Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин своей жизни

  Все выпуски  

Беседы об Истине


Информационный Канал Subscribe.Ru

Беседы об Истине

3 октября 2004 г.


Воля к истине: Вера и поиск

"Истина не дается человеку в готовом виде, как вещная, предметная реальность, она приобретается путем и жизнью. Истина предполагает движение, устремленность в бесконечность. Истину нельзя понять догматически, катехизически. Истина динамична, а не статична. Истина есть полнота, которая никогда не дается завершенной. Фанатизм всегда происходит оттого, что часть принимают за целое, не хотят допустить движения к полноте. С этим связано и то, почему Иисус не ответил на вопрос Пилата: "Что есть истина?" - писал Николай Бердяев.

Говоря о себе, я предпочитаю называть себя не верующим, а искателем Истины. В вере, конечно же, нет ничего плохого - если бы не сложившиеся стереотипы, согласно которым вере присуща неподвижность, завершенность. Считается, что верующий человек принимает некий набор аксиом - универсальных ответов на все вопросы, за пределы которых он не решается выйти. Видимо, по этой причине многие люди не желают думать о вере - они находят понятие веры ограничивающим.

Возможно, вам приходилось видеть, как от верующих требовали ответа на различные каверзные вопросы, такие например, как "Кто создал Бога?", или "Может ли Бог создать камень, который Он не сможет поднять?" Критики искренне полагают, что если верующим нечего сказать, это свидетельствует об ущербности их веры. Но подобный подход совершенно неприменим к науке. Тот факт, что наука не может объяснить некоторые явления, ничуть не дискредитирует ценность научного метода.

Верующим будет очень полезно иметь в виду, что вера - это не замкнутая система взглядов и убеждений, не набор ответов. Вера - это вечный поиск, вечное устремление к истине. Такая вера не смущается перед лицом враждебных атак. Она не боится сложных вопросов. Будучи интеллектуально честной, она признает свою ограниченность. Она открыта для нового понимания, переоценки привычных фактов и мнений.

Поиск истины не есть поиск точки опоры для слабого и неуверенного в себе "эго". Ищущий истину человек внутренне силен, и поэтому он не боится неопределенности.

Продолжая эту мысль, можно сказать, что чем больше человек знает, тем больше у него появляется вопросов. Люди, которые ведут себя так, как будто им все известно, в действительности знают очень мало. Их самоуверенность не должна нас обманывать.

Стремление к истине - это импульс, идущий изнутри. Он самодостаточен и не нуждается ни в объяснениях, ни в оправданиях.

Стремление к истине не есть заповедь, навязанная извне. Слова Иисуса "ищите, и найдете", относятся не ко всем, а лишь к людям, неудовлетворенным своим нынешним пониманием. В них звучит приглашение - и, одновременно, обещание того, что поиск не будет напрасным.

"Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят".
Матфея 7:8

Найденная нами истина может быть выражена в словах - но не только. Существует интуитивное чувство, которое превосходит любые, даже самые красочные описания. Апостол Павел утверждал, что он "был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Коринфянам 12:4). Многословие, стремление все на свете разложить по полочкам, - это еще один характерный признак подделок под истину. Истине же присуща недоговоренность. На определенном уровне духовного понимания, мы не можем не согласиться с мыслью, что "тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает".

Мы приобщаемся к Запредельному, которое не допускает легкомысленного подхода и поверхностного рационализма.


Беседы об Истине

E-mail:
pczine@yandex.ru

(c) А. Яшурин 2004.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.yourtime
Отписаться

В избранное