Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Постой, паровоз, не стучите, колёса

Вы, наверно, уже привыкли, что большинство наших «передовиц» сосредоточены вокруг анекдотов. Не будем нарушать эту традицию и сегодня. Тем более, что разного рода традиции занимают такое центральное место в иудаизме. Ведь с одной стороны, традиции представляют собой ту самую невидимую цепь, связывающую поколения и сохраняющую дух еврейства на протяжении веков и тысячелетий, а с другой – в отличие от единой, обязательной буквы закона, выражающейся в 613 заповедях, выбор тех или иных различных традиций внутри
рамок еврейской религии дает каждому из нас возмножность найти свой собственный, самый подходящий ему путь в иудаизме.
Но нам кажется, мы уже слишком углубились в лирические отступления и чуть не забыли о главной теме нашей статьи. Кстати, не видится ли вам в этом аналогия нашего повседневного отношения ко главному и второстепенному? Не слишком ли мы углубляемся в различные лирические (а порой и весьма прозаические) отступления, заслоняя ими суть и смысл нашей жизни?
Итак, ловите долгожданный анекдот.
К мирно дремлющему в купе поезда еврею подходит проводник.
- Простите, Ваш билет - до Бердичева, а этот поезд идет в Конотоп.
- И часто ваши машинисты так ошибаются? – возмущается пассажир
Одна из самых распространенных аллегорий жизни в еврейской традиции – аллегория дороги. Недаром, выражение «жизненный путь» является таким устойчивым во многих языках. Все мы находимся в пути к конечной и разным промежуточным целям. Каждый из нас выбирает свою дорогу. Кто-то идет вперед, напролом. Кто-то двигается зигзагами. Кто-то без конца кружится по кольцевой дороге. И самое главное – не потерять ориентацию. Иначе мы рискуем вместо Бердичева оказаться в Конотопе. И все-таки, и это еще не самое страшное.
Куда страшнее, когда обнаружив в пути свою ошибку, мы все равно стараемся ее не замечать, и вместо того, чтобы исправить хотя бы то, что пока еще можно, мы с пеной у рта начинаем обвинять во всем кого-то другого.
Всевышний предлагает нам путь. Путь Торы. Кратчайший путь к счастью. Мы же, впитавшие с молоком матери заветы Ильича, упрямо «идем другим путем», путем совершенно противоположным. При этом, совершенно не понятным для нас образом счастье как-то ускользает из наших рук и мы начинаем размышлять над Лермонтовской «чашей бытия». (Помните? «Тогда мы видим, что пуста \ Была златая чаша,\ Что в ней напиток был - мечта,\ И что она - не наша!»). И мы начинаем винить «Машиниста» в том, что это Он завел нас не туда, куда
мы стремились! А ведь стоило лишь нам использовать билет по назначению и...

Недельная глава «Шмот» («Имена»)

На этой неделе мы читаем главу «Шмот», повествующую о порабощении еврейского народа в Египте, о личности Моше-рабейну и о возложении на него миссии Всевышнего у подножия горы Синай при виде горящего и несгораемого тернового куста – символа судьбы еврейского народа.


Как уже было сказано в кратком изложении, значительная часть нашей недельной главы посвящена эпизоду, в котором Всевышний возлагает миссию спасителя еврейского народа (и соответственно еврейского лидера) на Моше-рабейну. Как ни странно, в отличие от современных политиков сам Моше-рабейну не только не стремился к власти, но наоборот, всячески сопротивлялся и пытался доказать Всевышнему, насколько он не соответствует этой высокой должности. Один из весьма существенных доводов Моше-рабейну заключался в том, что
он страдал физическим недостатком, совершенно очевидным образом способным помешать его роли вождя. Дело в том, что первый и самый выдающийся еврейский пророк и лидер за всю историю был…заикой.
Некоторые комментаторы говорят, что Моше-рабейну был избран Всевышним не вопреки, а частично благодаря этому «недостатку». Невозможно даже представить себе, чтобы заика мог быть блестящим оратором, способным ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный экстаз. Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том, что избрав путь Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием, а всего-навсего
красотой той формы, в которой она была подана. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая на всю видимую неказистость ее изложения!
Но нас интересует не только это. Посмотрим, что же отвечает Всевышний на этот веский довод «скромнейшего из всех людей» (как свидетельствует сама Тора). «Сказал ему Б-г: кто дает человеку рот, или кто сделает (человека) немым, или глухим, или сообразительным, или слепым, если не Я, Б-г? А сейчас иди, и я буду с твоим ртом и укажу, что тебе говорить.» (Шмот 4:11-12)
В нашей повседневной жизни мы соврешенно разумно полагаемся на здравый смысл, анализируя прошлое и планируя наше будущее. И надо сказать, что иудаизм вполне поощряет такое поведение. Более того, евреям строго запрещено сидеть, сложа руки, в ожидании чуда. Но, к сожалению, иногда рациональность наших расчетов заходит слишком далеко и заставляет нас забывать о главном – об Едином Источнике всего происходящего. И в этом -корень многих наших ошибок и недочетов. Да, с сугубо-прагматической точки зрения человек, напрочь
лишенный каких-либо ораторских способностей, а тем более заика, никак не может стать лидером (да еще такого народа, как евреи), но если за ним стоит Всевышний, если сам Всевышний назначил его на эту роль – самые выдающиеся представители риторического искусства по сравнению с ним покажутся немыми. Да, с той же практической точки зрения, невероятно тяжело вести еврейский образ жизни во всех его многочисленных тонкостях, но стоит только вспомнить, КТО именно возложил на нас это сладкое бремя, и все вопросы и сомнения
отпадают сами собой.

Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах.


Терновый куст горит и не сгорает,
Хоть неказист на вид, но как упрям!
Какая сила в нем страсть к жизни разжигает?
Того, возможно, он не знает сам.

Народ мой! Ах, какие только муки
Не претерпел ты от безжалостных сердец?
И сколько раз за все твои заслуги
Наградой лишь терновый был венец?

Но в промежутке между пыткой и изгнаньем
Ты в тайны мироздания проник,
И продолжаешь путь свой изначальный
Ты через терни к звездам напрямик!

Женский уголок

По весьма понятным причинам эпоха египетского рабства была перодом самой большой деморализации и упадка духа еврейского народа. Не будем забывать, что тогда евреи еще не получили Тору, о которой сказано «она возвращает силы душе» (Теилим 19:8). И все-таки добрая половина еврейского народа не теряла присутствия духа и пыталась всеми силами поддержать всех тех, кто впали в депрессию. Речь о идет о еврейских женщинах. Именно они в нечеловеческих условиях древнеегипетских трудовых лагерей, когда новорожденных еврейских
младенцев под стягом египетского закона бросали в воды Нила и замуровывали в стены пирамид вместо недостающих кирпичей, они, еврейские женщины, делали все возможное и невозможное, чтобы поддержать стимул и жажду жизни своих мужей.
Не забывали они в частности и такой простой, житейской истины, что «голодное брюхо к ученью глухо» и прежде чем перейти к своим доводам и увещиваниям, они перво-наперво кормили своих мужчин, перебивавшихся без этого на полуголодном рабочем пайке. Что же могли предложить еврейские хозяйки своей сильной половине в Египте? Прежде всего, различные блюда из свежей рыбы, выуженной ими в Ниле. Почему бы и нам не попытаться обрадовать наших мужчин (и не только их), которые порой нуждаются в нашей поддержке неменьше,
чем в свое время в Египте? Конечно, вместо того, чтобы удить рыбу можно вполне довольствоваться той, что продается в магазинах.

Гравлакс.

Филе лосося натрите смесью 2 ст.л. соли, 2 ст.л. сахара, белого перца и мелко-нарезанного укропа. Гермитично оберните полиэтиленом и оставьте на три дня под прессом в холодильнике. Нарежьте ломтиками наискосок и наслаждайтесь!

Форель в фольге

Обмажьте форель солью и растительным маслом изнутри и снаружи. Нафаршируйте брюшко форели горошками перца, лавровым листом, помидором, луковицей и зеленью. Оберните в фольгу. Печь полчаса в горячей духовке.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Сколько ложечек сахара Вы обычно кладете в чай?
- Когда как. Как правило, дома - одну, а в гостях - две.
- Дорогой мой, чувствуйте себя, как дома!

Еврейский паренек решил жениться, и рассказывает об этом своей
матери.
- Мам, я решил сделать тебе сюрприз. Я приведу в дом сразу трех
девушек, а ты попробуешь догадаться, какая из них моя невеста.
На следующий день он приводит домой трех девушек: блондинку,
брюнетку и рыженькую. Вечер проходит превосходно, все довольны.
Когда гостьи разошлись по домам, он спрашивает у матери:
- Мам, ну как ты думаешь, кто она?
- Без сомнения, рыженькая! - говорит мать.
- Мамочка, - расплывается в улыбке сын, - но как ты догадалась?
- А она мне сразу не понравилась...

В избранное