Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Тора онлайн" плюс "Ешива онлайн". Рав Тувье Болтон.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рав Тувье Болтон.
"Йом-Кипур".
----------------------------------------------------------------------


Во времена Святого Храма все Служение Йом-Кипура было сосредоточено на
одном  человеке  -  Первосвященнике. Он один входил в "Святая-Святых",
совершал  всю  остальную  работу, пока все остальные евреи вне Святого
Храма ожидали, когда он закончит.

Чтобы  понять  это,  давайте сначала разберемся, что значит "Тшува". У
прошедшей Субботы есть два названия:

-  "Шабос Шува", так Суббота называется в соответствии с первым словом
Афторы

- и "Шабос Тшува", поскольку она является одним из "10 Дней Тшувы".

Впрочем,  оба  названия подразумевают одинаковый смысл: и то, и другое
название обычно переводится как "Суббота раскаяния".

Баал  Шем-Тов,  основатель  хасидского  движения,  начал  свою великую
"революцию"  в  еврейском  мире,  объяснив,  что  это не так. - Тшува,
сказал  он,  -  чисто еврейское понятие и означает оно - возвращение к
своему   источнику.  А  поскольку  источник  каждого  еврея  -  чистая
Б-жественность   (Тора   называет  евреев  "Сыновьями  Б-гу"),  и  Б-г
безграничен  (то  есть  бесконечно  истинен  и  добр), - не может быть
предела для заповеди Тшувы.

Раскаяние, сказал Баал Шем Тов, - это задача грешников. Однако каждый,
даже  абсолютно праведный еврей, обязан совершать Тшуву! Как говорится
в "Зогаре": Мошиах приведет к Тшуве даже праведников.

Эта  идея,  сегодня являющаяся основой для "Движения Тшувы", встретила
сильное   противостояние   со  стороны  "классических"  мудрецов  Торы
(Миснагдим) того времени.


                               v v v

Чтобы лучше разобраться в этой идее, я хочу рассказать одну историю.

Двести  лет  назад  город Вильно был крупнейшим центром изучения Торы.
Тысячи  великих мудрецов днем и ночью учили Талмуд, и город всегда был
наполнен  звуками  Торы.  Но  сколь  велики они были в учености, столь
несокрушимой была их ненависть к хасидам, особенно к хасидизму Хабад и
его руководителю - рабби Шнеур-Залману из Ляд.

Одного  из  наиболее  богатых  и влиятельных мудрецов Вильно звали реб
Меир  Рефоэлс,  и  история  о  том,  как,  по  иронии  судьбы, он стал
преданным последователем того самого рабби Шнеур-Залмана.


                               v v v

Однажды поздним дождливым вечером реб Меир услышал стук в дверь. Когда
они  с  женой  открыли,  их  удивленному  взору  предстала промокшая и
уставшая, очевидно, от долгой дороги женщина.

-  Это  дом  реб  Меира Рефоэлса? - прокричала она сквозь шум дождя, а
когда  жена  реб  Меира  утвердительно  кивнула,  попросила разрешения
войти. Войдя, женщина сказала:

-  Святой  Ребе Хабада, рав Шнеур-Залман, велел мне прийти к реб Меиру
Рефоэлсу и сказал, что он найдет моего мужа.

Реб Меер недоверчиво повернулся к жене.

- Кто эта женщина? Чего она хочет? Какой муж?!

Его  жена  впустила  женщину  на  кухню,  усадила,  налила  ей тарелку
горячего  супа,  и  реб Меир с супругой услышали следующее объяснение.
Муж  нежданной  гостьи  три  года  назад  сбежал, не дав ей разводного
письма.  Теперь,  согласно  Торе, она - "агуна" и не может вновь выйти
замуж,  пока  не  получит  развода. Ее пребывающий в горе отец ходил к
рабби  Шнеур-Залману,  который сказал, что помочь ей может только один
человек  -  реб Меир Рефоэлс из Вильно. - И вот она здесь и не покинет
этот город, пока он не найдет мужа.

- Я не уеду отсюда, пока реб Меир не  выполнит сказанного Ребе!


                               v v v

На   следующий   день   весь   город   потешался  над  новой  выходкой
"сумасшедшего  хабадского  Ребе".  Нечего и говорить, "гостья" сделала
жизнь  реб  Меира  невыносимой.  Впрочем,  через  несколько  недель он
подыскал ей жилье и почти забыл об этом деле.


                               v v v

Как-то  раз,  месяц спустя, к дому реб Меира подъехал русский офицер и
сказал,  что через Вильно в тюрьму везут вагон заключенных. Про одного
из них известно, что он еврей, зовут его так-то, он родом из такого-то
города, и полиция хочет узнать, не опознает ли его раввин..

Когда  реб  Рефоэлс  услышал  имя заключенного, он вдруг вспомнил, что
именно  так  звали  пропавшего  мужа "агуны". Ее немедленно вызвали, и
догадка подтвердилась.

Реб  Меир убедил его дать "гет", и через час она чудесным образом была
свободна!  Нечего  и  говорить,  что  мнение  реб  Меира о Ребе начало
меняться, но он держал это при себе, боясь быть обвиненным в ереси.

Потом,  несколько  месяцев  спустя, произошло нечто, что заставило его
пожалеть о том, что мнение свое он изменил...


                               v v v

Случилось  так,  что два богатых купца из Вильно были ложно обвинены в
уклонении  от выплаты налогов. Они были приговорены, сначала нижним, а
затем и апелляционным судом к трем годам каторжных работ в Сибири, что
для обоих означало почти верную смерть.

