Однажды некий верующий гулял по берегу реки, погруженный в свои благочестивые думы. Внезапно, он услышал крик и заметил барахтавшегося в воде человека. "Я должен спасти его - так мне велит Господь!" - решил этот верующий, и не задумываясь бросился в воду. Но он не умел плавать, и вскоре также начал тонуть и звать на помощь. Как раз в этот момент по берегу реки проходил некий жизнелюбец и эстет. Он наслаждался легким дуновением ветерка, пением птиц, бликами солнца на воде - и вдруг услышал крики двоих утопающих.
"Как ужасно и дисгармонично зрелище чужой беды! Эти несчастные должны жить, мне непременно следует спасти их!" - подумал эстет, и немедленно бросился в воду. И надо же такому случиться, он тоже не умел плавать. У этой сказки нет счастливого конца - все трое утонули.
Благие намерения прекрасны. Но в жизни нам нужно нечто большее, чем благие намерения - мудрость.
Мы уже упоминали, что изменения в человеке - это процесс, который начинается изнутри, и что большая часть так называемой помощи окружающим иллюзорна. Но может ли один человек вообще как-то помочь другому? Я думаю, да. Внешние события становятся катализаторами внутренних перемен. Только чаще всего это влияние внешне незаметно и никак не зависит от нашей воли.
Мы влияем на свое окружение - и далеко за его пределами - самим фактом своего существования. Для этого не нужно прикладывать усилий. Мы неразрывно связаны с миром тысячами незримых нитей, и каждая из этих нитей - канал влияния. Рассмотрим, например, наше мышление. Кто-то скажет, что все происходящее у него в голове - частное дело, которое никого не касается. Это не совсем так. Мышление человека создает вокруг него ментальное поле. При контакте с ним окружающие чувствуют либо благотворное, либо неблагоприятное
воздействие. Вот лишь один из примеров нашего влияния.
Таким образом, развивая себя мы не замыкаемся в себе - но помогаем окружающим. Каждая наша мысль, полная света, силы и осознания, положительно воздействует на наших ближних и облегчает им жизненный путь. Работая над собой, мы делаем все зависящее от нас - но при этом не вмешиваемся в чужую жизнь, не пытаемся давить на другого человека и не манипулируем им.
Многие люди, однако, предпочитают поступать иначе. Видя "тонущего" человека, они не задумываясь лезут его "спасать" - и потом удивляются, почему ничего хорошего из этого не выходит, а ситуация становится только хуже для всех вовлеченных в нее сторон. В чем причина? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале стоит задуматься, почему мы вообще хотим кого-то "спасать". Что движет нами? Чувство долга? Желание возвыситься в собственных глазах благодаря послушанию своему моральному кодексу? Может быть, мы хотим укрепить
свою самооценку, став для кого-то нужными и даже незаменимыми? А может быть, чужие проблемы попросту раздражают нас?
Избавляя человека от страданий, мы во многих случаях только продлеваем его страдания. Некоторым сострадательным людям это утверждение придется не по душе - но оно вполне справедливо. Страдание не есть каприз судьбы или случай, от которого можно так просто избавиться без последствий. Любые переживания, пусть даже самые болезненные, вплетены в ткань жизни человека - и не наше дело неразумным вмешательством рвать эту ткань.
"Что же я сделал такого ужасного, чтобы заслужить это наказание?" - может спросить страдающий человек. Но такие вопросы, как показывает опыт, только заводят в тупик и усугубляют чувство вины. Намного лучше относиться к сложным ситуациям не как к наказаниям, а как к задачам, которые необходимо решить - чтобы тем самым развить свои способности. Если смотреть на жизнь с этой точки зрения, становится понятнее, почему не нужно решать чужие задачи.
Допустим, сын-школьник с плачем приходит к отцу и говорит, что у него "не получается" решить задачу по математике. Жалостливый отец решает задачу вместо него. Помог ли он сыну? Нет, только сделал хуже. Страдание оказалось отложенным на время - до контрольной работы или экзамена, когда подлинные знания сына все равно станут известными. И чем дальше, тем сложнее школьнику будет наверстать упущенный материал.
Если отец и может сделать для своего сына что-то полезное - это еще раз объяснить ему законы математики, а также призвать его верить в себя и свои способности. Но подсказки и готовые ответы только ослабляют волю и ум ученика, лишают его стимулов к совершенствованию.