Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom ve-purim sameach!


Детский праздник?
Представьте себе, что кто-то упал с крыши высотного дома и не разбился. Чудо? «Чудо!» воскликнут некоторые. «Случайность», равнодушно пожмут плечами другие. Тогда представьте себе, что тот же человек опять упал с той же крыши и…не разбился. «Настоящее чудо!» всплеснет руками большая часть наших читателей. «Опять случайность,» останутся при своем остальные. Ну, а если то же самое повторится и в третий, и в четвертый раз? Это чудо или очередная случайность?! «Это уже привычка!»
В прошлом номере мы уже говорили, что главным методом борьбы антисемитского народа Амалека против Творца была попытка доказать, что все в нашей жизни случайно. Ведь как заметил Достоевский устами своего героя Раскольникова – если Б-га нет, то все разрешено. А это значит, что можно не только без малейших угрызений совести позволять себе все плотские удовольствия и наслаждения, но и просто безнаказано вершить любое зло, грабить и убивать.
История Пурима - небольшой этап в истории вечной войны между евреями, несущими в мир основы богобоязненности и, следовательно, нравственности и их вечным врагом Амалеком. На этот раз на арену истории вышел «достойный» потомок Амалека – Аман, задумавший, заручившись полной поддержкой персидского монарха, в один день истребить весь еврейский народ.
Но не пугайтесь, его коварному плану не удалось претвориться в жизнь. Аман был повешен на дереве, приготовленном им лично для повешения духовного лидера евреев Мордехая, а мы, евреи, живем по сей день.
Что же привело к такому развороту событий? Цепочка «случайностей»: «случайно» в качестве новой супруги персидский царь Ахашверош (кстати, сам по себе отъявленный антисемит) избрал еврейку Эстер (до поры до времени скрывавшую свое происхождение), «случайно» еврей Мордехай подслушал заговор о покушении на Ахашвероша, «случайно» он оказался родственником Эстер, «случайно» Ахашвероша мучала бессоница именно в ту ночь, когда Аман готовил виселицу для Мордехая, «случайно» в летописи он наткнулся именно на эпизод раскрытия
заговора Мордехаем и еще несколько подобных «случайностей». Так в борьбе с Амалеком проявился принцип Б-жественной справедливости – «мера за меру»: «Ты утверждаешь, что все случайно? Что ж, в водовороте случайностей ты и погибнешь!»
Вот такие глубокие идеи лежат в основе праздника Пурим. И очень ошибаются те, кто считают Пурим не более чем детским праздником, ссылаясь на внешнюю оболочку шумного веселья, пестрых карнавальных костюмов и обмена сладостями и забывая об истиных причинах этой нашей радости. Ведь точно так же как чудесное Провидение было скрыто под маской ряда совпадений, по-детски искренее и беззаботное веселье евреев в Пурим на самом деле таит в себе глубочайший смысл.

Недельная глава «Цав»(«Прикажи»)
Большая часть этой недельной главы посвящена детальному описанию жертвоприношений и заповедям, касающимся в основном только коэнов. А также в ней рассказывается о церемонии начала подготовки Аарона и его сыновей к их предстоящей службе в Храме.


Увы, как часто мы даже не подозреваем, насколько наши религиозные ассоциации пропитаны духом христианских стереотипов. А ведь иногда в таких случаях речь идет о явных противоречиях с еврейским мировозрением. Возьмем для примера понятие «жертвы». Вот как определяет его толковый словарь В.И. Даля - «жертва - пожираемое, уничтожаемое, гибнущее, что отдаю или чего лишаюсь невозвратно…отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу, самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь, пострадавший
от чего-либо есть жертва причин этих…жертвовать – …не щадить, выдавать кого, что, лишать себя чего добровольно для пользы других или иных видов». Обратите внимание - сразу бросается в глаза негативный оттенок «лишения, отречения, страданий».
На иврите слово «корбан» (жертва) происходит от того же корня, что и прилагательное «каров» (близкий). Таким образом, основная цель жертвы не «оторвать от себя», не «безвозвратно лишиться», а стать связующим звеном, сближающим человека и Б-га. Принося жертву, еврей не «лишает себя чего-либо добровольно» для «пользы» некой абстрактной силы, а наоборот, приобретает для себя бесценный подарок - ощущение связи с самим Всевышним, связи, из которой он черпает бесконечный прилив сил, источник жизненной энергии и Его
постоянную поддержку в любой ситуации.
Все это очень красиво звучит, но возникают, по крайней мере, два серьезнейших вопроса. Во-первых, факт на лицо - человек, приносящий жертву, теряет при этом стоимость хотя бы того животного, которое сжигается на жертвеннике - разве это не потеря? А во-вторых, какая вообще существует связь между жертвоприношением и поддержкой Творца?
Попытаемся ответить на оба эти вопроса. Во-первых, сжигание животного на жертвеннике – очередной христианский стереотип. И хотя одна разновидность жертвы действительно полностью сжигалась (но как раз в этом случае достаточно было принести в жертву даже обыкновенного голубя), в основном жертвоприношение «по-еврейски» подразумевает (опять-таки в зависимости от разновидности жервты) поедание мяса жертвенного животного самим человеком и его приглашенными или священниками, лишенными, как правило, других источников
заработка, в торжественной обстановке в Иерусалиме. А подобные расходы мало чем отличаются от повседневных расходов на питание и налогов для малоимущих слоев населения. Тем более, что в любом случае душевный подъем получаемый человеком в результате жертвоприношений покрывает с лихвой все затраты, связанные с ними!
Что касается второго вопроса, все мы прекрасно знаем, что весь мир существует по законам физики и химии. Не все эти законы нам понятны, но, тем не менее, они действуют независимо от нашего понимания. Как это ни странно, но сила земного притяжения сущесвовала и задолго до того, как Ньютон открыл закон гравитации.
Точно так же и в духовном плане существуют свои законы, свои «химические» реакции, безупречно работающие вне зависимости от того, насколько глубоко мы их понимаем. И несмотря на то, что учеными еще не открыт духовный закон «перерабатывания энергии жертвоприношения в ощущение Б-жественного контакта», этот закон существует и действует, как существуют и действуют и все другие духовные законы и реакции, открытые нам самим Творцом.

