Начнем с очередного анекдота.
- Вы, случайно, не знаете, где теперь Исаак Абрамович проживает?
- В Париже.
- А далеко это от Жмеринки?
- Думаю 5000 км будет.
- Б-же, какая глушь!
Да, ничего не попишешь. Привычка судить обо всем и обо всех, исходя из собственных понятий и критериев, у нас как-будто в крови. Быть может, это одна из тех причин, частично объясняющих, почему мы так часто, по меткому выражению Александра Дольского, «вместо сочувствия дарим советы». Способность встать на чье-то место для того чтобы понять (не говоря о том уж, чтоб хотя бы наполовину простить) становится все более редким и драгоценным даром.
И тем не менее, есть области, в которых, судя по нашим высказываниям, мы все всё понимаем. Возьмем для примера религию. «Шабат, кашрут, еврейский брак? Бабушкины сказки! Какая разница Всевышнему, Вездесущему, Всеведающему Творцу, поджарит ли Сашенька из Ашкелона сосисочку на сливочном или растительном маргарине, зажгет ли Розочка из Чернигова субботний свечи или телевизор, и женится ли Марик из Брайтона на Машеньке Ивановой или Беллочке Кац? Еще бы! Ведь мы со своей земной, человеческой точки зрения совершенно
четко осознаем и понимаем, как именно должен чувствовать и что именно думает Всевышний, Вездесущий, Всеведающий Творец! Конечно, не по опыту, а...Да ведь это любому дураку понятно!»
Странно, но ни Аврааму-авину, ни Моше-рабейну, ни Маймониду, ни Нахманиду, ни многочисленным религиозным научным деятелям и профессорам-евреям американских университетов и колледжей, это совсем не было так «понятно», как нам.
Не пора ли пересмотреть соотношения Парижа и Жмеринки?
Недельная глава - Пинхас
Наша недельная глава начинается с похвалы Пинхаса, внука Аарона, за его доблестное поведение и в порядке исключения он становится коэном (еврейским священником). Следующий эпизод главы – приказ о войне с Мидьяном – страной, сумевшей развратить еврейский народ, которому разврат чужд по своей природе, и который сумел в свое время противостоять вопиющей половой распущенности Египта. Затем следует приказ о пересчете мужчин, оставшихся в живых после эпидемии, остановленной Пинхасом и сам по себе пересчет. Глава завершается
очередными заповедями о жертвоприношениях.
Итак, наша глава начинается с похвалы Всевышним поведения Пинхаса, своим смелым и решительным поступком в одну секунду прекратившего серьезнейшую эпидемию, унесшую жизнь 24000 евреев (для сравнения – за грех золотого тельца погибло 3000 евреев). И все-таки, такое "крайнее проявление религиозного фанатизма" не может не пугать прогрессивного, современного человека, взращенного на лозунгах типа "Ребята, давайте жить дружно!"
Что ж, и во времена Пинхаса нашлось немало стороннков данного призыва. Строго говоря, именно с этих слов и начался "фестиваль разврата", так плачевно закончившийся для 24000 евреев. Именно это "безграничное добро" и обернулось, в конце концов, столь необратимым злом.
Если бы категории добра и зла лежали на поверхности, насколько легче было бы нам жить! Мы уже говорили, что зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными покровами и личинами!
Действительно, кто соблазнится ядом в пузырьке с черепом и костями? То ли дело, в виде различных сладостей, копченностей и алкогольных напитков, травящих наш желудок! Или еще лучше в виде широкого ассортимента «некошерностей» вроде ветчинки, кальмаров и мясных щей со сметаной, травящих наши еврейские души!
Тут стоит еще раз напомнить, что зло, с точки зрения иудаизма, есть ничто иное, как то, что занимает место упущенного нами добра, т.е. является продуктом нашего личного поведения, а не плодом сугубо-внешних факторов (которыми так любят прикрываться другие религии, вроде придуманного ими "дьявола" и др). И все колдовства Балака и попытки проклятия Билама не принесли никакого результата, тогда как поведение самих евреев, добровольно бросившихся в объятия разврата, закончилось для них столь трагически.
Но и это еще не самое страшное. Проблема, что и с "обратной" категорией "добра" дела обстоят нелегче. Любая мать знает, что абсолютное потакание прихотям детей не приведет ни к чему хорошему, и для того, чтобы воспитать ребенка будущим настоящим человеком, порой необходимо оставаться глухим к его нытью, мольбе и плачу. Те же родители, которые "из жалости к ребенку" откровенно пренебрегают элементарными принципами дисциплины, скорее всего сами будут плакать, пожиная в будущем плоды своего воспитания.
Когда же зло достигает своего апогея, то и бороться с ним приходится со всей силой и беспощадностью, и исправить результаты позорного действия можно исключительно действием. Что и делает Пинхас.
