Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учиться жить, имея цель.

  Все выпуски  

Учиться жить, имея цель. Что случилось с сатаной в Ветхом Завете? (продолжение)


ВЫПУСК 125

Что случилось с сатаной в Ветхом Завете? (продолжение)

Здравствуй, Дорогой Друг - Искатель Бога!


Этот выпуск рассылки на сайте             А все предыдущие выпуски можно найти здесь





Сегодня в выпуске:

- Что случилось с сатаной в Ветхом Завете? (продолжение)
- Изменения в www.Bee-Book.com
- События христианского мира

Что случилось с сатаной в Ветхом Завете? (продолжение)

Иов 1:6-12; Иов 2:1-7. Эти стихи из Книги Иова, несомненно, являются самым известным ветхозаветным отрывком с упоминанием сатаны. Писание не говорит нам о том, кто и когда создал эту книгу. Более традиционные христианские авторы разделяли мнение иудеев, что ее написал Моисей.

Иудеи строили много самых разных гипотез относительно этой книги. Мнения раввинов о том, когда жил Иов, охватывают широкий диапазон от эпохи великих патриархов до послепленного периода персидского господства и времен Есфири. Причем раввины, которые говорили о временах Есфири, использовали удивительную логику, которая вряд ли убедит человека, не погруженного с головой в раввинистическое мышление: Иов жил во времена Артаксеркса, потому что его дочери были самыми прекрасными на всей земле. Когда же рождались прекрасные женщины? Во времена Есфири. Следовательно, Иов жил во времена Есфири'. Стоит ли после этого удивляться тому, что многие приписывали создание Книги Иова Моисею?

Кто бы ни был автором книги, она относится к третьему разделу иудейского канона, а это значит, что ее признали авторитетной лишь ближе к концу ветхозаветного периода. Само повествование свидетельствует о своем более древнем происхождении, и возможно, именно упоминание сатаны мешало принятию Книги Иова в канон, поскольку сатана совершенно не упоминается в Законе и лишь однажды — в поздней пророческой книге. Но даже и в Книге Иова сатана занимает на удивление мало места, и этот факт заслуживает нашего внимания.

Читатель Книги Иова может заметить одну поразительную вещь: ни сам Иов, ни его жена, ни друзья явно нне подозревают, что бедствия Иова пришли от сатаны, по меньшей мере, текст об этом ничего не говорит. И потому, когда Иов осознает глубину своих несчастий и когда друзья склоняют его покаяться в грехах, в которых Иов не считает себя виновным, он начинает спорить с Богом, а не с сатаной. Он явно приписывает Богу свои бедствия (Иов 16:7-17; Иов 19:6-13). И даже в одной сцене, когда появляется сатана, Бог говорит ему такие слова: «Ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов 2:3). Таким образом, в Книге Иова сатана остается как бы в тени. Бог все равно несет ответственность за все происходящее, а все важнейшие действующие лица этой драмы считают, что за всеми событиями стоит Бог.

Если мы внимательно рассмотрим те два отрывка из Книги Иова, где появляется сатана, мы увидим, насколько важна структура всей книги для их понимания. Книга Иова содержит прозаический пролог (Иов 1-2) и прозаический эпилог (Иов 42:7-17). Между ними помещена основная часть книги в поэтической форме: это живой диалог Иова с «друзьями» (Иов 3-31), монолог юноши по имени Елиуй (Иов 32-37), за которым следует ответ Бога Иову в буре (Иов 38-42:1-6).

Пролог же состоит из пяти отдельных сцен: это три сцены на земле из жизни Иова, между которыми помещены две сцены на небесах, в которых сатана спорит с Богом об искренности Иова. Если изъять из Пролога вторую и четвертую сцены, в которых появляется сатана, мы увидим события так, как их понимал сам Иов. И только две дополнительные сцены на небесах говорят нам о космической битве между Богом и Врагом, между добром и злом. При любого рода бедствии на земле нам бывает очень трудно понять его причины. Иногда мы страдаем потому, что того заслужили, но часто неприятности, как нам кажется, падают на нас несправедливо. Книга Иова пытается дать ответ на эту проблему: это космическая битва, где подвергается нападению сам Бог и его свойства. Мы уже могли убедиться в том, как важно помнить о космической битве, когда мы читаем Ветхий Завет. Силы зла участвуют в совете Бога именно потому, что в итоге он хочет их низложить.

