Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Парижская глушь

Начнем с очередного анекдота.
- Вы, случайно, не знаете, где теперь Исаак Абрамович проживает?
- В Париже.
- А далеко это от Жмеринки?
- Думаю, км 5000 будет.
- Б-же, какая глушь!
Да, ничего не попишешь. Привычка судить обо всем и обо всех, исходя из собственных понятий и критериев, у нас, как будто, в крови. Быть может, это одна из тех причин, частично объясняющих, почему мы так часто, по меткому выражению Александра Дольского, «вместо сочувствия дарим советы». Способность встать на чье-то место для того чтобы понять (не говоря о том уж, чтоб хотя бы наполовину простить) становится все более редким и драгоценным даром.
И тем не менее, есть области, в которых, судя по нашим высказываниям, мы все всё понимаем. Возьмем для примера религию. «Шабат, кашрут, еврейский брак? Бабушкины сказки! Какая разница Всевышнему, Вездесущему, Всеведающему Творцу, поджарит ли Сашенька из Ашкелона сосисочку на сливочном или растительном маргарине, зажгет ли Розочка из Чернигова субботний свечи или телевизор, и женится ли Марик из Брайтона на Машеньке Ивановой или Беллочке Кац? Еще бы! Ведь мы со своей земной, человеческой точки зрения совершенно
четко осознаем и понимаем, как именно должен чувствовать и что именно думает Всевышний, Вездесущий, Всеведающий Творец! Конечно, не по опыту, а...Да ведь это любому дураку понятно!»
Странно, но ни Аврааму-авину, ни Моше-рабейну, ни Маймониду, ни Нахманиду, ни многочисленным религиозным научным деятелям и профессорам-евреям американских университетов и колледжей, это совсем не было так «понятно», как нам.
Не пора ли пересмотреть соотношения Парижа и Жмеринки?




Недельная глава «Лех леха» («Иди к себе»)

С недельной главы «Лех леха» начинается наше знакомство с личностью и историей жизни первого еврея – Авраама-авину (нашего праотца Авраама). Глава рассказывает о первых испытаниях, выпавших на его долю, о его взамиоотношениях со своим племянником Лотом, о рождении Ишмаэля, о заключении вечного союза между Всевышним и потомками Авраама и Сары (т.е. евреями) и завершается первой заповедью данной первому еврею – заповеди брит-мила (обрезания).

Итак, глава начинается с первого прямого обращения Творца к первому человеку, добровольно пришедшему к мировозрению, впоследствии названному «еврейским», путем духовно-нравственных поискох и логических умозаключений. С какого же призыва начинается это обращение? «Лех леха» - «иди к себе» - и в этом весь иудаизм. В отличие от идеологии коллективизма, провозглашенной строителями Вавилонской башни, еврей призван искать свой личный, индивидуальный жизненный путь, путь к самому себе. «Вот-вот!» обрадуются многие
наши читатели «мы же всегда говорили, что религия – личное дело каждого, и никто не имеет право вмешиваться в мою частную жизнь со своими законами! Причем Б-г заповедует прямым текстом «Иди к себе из своей земли, из своей Родины, из дома твоего отца», мой индивидуальный путь совсем не обязательно должен по инерции повторять путь моих предков». И они, безусловно, оказались бы правы, если бы обращение Творца на этом прерывалось. Но в том-то и дело, что Б-г продолжает свою речь: «Иди к себе... в землю, которую
Я укажу тебе». Да, каждый из нас должен найти свою собственную нишу, свой собственный подход, порой совершенно отличный от подхода наших соседей и даже собственных родителей, но все этот только в определенных рамках - тех, которые указал нам сам Творец мира. Эти рамки достаточно широки: на Тору можно смотреть с семидесяти (!) разных точек зрения, пытаясь найти ту самую, подходящую именно для вашего угла зрения. Но необходимо помнить, что семьдесят – немалый интервал для лавирования в дебрях Торы, но все же
далеко не синоним бесконечности! Поэтому не надо забывать, что все-таки это мы должны жить в рамках Торы, а не пытаться запихнуть Тору в наши собственные рамки!



Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах

Иди к себе! Оставь приемную отчизну,
Мать-и-мачехой заросший дом родной.
Насмешки все прими без тени укоризны,
И смело быть ступай самим собой.

Иди к себе! Оставь багаж иллюзий полный
В зажиточной, но чуждой стороне.
И не смущают пусть презренья волны
Того, кто в вечном закален огне.

«Опомнись! Ты куда?! Твой шанс давно потерян!!!»
Пускай не раз в пути твердят тебе.
Как Авраам, всегда будь зову правды верен,
И сквозь века, как Авраам, иди к себе!

Спрашивали? Отвечаем!
Еврейская свадьба – это, конечно, нечто! А вот что думают евреи по поводу развода?

Начнем попорядку. На протяжении всей своей истории, еврейская семья недаром заслужила славу самой крепкой и проверенной временем. Отчасти это объясняется и еврейским отношением к разводу.
Во-первых, развод разрешен. Иудаизм настолько предусматривает эту возможность, что в самой ктубе (обязательном еврейском брачном контракте), в день свадьбы, самый радостный для молодоженов, обязательно указывается сумма, на которую женщина может рассчитывать в случае развода (или, не дай Б-г кончины супруга). Причем формально для развода по-еврейски не требуется слишком веских причин. Все это предупреждает ситуацию, когда люди видят в разводе некий манящий «запретный плод» и ощущают себя обреченными на некую
разновидность пожизненного тюремного заключения. Нет, человек всегда знает, что в случае роковой ошибки при выборе партнера, у него все-таки всегда есть шанс исправить положение. Ведь пожизненный шанс на исправление в любой отрасли и области жизни – один из краеугольных камней еврейской религии.
Однако, развод должен быть оформлен добровольно. Нельзя ни принуждать мужа написать жене гет (разводное письмо, без которого иудаизм не признает развод дейтсвительным), ни насильно заставлять жену принять это письмо, подтверждая тем самым ее согласие на этот крайний шаг. Стоит принять во внимание тот факт, что если после развода бывшая жена повторно вышла замуж, дорога назад ей навеки отрезана, и она ни при каких условиях не имеет права вернуться к первому мужу.
С другой стороны, Тора прямым текстом объясняет нам смысл и цель женитьбы – «стать одной плотью». Проиллюстрируем эти общие слова конкретной ситуацией из жизни величайшего иерусалимского праведника 20-го века, реб Арье Левина. Однажды он с женой обратился к врачу. «На что жалуетесь?» поинтересовался врач. «Нам очень болит нога жены!» чистосердечно признался реб Арье.
Если когда Вашей жене болит нога или зуб, Вы явственно ощущаете ее боль как свою, знайте, что Вы достигли идеала семейной жизни.
С момента свадьбы муж и жена становятся «одной плотью». И если мы не спешим вырывать зуб, когда его достаточно запломбировать, и не бежим ампутировать ногу после легкой царапины на пятке, то разве мы имеем право проводить тяжелейшую операцию по расчленению родственных душ, уже имеющих опыт слияния в одно целое? Операцию, на языке современном именуемую «разводом»? Другое дело, когда местное заражение является угрозой для всего тела и совместная жизнь супругов становится опасной для их морального состояния. Но
и тут имеет смысл для начала проконсультироваться с «врачом-специалистом» - компетентным раввином и/или психологом!


Женский уголок

Ох, уж, эта привычка, вырывать вещи из контекста! Однажды, в первом классе мы учили наизусть стихотворение Пушкина «К няне». Учебник для чтения был, скорее всего, выпущен в эпоху «сухого закона». Во всяком случае, строфы «Выпьем с горя, где же кружка?» и т.д., там почему-то отсутствовали.
Но мы привыкли «кромсать» не только шедевры классиков. В принципе, и наше отношение к еврейству нередко определяется подобными урывками. Но в данном случае речь не об этом. Мы собирались поговорить о том, насколько общее представление об еврейской кухне не совсем соответствует истине.
Так недавно мы к своему великому удивлению прочитали, что у евреев «независмо от вида муки тесто для выпечки замешивалось на дрожжах, то есть делалось кислым, и только в еврейскую Пасху (Песах) обычная выпечка заменялась мацой - тонкими, ломкми, достаточно большими крекерами из тонкого теста». Авторы данной кулинарной статьи, конечно, никогда не читали Пасхальную Агаду, с одним из ее четырех вопросов - «Чем эта ночь отличается от всех ночей, что во все ночи мы едим то квасное, то пресное, а в эту – только пресное
(мацу)?» - и не имели ни малейшего понятия, что для Храма круглый год пеклись исключительно пресные хлеба.
Одно из наиболее распространенных заблуждений по поводу кухни ашкеназского еврейства – ее типичный сладковатый вкус, без малейшей острой «изюминки». В качестве типичного примера приводят все ту же фаршированную рыбу. Вот разве что забывают, что евреи-то испокон веков гарнировали ее острейшим хреном. Точно так же как многие видят в иудаизме одну лишь резкую «остроту», одни лишь препятствия, ограничивающую свободу личности, так и не распробовав ее истинную сладость...

Фаршированная рыба
П ропустите через мясорубку 1,5 кг рыбы и 2 средние луковицы. Добавте пол-стакана хлебных крошек, ч.л. соли, ч.л. перца и ст.л. сахара.Тщательно перемешайте. Влажными руками сделайте круглые котлетки из фарша, положите их в кипящий рыбный бульон с луком и морковью и варите на слабом огне 1,5 часа.

Хрен по-еврейски
200 г корня хрена. очистить и поместить в холодную воду на 3–4 часа. Затем натереть на мелкой терке. Натереть также 150 г очищенной сырой свеклы темного бордового цвета. Перемешать. Добавить соль и сахар по вкусу.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Надписи над четырьмя портняжными лавками на одной улице Бердичева:
на первой - "Лучший портной в России", на второй - "Лучший портной в Европе", на третьей - "Лучший портной в мире", а на четвертой - "Лучший
портной на этой улице".


Янкель приводит на выставку собак козла и пытается выдать его за редкий образец породы - ризеншнауцера.
- Да какой же это ризеншнауцер?
- А чего? Весь черный, хвост подрезан, борода - вон ...
- Гхм-м ... Да у него же рога!
- А вот личной жизни попрошу не касаться!

В избранное