Рав Тувье Болтон.
"Йом-Кипур".
----------------------------------------------------------------------
Во времена Святого Храма все Служение Йом-Кипура было сосредоточено на
одном человеке - Первосвященнике. Он один входил в "Святая-Святых",
совершал всю остальную работу, пока все остальные евреи вне Святого
Храма ожидали, когда он закончит.
Чтобы понять это, давайте сначала разберемся, что значит "Тшува". У
прошедшей Субботы есть два названия:
- "Шабос Шува", так Суббота называется в соответствии с первым словом
Афторы
- и "Шабос Тшува", поскольку она является одним из "10 Дней Тшувы".
Впрочем, оба названия подразумевают одинаковый смысл: и то, и другое
название обычно переводится как "Суббота раскаяния".
Баал Шем-Тов, основатель хасидского движения, начал свою великую
"революцию" в еврейском мире, объяснив, что это не так. - Тшува,
сказал он, - чисто еврейское понятие и означает оно - возвращение к
своему источнику. А поскольку источник каждого еврея - чистая
Б-жественность (Тора называет евреев "Сыновьями Б-гу"), и Б-г
безграничен (то есть бесконечно истинен и добр), - не может быть
предела для заповеди Тшувы.
Раскаяние, сказал Баал Шем Тов, - это задача грешников. Однако каждый,
даже абсолютно праведный еврей, обязан совершать Тшуву! Как говорится
в "Зогаре": Мошиах приведет к Тшуве даже праведников.
Эта идея, сегодня являющаяся основой для "Движения Тшувы", встретила
сильное противостояние со стороны "классических" мудрецов Торы
(Миснагдим) того времени.
v v v
Чтобы лучше разобраться в этой идее, я хочу рассказать одну историю.
Двести лет назад город Вильно был крупнейшим центром изучения Торы.
Тысячи великих мудрецов днем и ночью учили Талмуд, и город всегда был
наполнен звуками Торы. Но сколь велики они были в учености, столь
несокрушимой была их ненависть к хасидам, особенно к хасидизму Хабад и
его руководителю - рабби Шнеур-Залману из Ляд.
Одного из наиболее богатых и влиятельных мудрецов Вильно звали реб
Меир Рефоэлс, и история о том, как, по иронии судьбы, он стал
преданным последователем того самого рабби Шнеур-Залмана.
v v v
Однажды поздним дождливым вечером реб Меир услышал стук в дверь. Когда
они с женой открыли, их удивленному взору предстала промокшая и
уставшая, очевидно, от долгой дороги женщина.
- Это дом реб Меира Рефоэлса? - прокричала она сквозь шум дождя, а
когда жена реб Меира утвердительно кивнула, попросила разрешения
войти. Войдя, женщина сказала:
- Святой Ребе Хабада, рав Шнеур-Залман, велел мне прийти к реб Меиру
Рефоэлсу и сказал, что он найдет моего мужа.
Реб Меер недоверчиво повернулся к жене.
- Кто эта женщина? Чего она хочет? Какой муж?!
Его жена впустила женщину на кухню, усадила, налила ей тарелку
горячего супа, и реб Меир с супругой услышали следующее объяснение.
Муж нежданной гостьи три года назад сбежал, не дав ей разводного
письма. Теперь, согласно Торе, она - "агуна" и не может вновь выйти
замуж, пока не получит развода. Ее пребывающий в горе отец ходил к
рабби Шнеур-Залману, который сказал, что помочь ей может только один
человек - реб Меир Рефоэлс из Вильно. - И вот она здесь и не покинет
этот город, пока он не найдет мужа.
- Я не уеду отсюда, пока реб Меир не выполнит сказанного Ребе!
v v v
На следующий день весь город потешался над новой выходкой
"сумасшедшего хабадского Ребе". Нечего и говорить, "гостья" сделала
жизнь реб Меира невыносимой. Впрочем, через несколько недель он
подыскал ей жилье и почти забыл об этом деле.
v v v
Как-то раз, месяц спустя, к дому реб Меира подъехал русский офицер и
сказал, что через Вильно в тюрьму везут вагон заключенных. Про одного
из них известно, что он еврей, зовут его так-то, он родом из такого-то
города, и полиция хочет узнать, не опознает ли его раввин..
Когда реб Рефоэлс услышал имя заключенного, он вдруг вспомнил, что
именно так звали пропавшего мужа "агуны". Ее немедленно вызвали, и
догадка подтвердилась.
Реб Меир убедил его дать "гет", и через час она чудесным образом была
свободна! Нечего и говорить, что мнение реб Меира о Ребе начало
меняться, но он держал это при себе, боясь быть обвиненным в ереси.
Потом, несколько месяцев спустя, произошло нечто, что заставило его
пожалеть о том, что мнение свое он изменил...
v v v
Случилось так, что два богатых купца из Вильно были ложно обвинены в
уклонении от выплаты налогов. Они были приговорены, сначала нижним, а
затем и апелляционным судом к трем годам каторжных работ в Сибири, что
для обоих означало почти верную смерть.