Купцы  были  в  отчаянии.  Они знали, что только чудо может их спасти,
потому  и  заинтересовались,  услышав  от  еврея,  проезжавшего  через
Вильно,  что  помочь  им  возможно  способен  хабадский  Ребе. Подобно
хватающемуся  за  соломинку утопающему, они решили спросить мнения реб
Рефоэлса.  К  их  удивлению,  реб  Рефоэлс  сказал им ехать к Ребе, но
никому не рассказывать об этой поездке.

После  нескольких  дней  тяжелой  поездки,  купцы стояли перед Ребе. С
одной  стороны, они жалели, что затеяли это дело, - вдруг про их визит
к  руководителю  Хабада  узнает  кто-нибудь  из Вильно. С другой - они
помнили,  что терять им нечего. Поэтому они излили Ребе свои сердца, а
когда закончили, - плакали, как дети.

Глубоко задумавшись Ребе на несколько минут закрыл глаза, затем открыл
их и спросил:

-  Знаете ли вы, что означает написанное в Талмуде, что земное царство
подобно Царству Небесному?

Купцы  посмотрели  друг  на  друга и пожали плечами. А Ребе ответил на
свой вопрос:

- Это означает, что точно так, как имя Все-вышнего записано в Торе, но
не  произносится,  -  у  царя  есть  фамилия  Романов,  однако  к нему
обращаются по-другому.

- Да, Ребе. Так что насчет нашей проблемы? Что насчет суда?

Но Ребе больше не обращал на них внимания. Встреча была окончена!

Купцы быстро собрались и вконец обессиленные вернулись в Вильно.

Выслушав  их  рассказ, реб Рефоэлс извинился, согласился, что допустил
большую  ошибку,  и решил про себя, что история с "агуной" - не более,
чем случайность.


                               v v v

Тем временем двое обвиняемых решились на безрассудный план.

Они   слышали,   что   в   Петербурге  есть  царский  сад,  специально
предназначенный  для  отдыха  царя  и  его  министров.  Они  поедут  в
Петербург,  проникнут в этот сад и попытаются перехватить там министра
юстиции,  несмотря  на  безнадежность  ситуации  надеясь,  что  смогут
пробудить его милосердие.

Друзья  по  несчастью  сели  в  первый  же  поезд, а через день им уже
удалось  найти  сторожа  пресловутого  сада  и  подкупить его до такой
степени, что он не только сообщил им, когда министр юстиции выходит на
прогулку, но и разрешил проникнуть внутрь сада.

Купцы  забрались в сад и скрывались там весь остаток ночи, притаившись
в кустах. Наконец момент настал.

Министр  проходил  мимо  и  сторож  подал  им знак. Купцы одновременно
выскочили из кустов и в беспамятстве бросились к ногам министра.

Помилуйте! Сжальтесь над нами! Мы невиновны!! Нас ложно оклеветали! Мы
честные граждане!!! - кричали они со слезами на глазах.

-  В  чем  дело?  -  произнес  министр  улыбаясь. - Невиновны? Ааа… Вы
полагаете,  что я министр юстиции? - Нет. Он болен, а я его замещаю. Я
- министр образования.

Наши герои собрались зарыдать снова, но министр прервал их:

- Скажите, вы ведь религиозные евреи, не так ли? - купцы утвердительно
кивнули.

-  Ну  разве  это  не  удивительное совпадение! Может быть, вы сможете
помочь  мне.  Как раз вчера царь вызвал меня к себе и задал вопрос, на
который я не знал, как ответить.

- Мы постараемся изо всех сил!

- Отлично. Тогда приступим. Царь слышал, что в вашем Талмуде написано,
что  земное  царство  подобно  Царству  Все-вышнего,  и  попросил меня
объяснить,  что  это  значит.  Я  сказал  ему,  что должен исследовать
вопрос, но на самом деле даже не знаю, с чего начать.

Купцы изумленно посмотрели друг на друга: Ребе предвидел!

Услышав  ответ  Ребе,  министр сначала был спокоен, но вот на его лице
появилась широкая улыбка.

-  Я  хорошо  знаком  с  царем,  -  сказал  он.  - Ваш ответ ему очень
понравится! Он действительно будет доволен.

Он пожал руку каждому из евреев и добавил:

-  Теперь  вы должны назвать мне ваши имена, сообщить, в чем именно вы
были  ложно  обвинены,  и я уверен, что Его Величество будет очень рад
помочь вам.

Выслушав  впоследствии  рассказ  о  произошедшем,  реб Меир, как и оба
спасенных  купца,  начал  изучать Тору Ребе, и в результате, они стали
хасидами Хабад.


                               v v v

Приведенная   история   дает  объяснение  Служению  Первосвященника  в
Йом-Кипур:

В  каждом  поколении  есть хотя бы один еврей, весь интерес которого в
том,  чтобы  восстановить связь всего еврейского народа со Все-вышним.
Два  образа  таких  евреев  - Баал Шем-Тов и Ребе Шнеур-Залман, другой
пример - нынешний хабадский Ребе.

Пусть в этот Йом-Кипур мы увидим Ребе, выходящего из "Святая-Святых" и
провозглашающего,   что  весь  еврейский  народ  соединился  со  своим
источником. Желаю всем легкого поста и хорошей Субботы.



Рабби Тувия Болтон

Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль

Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>;
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>;

---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>;
Перевод: (c) 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>;


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное