От некоторых людей мне приходились слышать такие мысли, что
акцент на росте, успехе, движении вперед - не нужен, и даже
вреден. По их мнению, посвятив себя работе и достижению
результатов во внешнем мире, человек рискует забыть о Боге
как об Источнике всех благ. Так ли это? Попробуем трезво
разобраться, в то же самое время не пытаясь вместе с водой
выплеснуть и ребенка.
Иисус рассказал притчу, которую часто любят вспоминать
рассуждающие о бренности жизни и тщетности человеческих
стремлений к чему-либо. Это - притча о неразумном богаче.
У одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне
собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю
большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие
годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут
у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не
в Бога богатеет.
Луки 12:16-21
Смысл этих слов, однако, не столь банален, как может показаться
на первый взгляд. Проблемой богача был не хороший урожай, а
его нежелание сделать следующий необходимый шаг - ответственно
и разумно использовать собранное.
Богач нарушил два духовных закона - закон циркуляции и
закон непрерывности развития.
Все, что дается людям от Бога, должно быть использовано,
"пущено в оборот". Уподобляясь богачу, желавшему проесть и
пропить заработанное богатство, или же неразумному слуге
из другой притчи, который зарыл свой талант в земле, человек
вступает в противоречие с фундаментальными законами Бытия -
и, как следствие, страдает.
Богатство, воспринимаемое как высшая или самодостаточная
цель - порочно. Именно поэтому многие отрывки из Библии
содержат предостережения против жадности и эгоизма. Но то же
богатство, в руках разумного и сознательного человека,
становится могущественным инструментом созидания всеобщего блага.
"Богатеть в Бога" - это значит не забывать о своей ответственности
не только брать у мира, но и давать миру.
"Богатеть в Бога" - это значит не гнаться за дармовщиной и
легкой прибылью, а получать достойное вознаграждение за
достойный труд.
"Богатеть в Бога" - это значит на каждом жизненном этапе
воздавать благодарность Богу как Источнику богатства, и искать
Божьих указаний по поводу того, как двигаться дальше.
"Богатеть в Бога" - это значит осознавать, что жизнь есть процесс,
и мы не вправе останавливаться и почивать на лаврах - сколько
бы мы не достигли.
Богач страдал духовной близорукостью - он не видел дальше
собственного носа. Ему казалось, что собранного урожая достаточно
для того, чтобы пировать до конца дней. Он не задумывался о том,
что, продолжая заниматься земледелием, смог бы накормить не
только себя, но и ближних. В его власти было дать работу и
доход многим крестьянам, ремесленникам и купцам, помощь
которых потребовалась бы для реализации более масштабных
планов. Он имел возможность дать щедрые пожертвования храму -
и остаться в благодарной памяти будущих поколений. Можно
только пожалеть, что всего этого не произошло.
Сказанное выше относится не только к деньгам и богатству.
Рост происходит во многих сферах жизни. Чего бы мы ни достигли,
не будем уподобляться неразумному богачу. Всякий раз, когда
нас одолевает искушение отойти от дел, будем напоминать себе:
"Господь приготовил для нас нечто большее". Развитие
непрерывно. Развитие - это жизнь. Остановка - это смерть.