Купцы были в отчаянии. Они знали, что только чудо может их спасти,
потому и заинтересовались, услышав от еврея, проезжавшего через
Вильно, что помочь им возможно способен хабадский Ребе. Подобно
хватающемуся за соломинку утопающему, они решили спросить мнения реб
Рефоэлса. К их удивлению, реб Рефоэлс сказал им ехать к Ребе, но
никому не рассказывать об этой поездке.
После нескольких дней тяжелой поездки, купцы стояли перед Ребе. С
одной стороны, они жалели, что затеяли это дело, - вдруг про их визит
к руководителю Хабада узнает кто-нибудь из Вильно. С другой - они
помнили, что терять им нечего. Поэтому они излили Ребе свои сердца, а
когда закончили, - плакали, как дети.
Глубоко задумавшись Ребе на несколько минут закрыл глаза, затем открыл
их и спросил:
- Знаете ли вы, что означает написанное в Талмуде, что земное царство
подобно Царству Небесному?
Купцы посмотрели друг на друга и пожали плечами. А Ребе ответил на
свой вопрос:
- Это означает, что точно так, как имя Все-вышнего записано в Торе, но
не произносится, - у царя есть фамилия Романов, однако к нему
обращаются по-другому.
- Да, Ребе. Так что насчет нашей проблемы? Что насчет суда?
Но Ребе больше не обращал на них внимания. Встреча была окончена!
Купцы быстро собрались и вконец обессиленные вернулись в Вильно.
Выслушав их рассказ, реб Рефоэлс извинился, согласился, что допустил
большую ошибку, и решил про себя, что история с "агуной" - не более,
чем случайность.
v v v
Тем временем двое обвиняемых решились на безрассудный план.
Они слышали, что в Петербурге есть царский сад, специально
предназначенный для отдыха царя и его министров. Они поедут в
Петербург, проникнут в этот сад и попытаются перехватить там министра
юстиции, несмотря на безнадежность ситуации надеясь, что смогут
пробудить его милосердие.
Друзья по несчастью сели в первый же поезд, а через день им уже
удалось найти сторожа пресловутого сада и подкупить его до такой
степени, что он не только сообщил им, когда министр юстиции выходит на
прогулку, но и разрешил проникнуть внутрь сада.
Купцы забрались в сад и скрывались там весь остаток ночи, притаившись
в кустах. Наконец момент настал.
Министр проходил мимо и сторож подал им знак. Купцы одновременно
выскочили из кустов и в беспамятстве бросились к ногам министра.
Помилуйте! Сжальтесь над нами! Мы невиновны!! Нас ложно оклеветали! Мы
честные граждане!!! - кричали они со слезами на глазах.
- В чем дело? - произнес министр улыбаясь. - Невиновны? Ааа… Вы
полагаете, что я министр юстиции? - Нет. Он болен, а я его замещаю. Я
- министр образования.
Наши герои собрались зарыдать снова, но министр прервал их:
- Скажите, вы ведь религиозные евреи, не так ли? - купцы утвердительно
кивнули.
- Ну разве это не удивительное совпадение! Может быть, вы сможете
помочь мне. Как раз вчера царь вызвал меня к себе и задал вопрос, на
который я не знал, как ответить.
- Мы постараемся изо всех сил!
- Отлично. Тогда приступим. Царь слышал, что в вашем Талмуде написано,
что земное царство подобно Царству Все-вышнего, и попросил меня
объяснить, что это значит. Я сказал ему, что должен исследовать
вопрос, но на самом деле даже не знаю, с чего начать.
Купцы изумленно посмотрели друг на друга: Ребе предвидел!
Услышав ответ Ребе, министр сначала был спокоен, но вот на его лице
появилась широкая улыбка.
- Я хорошо знаком с царем, - сказал он. - Ваш ответ ему очень
понравится! Он действительно будет доволен.
Он пожал руку каждому из евреев и добавил:
- Теперь вы должны назвать мне ваши имена, сообщить, в чем именно вы
были ложно обвинены, и я уверен, что Его Величество будет очень рад
помочь вам.
Выслушав впоследствии рассказ о произошедшем, реб Меир, как и оба
спасенных купца, начал изучать Тору Ребе, и в результате, они стали
хасидами Хабад.
v v v
Приведенная история дает объяснение Служению Первосвященника в
Йом-Кипур:
В каждом поколении есть хотя бы один еврей, весь интерес которого в
том, чтобы восстановить связь всего еврейского народа со Все-вышним.
Два образа таких евреев - Баал Шем-Тов и Ребе Шнеур-Залман, другой
пример - нынешний хабадский Ребе.
Пусть в этот Йом-Кипур мы увидим Ребе, выходящего из "Святая-Святых" и
провозглашающего, что весь еврейский народ соединился со своим
источником. Желаю всем легкого поста и хорошей Субботы.
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>