Прежде чем обсудить выводы, которые можно сделать из ветхозаветных сцен появления сатаны на совете Бога, я хотел бы кратко рассмотреть те отрывки Ветхого Завета, где сатана прямо не упоминается, но которые христианская традиция относит к Врагу: Быт 3, Ис 14:12-15 и Иез 28:11-19.

Непредубежденный читатель сможет увидеть, что Быт 3 изображает отношения вражды между змеем и Богом, и потому образ змея указывает на Врага. Хотя в Библии — это неоднозначный образ. Так, Числ 21 описывает нашествие ядовитых змей, от которого Моисей избавил народ, подняв изображение медного змея — символ Божьего противника! Некоторые места даже позволяют предположить, что израильтяне начали поклоняться этому змею, и потому его пришлось уничтожить (4 Цар 18:4).

Если мы изучаем все Писание впервые, то найдем недвусмысленное отождествление змея с сатаной только в Откр 12:9. Здесь не остается никакого сомнения в том, что дракон, змей, дьявол и сатана — одно и то же существо.

Учитывая, что змей играет столь важную роль в христианском богословии, можно удивиться тому, что Ветхий Завет ни разу не указал ясно на значение этого образа. Возможно, это объясняется тем, что в Египте змея была символом как доброго, так и злого божества. И потому авторы Библии опасались развивать эту тему, чтобы не породить дуализма, если не худшего зла.

Теперь рассмотрим отрывки из Ис 14:12-15 и Иез 28: 11-19. Мы увидим, что между двумя этими местами есть сходство. Оба отрывка рассказывают о «предыстории» сатаны, оба имеют форму насмешливой песни, обращенной к языческому царю. Текст Ис 14 говорит о царе вавилонском, Иез 28 — о князе или царе Тира. Современные ученые долго пытались разгадать природу сходства этих двух отрывков как между собой, так и с некоторыми подобными примерами из литературы Ближнего Востока. Их исследования позволяют сделать два общих вывода. Во-первых, что эти тексты действительно обладают поразительным сходством с языческими параллелями; во-вторых, что сами пророки имели здесь в виду исторических врагов Израиля, а не сверхъестественное существо. В «сверхъестественном» смысле эти тексты можно понять только по аналогии.

Другими словами, большинство современных исследователей считает, что ветхозаветная аудитория не имела понятия о том, что пророки говорят о сатане. Это положение подтверждает тот факт, что текст Ис 14:12-15 стали однозначно понимать как текст о сатане достаточно поздно: впервые это сделал Тертуллиан, отец церкви, умерший в 240 году н. э.

История интерпретации Иез 28:11-19 недостаточно ясна. Этот отрывок относили не только к сверхъестественному существу, но и к первому человеку, и толкователь сталкивается здесь с большими трудностями в силу неоднозначности выражений в оригинальном тексте. Как бы там ни было, можно с уверенностью сказать, что в этом отрывке стали видеть сатану не ранее чем по прошествии нескольких столетий от начала нашей эры.

Естественно, мы здесь должны задать вопрос: правомерно ли видеть в этих отрывках указание на сатану, если это не входило в намерения их авторов? Это — сложный вопрос. Христианская традиция содержит немало примеров такого толкования библейских отрывков, которое откровенно расходится с намерением автора оригинального текста.

Можно найти и другой смысл текста, но это не доказывает, что этот смысл был вложен в текст его автором. Тем не менее, если мы не позволяем другому смыслу затемнять наше понимание намерений автора оригинального текста, другой смысл может быть для нас ценным. И если мы хотим соблюдать верность христианской традиции, необходимо признать, что христиане нередко использовали такой другой смысл, а потому и нам приходится согласиться с данным подходом, даже если он нам не слишком нравится. Но такое толкование Библии нередко порождало проблемы, когда оно затемняло или даже заменяло собой смысл, вложенный в текст автором. И я подозреваю, что множество людей с пылом отвергают христианскую традицию отчасти и из-за того, что христиане отказываются признать первоначальный смысл библейского текста. Поэтому одной из моих задач было показать, что можно, оставаясь консервативным приверженцем христианской традиции, стремиться понять вероятный первоначальный смысл ветхозаветного отрывка.

Теперь, когда я признал, что отрывки из Ис 14:12-15 и Иез 28:11-19 были написаны не для того, чтобы представить нам предысторию сатаны, я все еще продолжаю думать, что сатана все-таки прячется в них. И то, что эти тексты были «позаимствованы» у язычников, подтверждает это.

Стоит объяснить, что пророки вправе «заимствовать» тексты и образы, откуда они пожелают. Лишь окончательный текст отражает божественное откровение, а не его составные части. Но даже в таком случае имеем ли мы право предполагать, что в языческих культурах содержатся какие-то ценные элементы? Я думаю, на этот вопрос нам помогут ответить три первые главы Книги Бытия. Человечество изначально обладало знанием о космической битве, это знание просочилось в языческие культуры, и его также, хотя и в искаженном виде, передавали друг другу патриархи, сохранившие какие-то представления об истинном Богы. И потому в книгах пророков начали появляться разрозненные сведения о космической битве, но в таком виде, что они не представляли угрозы для первостепенного замысла Бога научить свой народ верить только в Него как в единого истинного Бога. Отрывки из Ис 14:12-15 и Иез 28:11-19, несомненно, отражают главную тему космической битвы, показывая, что эгоизм и гордость сильнее всего искажают волю Бога и неизбежно приводят к решительному противостоянию Богу. Однако же сама личность Врага надежно спрятана под обликом человека. И возможно, христиан критикуют за использование подобных отрывков именно потому, что полученный при такой интерпретации образ Врага намного превышает представления людей Ветхого Завета о зле.

Здесь стоит упомянуть об еще одном ветхозаветном отрывке, связанном с силами зла. В главе 16 Книги Левит мы находим описание ритуала с козлом отпущения. Христианские толкователи Библии часто думали, что оба козла — и тот, которого приносили в жертву, и тот, которого изгоняли в пустыню, — прообразы Христа. Но существует и другое толкование этого отрывка: козел, отведенный в пустыню для Азазела или к Азазелу, представляет собой демонические силы. Такое понимание появилось достаточно рано, поскольку автор Первой книги Еноха, желавший подобрать имя для предводителя падших ангелов, назвал его Азазелом. Если этот ритуал изначально обладал таким смыслом, то перед нами, возможно, пример еще одного озарения, связанного с космической битвой между Богом и Врагом: один козел предназначался Богу, второй — Азазелу.

Убедившись в том, что Ветхий Завет содержит крайне скудную информацию о сатане, мы попытаемся понять, как же, при отсутствии Врага, Ветхий Завет понимал природу зла. Библейские авторы нередко считали, что злые действия совершает сам Бог, однако нередко, пытаясь смягчить эту картину, говорили о других сверхъестественных существах, которые разрушали и исполняли наказания. Эти существа принадлежали к «небесному двору», которым управлял сам Бог. Поговорим подробнее о том, какую роль выполнял этот «совет».

Зная, что Ветхий Завет не оставил ясного описания роли сатаны, мы можем предположить, что его представления о небесном управлении также будут отличаться от основанных на Новом Завете христианских представлений. Ярче всего эти новозаветные представления отражены в Откр 12:9, что повлияло на христианское понимание вопроса: Михаил со своими ангелами противостоит дракону с его ангелами. Космическая битва в полном разгаре. Однако в Ветхом Завете все происходит исключительно под руководством самого Бога. И потому «дракон с его ангелами» тоже как бы послушен повелениям Бога, хотя иногда на какой-то миг показывает свою бунтарскую природу.

Мы легче поймем отличие Нового Завета от Ветхого Завета с помощью такой иллюстрации из политической жизни. В Новом Завете силы добра представляют собой нечто вроде правительства в изгнании, а миром правит узурпировавший власть дракон, князь века сего. Отношения между противниками напряжены, иногда возникают войны, как это описывает Откр 12. Однако в Ветхом Завете мы находим иную ситуацию: это, скорее, напряженные отношения двух политических партий — партии власти и партии оппозиции. Они действуют в составе единого правительства, хотя оппозиция иногда выражает недовольство государственной политикой.

