Возможно, одна из причин скептического отношения некоторых
людей к книге Притч - история падения Соломона, которую
приводит Библия (3 Царств 11). Ссылаясь на нее, они заявляют:
"Поучать может каждый - но стоит ли доверять этим поучениям?"
Я не хочу вдаваться в оценки того, что в действительности
произошло с Соломоном - тем более что в нашем распоряжении
есть только литературная обработка подлинных событий, в которой
сквозит личная пристрастность. Намного важнее поговорить
о падениях известных и успешных людей вообще - в том числе
и тех, которые живут непосредственно с нами.
Наша реакция на ошибки окружающих показывает, на что мы
в первую очередь обращаем внимание - на персональность,
или же на принцип.
Мудрый человек не привязан к персональности. Он готов принимать
Истину вне зависимости от того, откуда она приходит. Он
не позволяет личным симпатиям или антипатиям ограничить
четкость его восприятия. Таким образом, он находит рациональное
зерно в мыслях и поступках даже неприятных для него людей, даже
тех, с которыми он по многим вопросам не согласен. С другой
стороны, если любимый, уважаемый и авторитетный для него
человек оступается и падает, мудрец не делает из этого
вселенской трагедии. Он знает, что падение не в силах
перечеркнуть то добро, которое было получено через общение
с этим человеком. Важная составная часть Премудрости -
это умение подниматься над личными обидами и прощать людям
их слабости. "На каждого мудреца довольно простоты".
Внимательное изучение биографий великих людей прошлого
показывает, что никто из них не был бесплотным ангелом.
У всех них имелись свои, порой существенные, недостатки -
в том числе и недостатки характера. Большинство великих
отдавало дань предрассудкам и суевериям своего времени.
Эти люди были знакомы с кризисами, болезнями и неудачами.
"Прилизанные" биографии обычно издаются для детей или
невежественной публики. Делая из великих людей прошлого
иконы, они лишь вводят читателей в заблуждение - порой
намеренно, в пропагандистских целях.
Однако, все это не дает нам права быть высокомерными.
Значение великих людей прошлого - в том, что они смогли
подняться, как над своими личными ограничениями, так над
ограничениями своей эпохи и своего общества. Они принесли
в мир новый свет. Они позволили человечеству сделать шаг
вперед - пусть даже и небольшой.
Критиковать легко. Намного сложнее - усвоить уроки мудрецов
прошлого и пойти дальше них, не повторяя их ошибок. В этом
и состоит наше призвание.
В чем же, однако, причина падений? Вот что сказано в книге Притч:
"Несчастью предшествует гордыня, а падению - высокомерие"
(Притчи 16:18, РБО).
Существует ошибочное мнение, что гордость связана с богатством,
и что ей чаще всего подвержены те, кто обладает большими
благами, выдающимися талантами или высоким положением.
В действительности, это не так. Просто у богатых и знаменитых
людей она больше заметна.
Есть нищие, гордящиеся своей нищетой.
Есть невежды, гордящиеся своим невежеством.
Есть предвзятые люди, гордящиеся своей предвзятостью.
Гордость - это чувство самодостаточности, ложная самоуверенность.
Гордость - это нежелание расти, остановка на пути личного развития.
Гордый человек не осознает, что жизнь подвижна по своей природе,
что она - текучий и изменчивый поток. Оставаясь на своем месте
и успокаиваясь на достигнутом, он неизбежно вступает в конфликт
с жизнью. И нужно ли говорить о том, что во всяком конфликте
человека с жизнью, жизнь оказывается сильнее. Гордец не желает
давать и расточать себя, но приходит к тому, что жизнь властно
требует от него освободить занимаемое им место. Так происходит
падение.