Жемчужины еврейского комментария

«И говорил Аман царю Ахашверошу: «Есть один народ, который рассеян по всем пределам твоего государства и ведет образ жизни, отличный от нас, и законы их отличаются от законов всех народов. Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить их? А я отвешу в руки служителей (царя) де¬сять тысяч талантов (мера веса) серебра, чтобы внести в казну царскую»,
И сказал царь Аману: «Серебро это забери себе, а также (еврейский) народ, поступи с ним, как тебе угодно». (Мегилат Эстер, часть 3)

Для пояснения этих цитат наши мудрецы в Талмуде (трактат Мегила 13) приводят следующую притчу:
«Было 2 соседа-помещика: у одного была яма в поле, а у другого - холм. Разумеется, что это им очень мешало во всех земледельческих работах. Хозяин ямы думал: «Как хорошо было бы, если бы я смог взять холм соседа и за¬сыпать яму». А другой думал наоборот: «Если бы у меня была яма соседа, я бы сгреб свой холм в нее». Эти поме¬щики обычно проводили свой досуг в пивной и вот они по¬встречались. Опустошив бутылку водки, хозяин ямы обра¬тился к хозяину холма: «Может быть, ты согласишься продать мне за хорошую цену
твой холм?» Его собутыль¬ник, обрадовавшись, ответил: «Никаких денег мне не надо. Я буду тебе благодарен, если ты снимешь его даром». Ахашверош и Аман подобны этим помещикам. Для них обоих еврейский народ был как заноза. Поэтому царь Ахашверош очень обрадовался, услышав предложение Амана уничтожить еврейский народ.
Из этого ясно, что они оба были ярые антисемиты и все-таки автор книги «Анав Йосеф» нашел разницу в их антисемитском подходе к ев¬рейскому народу. В глазах царя евреи выглядели возвы¬шенными людьми: учеными, людьми высокой культуры, поэтому они представлялись ему холмом, который ему и его народу мешает жить развратной жизнью. А подход Амана к еврейскому народу выражал собой ненависть и полное пренебрежение. Как он выразился: «Они не стоят того, чтобы жить на свете». Поэтому мудрецы сказали, что в его глазах
евреи были. подобны глубокой яме, т.е. самому низкому уровню. (По материалам «Хазон-Авнер»)
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Над чем смеемся? Надо всем смеемся! (специальный пуримский выпуск)

Женщины, женщины, женщины…

-(в библиотеке)У вас есть книга «Мужчина – повелитель женщин»?
-Фантастика и юмор в соседнем зале.

-Как тебе удалось закончить телефонный разговор всего за полчаса?
- Да я не туда попала!

-Интересно, когда твоя сестра думает выйти замуж?
-Думает? Всегда!
Ох уж эти мужчины!
-Ты знаешь, мой жених тратит на меня бешеные деньги! Мне так неудобно – надо бы это прекратить. Вопрос только как?
-Выходи поскорей за него замуж.

-Ну и чем закончилась твоя последняя ссора с женой!
-Как всегда – она приползла ко мне на коленях!
-Это твоя-то жена?! Ну и ну! И что же она тебе при этом сказала?
-«Вылезай из-под кровати, подлый трус!»

-Доктор! Помогите! Жена уехала в командировку и оставила меня с нашим малышом. Я с ним и гуляю, и занимаюсь гимнастикой. Каждый день я его купаю, делаю ему массаж! А ребенок целый день кричит и все теряет в весе!
-Действительно странно.А чем Вы его кормите?
-О Г-споди! Ну так и знал, что что-нибудь забуду!

Дети – наши цветы
Молодые родители безуспешно пытаются уложить спать орущего младенца
- Может быть споем ему колыбельную?( Робко предлагает мать)
- Да, боюсь, что придется. Но все-таки давай сначала попробуем по-хорошему.

-Эй, куда ты так торопишься?
-Мне нужно успеть домой до четырех, чтобы меня наказала мама.
-Ты что серьезно хочешь, чтобы мама тебя наказала?
-Еще бы! Иначе меня накажет папа!

Сын жалуется матери: все, не пойду больше в школу!
- Но, почему же, сыночек?
- Да ну ее! Опять учителя начнут ко мне приставать, да еще как всегда Петров будет подножки ставить, а Иванов – из рогатки стрелять. Надоело! Не пойду!
- Ну, ну, успокойся. Ты же сам прекрасно знаешь, что ты должен идти! Во-первых, тебе уже сорок лет, а во-вторых, ты же все-таки директор школы!


В избранное