Из книги Алдена Томпсона "Библия без цензуры: Ключ к самым загадочным текстам Ветхого Завета".

В следующий раз мы будем праздновать Рождество! А весь следующий 2012 год будет посвящен БИБЛЕЙСКИМ СЕМЬЯМ! Хорошо?

Изменения в www.Bee-Book.com

  1. Самые новые новости


  2. Сергей Агапкин, передача "О самом главном": Рассеянный склероз


  3. Новые лекарства в моей аптеке


  4. Скоро новогодние и рождественские праздники!

    Не забывайте про христианские стихи (смс), христианский скринсейвер и праздничные презентации!


    Кстати, на Рождество от меня будет новая презентация, о чем я сообщу дополнительно!


События христианского мира

В 2011 Г. КАТОЛИЧЕСТВО ПРИНЯЛИ 160 МЛН. ЧЕЛОВЕК, 426 МЛН. СТАЛИ ЧЛЕНАМИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

34 тысячи новых прихожан каждый день вступают в Католическую Церковь. По данным ежегодного исследования "Состояние глобальной миссии", в 2011 г. католицизм приняли около 160 млн. человек в разных странах мира, пишет aciprensa.

Согласно исследованию, из семи млрд. человек, живущих на нашей планете, 2 млрд. никогда не было проповедовано Евангелие. Еще 2,68 млрд. слышали Благую Весть и в той или иной степени имеют представление о том, что такое Христианство, но не являются христианами.

Число христианских деноминаций в мире постоянно растет: если в начале XX в. их насчитывалось около 1600, к началу XXI в. это число выросло до 34 тыс., а на сегодняшний день их количество составляет уже 42 тыс., говорится в исследовании.

Самыми "плодородными" в этом отношении являются т.н. протестанты-харизматы. Их число за последний год выросло на 612 млн. человек. Чуть меньше прихожан присоединились к общинам "классических" протестантов: 426 млн. человек стали членами традиционных протестантских церквей, что составляет примерно 20 тыс. новых прихожан в день. Среди них 87 млн. прихожан приняли англиканство (главным образом в Африке и Азии).

Свидетели Иеговы, мормоны, и др. религиозные общины, учение которых отрицает Святую Троицу или Божество Иисуса Христа прибавили около 35 млн. человек.

В 2011 г. христиане всех конфессий распространили по миру более 71 млн. экземпляров Библии.


В РПЦ призвали россиян одеваться достойно, культурно и скромно

В эти дни в Московском государственном текстильном университете имени Косыгина в рамках выставки-форума "Православная Русь" проходит Первый конкурс модельеров и дизайнеров одежды "Православная культура в современной моде".

"Лукаво поступают те, кто говорят: все равно, как ты выглядишь, самое главное - то, что у тебя внутри. Да, самое главное - то, что у тебя внутри, но это внутреннее содержание не может не проявляться вовне", - сказал глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на открытии конкурса. Его слова приводит портал "Интерфакс-Религия".

В культурах народов мира, в том числе России, всегда было понимание того, что внешнее выражает внутреннее, убежден Чаплин. "Если человек выглядит достойно, культурно, скромно, показывая своим видом собственное нравственное достоинство и уважение к окружающим, значит, у него и внутри здоровая душа, целостный рассудок, доброе сердце. Я надеюсь, что сегодня в этом зале будут представлены образцы того, как внутреннюю собранность, целостность, совестливость можно выразить через внешние формы поведения, в том числе через одежду", - сказал представитель РПЦ.

В свою очередь известный модельер Вячеслав Зайцев сказал на мероприятии, что "если человек православный, то у него душа должна быть чистой, поэтому и одежда должна быть тоже чистой".

"Она необязательно должна быть розовая, голубая или еще какая-нибудь - просто элегантный костюм, элегантное строгое платье... Обычно, когда приходишь в церковь и видишь платки (которые женщины надевают. - Прим. ред.), - получается дисгармония жутчайшая. Хотелось бы, чтобы конкурсанты учли этот момент и создали образ действительно чистый, светлый и обязательно гармоничный", - сказал он.

На конкурсе будет представлена повседневная и нарядная одежда для мужчин и женщин, детская одежда, головные уборы, текстильные изделия с православной символикой, крестильные рубашки, венчальная одежда, костюмы для современного православного паломника, аксессуары мужского и женского костюмов, форма полиции нравов.

В положении конкурса приведена цитата Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: "Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие - это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные цвета".

В мероприятии принимают участие учащиеся средних и средних специальных учебных заведений, студенты, молодые художники-модельеры. Обязательным требованием к работам является сочетание духовно-нравственных базовых ценностей с современными и актуальными тенденциями в моде.


Исповедаться в Киеве можно будет по телефону

В православных храмах Киева в ноябре появится новая услуга - исповедь по телефону. Рассказать священнику о своих грехах смогут люди с тяжелыми заболеваниями или те, кто не может свободно передвигаться.

"Скорее всего, у нас будет два батюшки, которые постоянно будут ходить с телефонами. Эти номера мы объявим, и на них смогут в любое время звонить люди, желающие исповедаться", - сообщил газете "Сегодня" глава отдела социального служения Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) священник Сергий Косовский. Слова батюшки приводит NEWSru.ua.

Отец Сергий отметил, что если такой услугой воспользуется хотя бы несколько человек, которым это необходимо, то уже будет хорошо.

"Конечно, эта исповедь не будет полноценной, поскольку после нее человек не сможет причаститься. И лучше бы людям, желающим исповедоваться, например, перед сложной операцией, вызвать батюшку. Благо у нас есть такая возможность, и при каждой больнице есть батюшки, которые исповедуют и причащают людей. Но в жизни бывают разные ситуации", - отметил священник. По его словам, номера телефонов для исповеди будут объявлены через несколько недель.

Кстати, как сообщила газета "Сегодня", подобная услуга недавно появилась и в Москве. На единственном бесплатном телефоне постоянно "дежурят" священники и диаконы, которые могут выслушать, дать совет и помочь в трудной жизненной ситуации.

Украинские священники говорят, что телефон для исповеди будет создан для "крайних" ситуаций. Тем же, кто просто хочет поговорить о Боге, будут предлагать прийти в храм и с глазу на глаз пообщаться со священником.

Грехи же бывают разные, и, как выяснилось, их даже можно разделить по гендерному принципу. Женщинам, к примеру, более свойственна гордыня, а мужчинам - похоть. Об этом говорилось в отчете, подготовленном около трех лет назад Ватиканом. Так что речь шла не о православных, а о католиках.

Выводы были сделаны по итогам анализа исповедей, проведенного 95-летним иезуитским священником Роберто Буза, но поддержали их и представители Святого престола.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что наиболее распространенными грехами среди мужчин-католиков, помимо сладострастия, являются чревоугодие, уныние, гнев, гордыня, зависть и алчность. Женщины больше всего подвержены самолюбию, зависти, ярости, прелюбодеянию и унынию.

Вся эта статистика появилась на фоне озабоченности, которую высказывали в Ватикане относительно снижения количества исповедей. Около трети католиков не считают эту процедуру обязательной, и лишь один из десяти верующих считает, что исповедь является непременным условием обращения к Богу. Сам Папа Римский исповедуется еженедельно.


90-дневная онлайн-программа Маленькие шаги к истинному величию

Через месяц Новый Год…

Вы снова будете брать очередные «соцобязательства» перед Богом и собой относительно того, насколько Вы будете в новом году любящими, нежными, выполняющими все необходимые требования, а на самом деле, всё останется так же, ведь Вы всё это обещаете уже не первый год?

А может быть не совсем приятные чувства приходят, когда Вы смотрите на себя в зеркало и Вам очень не нравится то, что Вы видите…

Не бывает ли у Вас мгновений, когда Вы понимаете, что слишком часто Вас посещает чувство вины за прошлое или страх перед будущим, и куда-то исчезли радость и удовольствие от самой жизни?

Наконец, в Вашей жизни может происходить то же, что и у всех: Вас раздражает окружающий мир и особенно близкие люди.

Вы уже устали от попыток изменить их, а они почему-то не понимают таких элементарных вещей и продолжают сопротивляться?

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ И КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ВСЕ ЭТИ СИТУАЦИИ?

К счастью, из любых состояний всегда есть выход, ведущий к Жизни Своего Предназначения, наполненной Смыслом, Радостью и Любовью.

Мы все живем на Земле для особой цели, для особого предназначения. У каждого свой путь и своя миссия.

Но если сложить все предназначения людей вместе и подвести под один общий знаменатель, мы получили бы один результат: мы все живем на этой Земле, чтобы пройти опыт настоящей вдохновляющей Любви. Любви, которая мудра, тиха, ничего не ожидает взамен и не превозносится. Сам Бог является такой Любовью. И так как человек является образом и подобием Бога, в него вложена искра этой Божественной любви, а также способность разжечь её в пламя. И тогда жизнь превращается в горящую свечу, которая самым наилучшим образом изменяет всё вокруг. При том, ей не надо бороться с темнотой и разгонять её, ей надо просто «быть», быть в состоянии горения.

Каждый человек в глубине своего сердца именно так и хочет жить. Но у нас нет подобного опыта и, чаще всего, привычки, которые сформированы в нашей жизни, приводят к неудовлетворяющим результатам.

И вот, именно в этих неудовлетворяющих результатах сокрыто огромное благословение Неба, потому что они дают нам осознание и возможности для изменения жизни и вырабатывания новых привычек, которые принесут удовлетворение. Ничто не приносит такое глубокое удовлетворение как жизнь в Любви.

Проводя много различных тренингов и программ, я обнаружила, что очень многие люди сильно вдохновляются и действительно желают кардинальных перемен в своей жизни, которые принесли бы удовлетворение и им и всем окружающим. Тем не менее, это вдохновение длится самое большее 2 недели, а затем человек просто возвращается «на круги своя», то есть к старому образу жизни, который состоит из определенного образа мышления и устоявшихся привычек. Для того, чтобы мыслить по новому и приобрести новые привычки, которые будут действительно делать жизнь счастливее и успешнее во всех сферах, нужны время и кропотливая работа шаг за шагом ежедневно. Тогда постепенно старые привычки угасают и формируются новые, позитивные созидающие. Считается, что на формирование нового образа жизни уходит не менее 90 дней.

Именно приобретению такого опыта и предназначена эта 90-дневная онлайн-программа, которая поможет Вам:

Поставить перед собой цели во всех сферах Вашей жизни;

Определить внутренние убеждения, которые мешают Вам в достижении этих целей, и заменить их новыми, созидающими;

Ежедневно делать один или несколько шагов для достижения целей;

Каждый день жить осознанно, в состоянии Любви и Благодарности;

Обретать глубокое доверие к Богу, внутреннюю гармонию и покой;

С радостью отмечать, как исцеляется Ваше сердце и улучшаются Ваши отношения с окружающими людьми, благодаря возрождению Вашей Любви;

Видеть, как в ответ на Вашу Любовь, люди, с которыми Вы соприкасаетесь, становятся все более доброжелательными, нежными и любящими;

Сформировать за 90 дней новые полезные привычки, которые будут автоматически действовать в Вашей жизни дальше и приведут к желаемым результатам.

Все, кто зарегистрируется на участие в программе, один раз в неделю смогут участвовать в вебинаре, где будут представлены теоретические материалы по необходимым темам, а также предложены домашние задания. Ещё одно занятие в неделю будет проходить в виде ответов на возникающие вопросы. Все занятия будут записываться и предоставляться для скачивания.

Я искренне желаю, чтобы каждый человек имел возможность участвовать в этой программе. Поэтому её стоимость 150 гривен в месяц или 450 гривен за 3 месяца, что в принципе доступно каждому человеку, который желает изменить свои нежелательные привычки и жить жизнью Вдохновляющей Любви.

Регистрация на сайте www.mirradosti.com.ua.

Начало 1 ноября 2011 года.


На этом всё. До новых встреч!
Пусть Бог обильно благословит Вас в стремлении познать Его!
Ольга Новожилова





В избранное