Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин своей жизни

  Все выпуски  

Беседы об Истине


Беседы об Истине

4 июня 2006 г.


Свобода и любовь

Свобода находит свое выражение в акте любви, которая ничем не обусловлена. Любовь представляет собой не добровольный отказ от свободы, как думают некоторые люди, а свободное волеизъявление.

Возможно, среди читателей найдутся эрудиты, которые захотят указать на разницу между эрос, филео и агапе - тремя греческими словами, переводимыми в русской Библии как "любовь". Однако, я не вижу необходимости в подобном обсуждении. Прежде всего потому, что большая часть подписчиков этой рассылки - не греки. И, что важнее всего, я не считаю нужным искуственно разделять то, что проистекает из Единого Божественного Источника.

Любовь может присутствовать в чувстве и в волевом усилии, но сама она - не чувство и не усилие. Любовь - это энергия, которая берет начало в Боге и бесконечно расширяется, наполняя собой всю вселенную. Любовь вездесуща, и в мире нет такого места, где она не присутствовала бы во всей полноте.

Мы вправе говорить, что во всякой любви присутствует элемент божественной любви. И всякие попытки разграничить "божественную" и "человеческую" любовь только мешают это увидеть. Божественную любовь можно переживать на разных уровнях - материнского инстинкта, чувственной страсти, дружеской симпатии, и так далее. Но по мере духовного раскрытия человека, он начинает все глубже осознавать универсальную природу любви. Ему становится ясно, что любовь не может не включать все.

"Но как можно любить несовершенство?" Точно так же, как его любит Бог. Если бы не Божья любовь, оно не могло бы существовать. С божественной точки зрения, кажущееся несовершенство есть совершенство в процессе раскрытия. Отказываясь соглашаться с этим, человек становится по духу и мышлению на уровень фарисеев.

Проблема фарисеев состояла в том, что они отказывались любить все, что в их глазах не достигало святости. (Себя они не причисляли к этой категории.) Их ошибка была двойной - с одной стороны, они не замечали божественного потенциала в том, что считали "недостойным", с другой - идеализировали "достойное". Эти фанатичные сторонники "святости" отделяли себя от потока божественной жизни и любви, который проникает во все и не ведает никаких границ.

Итак, божественная любовь ничем не обусловлена. Она есть свободный выбор верить в благо и творить благо, проистекающий из осознания вселенского единства, а не из чувства долга.

Обусловленность широко распространена на душевном уровне взаимоотношений. Мы научились любить тех, кто любит нас, отторгать тех, кто нас ненавидит, а на остальных не обращать внимания. Мы часто чувствуем себя в долгу перед теми, кто сделал нам добро, и стремимся так или иначе отплатить им. Мы знаем, что определенное поведение поможет нам получить награду и избежать наказания. Подобные отношения между людьми, конечно, необходимы, потому что они помогают поддерживать порядок в обществе. Но существует более высокий стандарт поведения, которому следуют духовно просветленные люди. Это - безусловная любовь.

Такая любовь проявляется всякий раз, когда мы ничего не должны человеку, не связаны с ним служебными, дружескими или родственными связями, когда мы не хотим получить от него воздаяния или даже благодарности - но, тем не менее, избираем делать ему добро. Мы соприкоснулись с любовью в нашем сердце, и она свободно изливается через нас в окружающий мир.

(продолжение следует)


Рекомендуемая книга:
Осознание. Энтони де Мелло

"Беседы об Истине" в Живом Журнале

E-mail:
pczine@yandex.ru

(c) Андрей Яшурин 2006.


В избранное