И что удивительно, сразу вслед за этим, Тора возводит родословную Пинхаса к его деду Аарону, чьей характернейшей чертой было активное стремление к миру. Поведение Пинхаса, внешне кардинально противоположное принципам Аарона, по своей сути являлось той самой обратной стороной монеты тех самых принципов. И лучшим доказательством этого явился наглядный результат его действий – моментальное прекращение эпидемии!
Жемчужины еврейского комментария.
«А имя еврейского лидера, пораженного с мидьянкой – Зимри, сын Салу, один из глав колена Шимона. А имя пораженной мидьянки – Козби, дочь Цура, главы общин Мидьяна» (Пинхас 25:14-15)
Комментатор Ор-А-Хайим удивляется: зачем Тора вновь возвращается к паре грешников и называет их имена? Если их имена имеют какой-либо вес, их стоило упомянуть в начале, а если нет – есть ли вообще смысл их упомянать?
Не столько имена, сколько общественный статус еврейского лидера Зимри и мидьянской принцессы Козби, играют огромную роль в развитии событий: разврат достиг своего апогея и даже влиятельнейшие представители мира сего не стесняются дать волю своей распущенности на глазах всего народа.
Но Тора нас учит, насколько необходимо дорожить честью каждого человека, даже самолично решившего опозорить себя своим бесстыдным поведением. И когда нет особой надобности упомянать имена преступников и грешников, Тора их опускает. (Кстати, удачнейшие патент лишить Герострата незаслуженной славы).
Но если это умалчивания умаляет достоинства другого, то увольте! Пинхас не побоялся открыто противостоять сильнейшим мира сего и потому, когда Тора превозносит его поведение, все имена и титулы возвращаются на свое место.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.
Женский уголок
Евреи всегда и везде отличались особым отношением к рыбе. (Достаточно вспомнить все ту же «гефильте-фиш») И опять же даже в этом кулинарном пристрастие евреев прослеживается теснейшая связь и с алахическими законами, и с глубокими аллегорическими объяснениями.
Во-первых, в отличие от мяса, с рыбой связано мало тонкостей в отношении кашрута. Кроме базисных требований наличия плавников и чешуи рыба не нуждается ни в специальном способе убоя - шхите, ни в высаливании и т.п. Считаясь «нейтральным» («парве» - ни молочным, ни мясным) продуктом, рыба может играть роль и в мясной, и в молочной трапезах, хотя ее и не принято смешивать с чисто мясными (а в некоторых общинах и с молочными) блюдами. Так весьма не желательно, к примеру, заправлять мясной салат анчоусной пастой,
но селедка вполне может быть подана в качестве закуски перед шашлыком, а жареная рыба прекрасно сочетаться со сливочным мороженым. Таким образом, для евреев рыба является практически универсальным продуктом.
А с аллегорической точки зрения, прежде всего, следует упомянуть следующее устное предание – в конце дней, после окончательного приговора, праведники удостоятся участвовать в особой трапезе в шкуре гигантской рыбы Левьятан, а ее мясо послужит основным блюдом этой трапезы. И несмотря на то, что еврейские предания нельзя понимать буквально (как сказано «толкующий Тору буквально – злодей!»), евреи, всегда отличавшиеся оптимизмом, стараются хотя бы в шабат, хотя бы на одну трапезу отведать хотя бы кусочек рыбы и
этим продемонстрировать свою надежду разделить удел наших праотцов, Моше-рабэйну, Аарона, царя Давида и других праведников в грядущем мире.
Можно продолжать и продолжать показывать различные аллегории и аналогии (а, между прочим, рыбы - один из символов еврейского народа), но все-таки стоит перейти к практической стороне «рыбного вопроса» и ознакомиться с новым рецептом.
Рулеты из камбалы.
Обмажьте филе камбалы специями (я предпочитаю сочетание соли, перца, паприки, куркума, кари и бульонного кубика). Размелите содержимое пакета бислей с 2-3 зубчиками чеснока и зеленью. Нафаршируйте этой смесью филе камбалы, заверните филе рулетиком, закрепите зубочисткой и зажаривайте 10 мин. в гриле.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
:Доктор Кон пациенту: - Голубчик! Вы немедленно должны сбросить вес, сесть на строжайшую диету:
только постное мясо, отказаться от сладкого, хлебобулочных изделий, никакого алкоголя, сигарет, кофе…...Да, и самое главное, - больше радуйтесь жизни
Одесса, рыбный ряд. Две женщины - одна торгует бычка, другая, соответственно, его продает.
Первая:
- А что, у вас бычок свежий, еще живой?
- Нет, он уже умер. - философски, с достоинством.
- То-то я удивляюсь на цену - вы ему на похороны собираете?