Присутствуя везде и во всем, Бог открывается людям
разнообразными путями. Большую ошибку совершают верующие,
которые пытаются ограничить откровение одним или несколькими
каналами. "Разруби дерево, я - там; подними камень, и
ты найдешь меня там", - говорит Христос в одном из апокрифов.
В Ветхом Завете есть рассказ о том, как Бог разговаривал
с Валаамом через ослицу. Скептики неоднократно высмеивали
эту историю, хотя смысл ее вовсе не так примитивен, как
может показаться. Для пророка - человека, восприимчивого
к сфере Духа - все окружающее наполняется глубоким смыслом.
Он начинает понимать язык образов и символов, недоступный
обычным людям. Его внутренние глаза начинают видеть, а
уши - слышать тайную речь.
Бог "многократно и многообразно" обращается к нам. Мы можем
увидеть Его в растениях и животных, в величественных горах
и могучих реках. Мы можем увидеть Его в солнце, луне и звездах.
"Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их".
Псалом 18:2-5
"Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания
мира через рассматривание творений видимы".
Римлянам 1:20
Творец говорит через людей, которых мы ежедневно встречаем на
своем пути. Каждый человек несет в себе "искру Божью" и
семя истины, порой даже не осознавая этого факта. Вот почему
так глупа и самонадеянна нетерпимость по отношению к
окружающим. Закрывая себя от ближних, отказываясь делать
шаг понимания навстречу им, мы лишаем себя крупицы
божественного откровения, которую воплощает в себе тот
или иной человек. Если Иисус призывал учиться даже у
"небесных птиц" и "полевых лилий", вправе ли мы думать,
что можем игнорировать и презирать людей без ущерба для себя?
Мы все - дети единого Бога и члены единой семьи.
Мы все - причастники единой Жизни.
Мы дополняем и обогащаем друг друга, подобно членам единого тела.
Давайте еще раз обратимся к образу семени. Упавшее в почву
семя начинает расти, подчиняясь заложенной в него программе.
Без внутреннего импульса, рост невозможен. Но, в процессе роста,
семя вбирает в себя питательные элементы из атмосферы и почвы.
Оно зависит от солнца и дождя. Оно не может расти без
использования окружающей среды.
Таким образом, совершенно правильно относиться к окружению
как к "материалу" для нашего роста, раскрытия, познания
Бога и Истины.
Весь мир - это наша школа.
Все происходящее - это "наглядные пособия".
Все люди - это наши учителя.
"Когда ученик готов, приходит учитель", - гласит древняя
восточная мудрость. На мой взгляд, эти слова нуждаются
в уточнении. "Учитель" вовсе не обязательно приходит к нам
издалека. Более того, подлинные "учителя" избегают называть
себя таким словом, навязывая свой авторитет. Когда мы
становимся готовы, мы просто начинаем видеть учителей
вокруг себя - учителей, которые всегда были рядом, с момента
рождения. Что же меняется? Наше отношение к процессу обучения.
Сейчас, отказавшись от внутреннего сопротивления, мы
прислушиваемся к мудрым наставникам. Наше сердце загорается
огнем. Возникает резонанс между мудростью от Бога в нас
и мудростью, которую они выражают.
"Когда ученик готов, приходит учитель". Некоторые люди
не готовы к новым откровениям Истины. Даже самый совершенный
учитель не сможет дать им то, что они отказываются принять.
Вспомните истории из жизни Иисуса. Как часто Ему
приходилось сталкиваться с неверием, консерватизмом,
национальными и религиозными предрассудками - в том числе
и среди апостолов! К сожалению, человечество мало изменилось
с той поры. Если бы Господь сейчас во плоти явился перед
многими христианами, они не стали бы Его слушать, вместо
этого обрушив на Него поток обид, претензий и мелочного
эгоизма.
Важнейшее качество ученика - это восприимчивость. Ученику
не нужно заботиться о том, где, как и в какой форме будет
дан следующий урок. Учитель позаботится о том, чтобы он не
остался без необходимого и полезного знания. Бог - это
совершенный Учитель, Которому мы можем вполне довериться.