В одной из книг мне попалась история о том, как однажды психолог предложил известному государственному деятелю записаться на курсы улучшения памяти. На что получил ответ: "Спасибо, мне это не нужно. Лучше научите меня забывать". Не такое уж и странное желание, если как следует разобраться.
Зачем нужна прекрасная память? Ответы некоторых людей, с которыми я беседовал на этот счет, сводились к банальному "чтобы была". При этом они не имели четкого представления о том, как улучшенная память повлияет продуктивность, предоставит ли она больше возможностей для самореализации. "Возможно, да". Мысль о том, что для личностного раскрытия необходимы не только память, но и забвение, оказалась для них большим откровением.
Способность забывать - не ошибка природы, которую надлежит исправить. Это - прекрасный естественный механизм, помогающий нам не привязываться к прошлому и двигаться вперед. Не нужно препятствовать работе этого механизма.
Идя по жизни, человек накапливает груз разочарований, не исполнившихся желаний, обид. И если поначалу он может не обращать на эту ношу внимания, в дальнейшем она все больше напоминает о себе. Незаметно, она воздействует на мышление и поведение индивидуума. Уходит легкость, уходит свобода. Человек начинает отождествлять себя со своими неудачами и ограничениями - на основании накопленного опыта. "Вот все, на что я способен". Он также начинает смотреть на жизнь сквозь призму своих переживаний. "Вот все, чего можно
ожидать от этого мира".
Негативные утверждения не случайно называют ментальными блоками. Когда люди воздвигают в своем разуме барьеры, то от чего они закрываются не может прийти к ним. Мы находим в жизни лишь то, что считаем возможным и уверенно ожидаем.
Забвение прошлых переживаний - это важный шаг к большей открытости. И речь идет не только о неприятных и болезненных событиях, оставивших след в нашей душе. Даже былые успехи и достижения могут привязывать нас к себе, заставляя идти по некогда проторенной дороге. Хорошее часто враг лучшего, в том числе - спонтанности, свежести восприятия и открытости для новых дел.
Люди цепляются за свои воспоминания потому, что видят в них свою идентичность, а в забвении - угрозу этой идентичности. Они боятся, что забудут что-то важное и, таким образом, перестанут быть собой. Но это в корне неверно. Духовное восприятие открывает, что мы - больше чем совокупность нашего сознания и подсознания. Наше "высшее я", Я ЕСМЬ, намного превосходит весь накопленный нами опыт. Его невозможно утратить. Ему нельзя причинить ущерб.
"Мне нужно держаться корней", - как заклинание повторяют некоторые люди. Но есть ли корни у птицы? Всякое сравнение в чем-то хромает. Я не вижу больших оснований сравнивать человека с деревом, чем с птицей.
"Хотите ли вы сказать, что я должен забыть все что люблю и что мне дорого, включая родных и друзей?" Нет. Но любые глубокие взаимоотношения присутствуют в нашем сознании сейчас, а не в прошлом. Сейчас мы научились любить и понимать больше, чем раньше, и нам вовсе не обязательно ворошить воспоминания для того, чтобы придать этим отношениям новый смысл. Прошлое сыграло свою роль в созидании настоящего. Позволим же ему уйти.
"Но я должен помнить прошлые переживания, чтобы извлекать из них уроки". Это в корне неверно. Сейчас мы, скорее всего, не помним как учились ходить, говорить, читать и писать. Это не мешает нам успешно пользоваться всеми навыками, которые освоили в детстве. Не исключено, что мы стремимся удержать какое-то событие в памяти как раз потому, что оно нас ничему не научило. Но как бы то ни было, учиться лучше не в прошлом, а в настоящем.