Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин своей жизни

  Все выпуски  

Беседы об Истине


Информационный Канал Subscribe.Ru

Беседы об Истине

4 декабря 2005 г.


Молитва и Истина

Многие богословы - с их стремлением классифицировать и систематизировать духовную жизнь, разложить ее по полочкам, разделить на степени и категории - напоминают мне Сальери, который "музыку разъял, как труп". Именно поэтому я больше предпочитаю Моцарта. Я нахожу, что талантливые музыканты, художники и поэты часто знают Бога значительно лучше, чем теологи.

Давайте еще раз вернемся к отрывку из Евангелия от Фомы, где Иисус говорит:

"Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и если вы молитесь, вы будете осуждены, и если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу".

Что это значит? Неужели Иисус запрещает молиться и совершать добрые дела? Но это - загадка лишь для тех, кто мало знаком со ходом мысли Учителя.

Мы часто видим в Евангелиях, что Иисус намеренно провоцирует слушателей, выводит их из равновесия. И в этом - великая мудрость. Если говорить лишь приятные и сладкие слова, они навевают сон. Они не пробуждают ум и сердце, не стимулируют к действию. Если использовать в речи религиозные штампы - слушатели начинают пропускать их мимо ушей. Но вызов требует ясного ответа. В попытке поспорить с утверждением, которое кажется очевидной нелепицей, ученик открывает свой разум для глубокого понимания Истины.

Конечно же, добрые дела важны - и если мы любим людей, мы будем искать возможности помогать им. Молитва тоже важна - но с одной серьезной оговоркой. Мы призваны молиться в духе Истины. Невежественная молитва делает человека еще более невежественным.

На мой взгляд, лучший комментарий к словам Иисуса можно найти в эссе Ральфа Эмерсона:

"Если в молитве просят добиться той или иной частной цели, просят чего угодно, кроме вселенского добра, это порочно. Молитва - это созерцание фактов жизни с самой высокой точки наблюдения. Молитва - это монолог созерцающей и ликующей души. Молитва - это голос Бога, говорящий, что все, Им созданное, хорошо. Но когда молитву делают средством достичь какого-нибудь блага для себя, мы имеем дело с низостью и плутовством. Такой молящийся исходит из дуализма природы и духа, а не из их единства. Коль скоро человек един с Господом, он не станет заниматься вымогательством у неба".

Многие молитвы попадают в категорию просьб о "частных целях". Люди обращаются к Богу с бесконечными "дай, дай, дай" и униженно клянчат благ для себя и для своих ближних - с подсознательной уверенностью, что молитвы помогут им обойти вселенские законы и снискать себе особое расположение Всевышнего.

В их молитвах звучат такие нотки: "Посмотри, как я хорош. Мои страдания несправедливы - взгляни на меня, спаси и помилуй меня". Но Бог не может "взглянуть" на одного человека, обойдя при этом другого - сколько бы тот ни упрашивал. Бог беспристрастен и нелицеприятен, и никакие ревностные молитвы не изменят этого факта. У Бога нет любимчиков. Его благословения изливаются "на добрых и злых, на праведных и на неправедных". Если мы ожидаем, что Бог станет давать нам больше блага, чем другим, по причине нашей праведности или же особой избранности - мы очень плохо понимаем Бога.

Если в молитве верующий поливает себя грязью, называет недостойным и ничего не стоящим грешником - это также эгоизм и лицемерие. Если бы он по-настоящему считал себя недостойным, он не молился бы. В действительности же человек думает, что такой сеанс мазохизма и самобичевания произведет впечатление на Бога, разжалобит Его. Здесь мы снова имеем дело с "низостью и плутовством".

Молитва о частных целях плоха своей ограниченностью. Она подразумевает, во-первых, что Бог отделен от нас - и мы должны "пробиться" к Нему с помощью молитвы; и, во-вторых, что желаемое благо не принадлежит нам - оно должно прийти со стороны. Это заставляет нас чувствовать себя нищими и беспомощными жертвами обстоятельств. Да, можно согласиться с Иисусом - если человек молится подобным образом, он будет осужден. Но не Богом, а собственным невежеством.

Иисус призывает нас преодолеть дуализм мировосприятия и осознать свое единство с Богом. Единство - это та Истина, которая делает нас свободными от мелочных амбиций и стремлений. Взирая на себя и на свою жизнь "с возвышенной точки зрения", мы можем молиться в полной гармонии с божественными идеями - и наблюдать за их воплощением в нашей жизни.

(продолжение следует)


Рекомендуемая книга:
Распрощайся с чувством вины. Как научиться прощать и избавиться от страха. Джеральд Г. Ямпольски и др.

"Беседы об Истине" в Живом Журнале

E-mail:
pczine@yandex.ru

(c) Андрей Яшурин 2005.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.yourtime
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное