчески преодолеть ограничения, с которыми мы сталкиваемся - и на которые так любит указывать пессимист. Обучение необходимо для того, чтобы наши действия не были хаотичными и невежественными.
Возможно, пессимисты - это просто люди, которые попали в порочный круг. Ошибочная идея, которой они руководствовались, принесла в их жизнь болезненный опыт, который они расценили как подтверждение этой идеи. Можно ли размокнуть порочный круг? Да, избавившись от чувств боли и осуждения по отношению к жизни. Если мы переживаем подобные эмоции, мы живем в состоянии заблуждения.
Подлинное знание приносит свободу и радость. Подлинное знание позволяет глубже пережить любовь. Обучение в школе жизни не льстит нам, не навевает приятный сон. Но оно снимает таинственный покров с жизни и показывает ее неисчерпаемые богатства, скрытые от невнимательных и предвзятых глаз.