По мере того, как человек двигается по пути Премудрости,
на его пути становится все больше света. "Бог есть свет,
и нет в Нем никакой тьмы" (1 Иоанна 1:5). Тьма - это
персональное невежество и его последствия. Никто не вправе
негодовать на Бога за то, что живет во тьме.
Часто встречающаяся точка зрения, согласно которой на
"праведников" обрушиваются страдания, гонения и болезни для
того, чтобы они могли получить награду после смерти -
опасное заблуждение. Мы можем прочесть книгу Притч -
манифест Божественной Премудрости - от корки до корки, но
не найдем ничего, подтверждающего эту идею.
Почему вера в благотворность страданий - опасное заблуждение?
Потому, что она мешает человеку жить здесь и сейчас, уводя
его из реальности в мир иллюзий. В страданиях нет ничего
возвышенного и благородного. Любой узколобый фанатик может
страдать за свою "идею" и очень гордиться своими страданиями.
Но это не сделает его правым.
Фанатики идут против жизни - и жизнь идет против них. Они
плюют против ветра - и плевок попадает им в лицо.
В мире есть много религиозных групп, твердящих о
своей исключительности, о том, что лишь они спасутся,
а все прочие - погибнут. Стоит ли удивляться тому, что
окружающие воспринимают их как людей недалеких, а то и
больных на голову? Нет, не стоит.
Убежденность в том, что наградой за праведность являются
страдания - это замаскированная трусость, стремление
спрятаться от ответственности. Требуется мужество для того,
чтобы признать: "Я страдаю заслуженно, потому что был
неправ". Требуется мужество для того, чтобы отбросить
личный или групповой эгоизм - и сообразоваться с законами жизни.
Внешние конфликты, которые мы переживаем - это проекция
конфликтов внутренних. Наши подлинные враги - это наши
"домашние", иными словами, наши собственные мысли и
чувства, не гармонирующие со Христовым началом в нас
и в окружающем мире. Внутренняя разделенность провоцирует
внешнюю разделенность. Мы притягиваем к себе то, что носим
в себе. Мы сами творим свою реальность - либо враждебную,
либо дружелюбную.
На пути света мы находим избавление от вражды и конфликтов.
Когда божественный свет озаряет нашу душу, нам открывается
единство мира. Мир полон света - того же, что пребывает
в нас. Мир полон Бога, который есть свет. Мир соткан из
благости и любви.
"Я - свет, который на всех. Я - все: все вышло от меня
и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я - там; подними
камень, и ты найдешь меня там".
Божественная Премудрость предлагает нам выбор - либо смотреть
на мир с точки зрения разделения, либо с точки зрения
единства. Большинство людей видят в мире разделение -
столкновение противоборствующих сил, "великую борьбу",
"битву света и тьмы", "сражение добра со злом". Они могут
привести тысячи примеров собственной правоты. Но так ли
эта правота очевидна?
"Не судите по наружности, но судите судом праведным" (Иоанна
7:24), - призывал Иисус. Берегитесь поверхностного подхода
к жизни. Не все, что кажется очевидным на первый взгляд,
есть истина. Зрение может обманывать нас. Так например,
зрение убеждает нас, что солнце вращается вокруг земли,
восходит на востоке и садится на западе - в то время,
как в действительности оно остается на месте, а земля
вращается вокруг собственной оси.
Смотря на жизнь с точки зрения единства, мы видим во всей
Вселенной божественный порядок. Все, что существует, укоренено
в Боге и поддерживается Богом. "Все через Него начало быть,
что начало быть, и без Него ничто не начало быть, что
начало быть" (Иоанна 1:3). Зло не субстанционально, оно
лишено подлинной реальности. Все сущее благо по своей
природе, а так называемое зло порождается невежественным
человеческим разумом. И, поскольку оно не субстанционально,
оно не может пребывать вечно - ни в нашей жизни, ни в мире.
Осознавая это, мы можем уверенно смотреть в будущее,
полностью избавившись от страха и беспокойства.
"Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит
свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени
перемены" (Иакова 1:17).