Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Разговор у телевизора или еврейские радиоволны.

Порою кажется, что большинство анекдотов (в том числе и самых абсудрных) только и существуют для того, чтобы служить для нас наглядным, метафорическим материалом для пояснения самых обыденных и насущных проблем. Возьмем для примера следующий курьез.
Мужчина приносит в ремонтное ателье телевизор:
- Вот сижу вчера вечером, смотрю телевизор, в ушах гвоздиком ковыряю...
Вдруг - бах! - и звук пропал...

Широко разкрытыми от удивления, ошеломления, негодования (нужное подчеркнуть) глазами мы смотрим на мир. Где правда? Где справедливость? Почему? Зачем? За что? Не находя ответов на эти фундаментальные вопросы жизни, мы поднимаем наш обвиняющий перст «в небесное ателье», в лучшем случае повторяя оправдания портного Адольфу Менжу на раздражительный вопрос второго, почему это Б-гу понадобилось семь дней, чтобы сотворить вес мир, а он целый месяц шил брюки. Напоминаем, что портной (наверняка, еврей
в душе) простодушно ответил: «Так посмотрите, пожалуйста, на этот мир, и посмотрите – на эти брюки!»
Мы забываем, что с годами мы столько «наковырялись гвоздиком» в наших ушах, что все наше виденье мира стало для нас немым, лишая нас возможности услышать комментарии голоса за кадром. «Что? Как?» возмутится читатель «Как вы смеете обвинять меня в подобных глупостях?! У меня вообще – абсолютный слух!»
Не горячитесь! У Вас действительно может быть исключительный музыкальный слух. Тем не менее, даже Вашему тонкому слуху вряд ли доступны радиоволны без соответствующих приборов, будь то радиоприемник, музыкальный центр и т.п., а также без их соответствующей настройки.
Немногие из нас полностью разбираются в механизме радиоволн, в том, каким образом нажав на кнопку радио и покрутив колесико для настройки нужной нам волны, мы слышим новости, музыку и политические сплетни. Тем не менее, большая часть из нас являются исправными пользователями, основываясь на приложенных к аппарату инструкциях и опыте тех, кто научил нас пользоваться приемником.
Поверьте, число тех, кто полностью разбирается в механизме заповедей Торы и тем, как они помогают нам настроиться на «волну Всевышнего» и услышать Его Голос «за кадром», дающий ответ на большее число наших вопросов и сомнений, еще менее многочислено. Тем не менее, именно такие «613 пунктов инструкции» получили 600000 евреев-мужчин (не считая женщин, детей и неевреев, покинувших Египет вместе с потомками Авраама, Ицхака и Яакова) на горе Синай, и именно этому учит нас опыт
десятков поколений наших предков. Попытка абстрагироваться, а то и вовсе отказаться от них губительна для нашего «духовного слуха», по крайней мере, не меньше, чем все тот же злополучный гвоздик в ухе. И не она ли виной, что фраза «Шма, Исраэль» - «Слушай, Израиль! Всевышний Б-г наш – один единый Б-г», на протяжении тысячелетий являющаяся для всех евреев квинтэссенцией иудаизма, кажется нам лишь пустым набором слов? А не в ней ли кроится ключ к ответу на все наши наболевшие
вопросы?


Недельная глава «Шлах» («Отправь»)

Наша недельная глава рассказывает о том, как Моше-рабейну посылает 12 разведчиков в Обетованную Землю Израиля с целью поднять мораль народа ожидаемым рассказом о ее прелестях. Результат, увы, оказался резко противоположным. 10 из 12 разведчиков подтвердили, что ни завоевать, ни просто жить в этой стране практически невозможно. Глава завершается заповедью об отделении халы и заповедью о кистях цицит.

Мне вспоминаются школьные годы в стандартной, израильской, светской школе. Мы как раз изучали книгу Коэлет (Екклесиаст). Наша нерелигиозная (подчеркиваю!) учительница для начала просто прочитала первую главу. Впечатление – совершенно угнетающее! «Суета сует, сказал Коэлет, суета сует, все –суета. Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под cолнцем? Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки. Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется
ветер, и на круги свои возвращается ветер. Все реки текут в море, но море не переполняется; к месту, куда реки текут, туда вновь приходят они. Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать,- не насытятся глаза тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат. Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем». Полный пессизм атмосферы замкнутого круга...
«А теперь,» предложила нам наша учителница Ривка, «сравните вышесказанное с 104 псалмом Теилим. Вроде бы та же картина постоянного «круговорота вещей природы». То же самое видение «всему свое время». Но... при этом, сколько гармонии, сколько жизнерадостности! Строки царя Давида буквально дышат счастьем! В чем же разница? В Коэлете – все описанное существует само по себе, по пожизненно запрограммированному закону природы, а Теилим – практически в каждой строчке
с благодарностью упоминает Творца, Источник всего существуеющего, который ежесекундно поддерживает свои творения. Вот это ощущение постоянной связи с Б-гом и стоит в основе разницы между Теилим и Коэлет.»
Этот урок перевернул всю мою дальнейшую жизнь. Что касается остальной аудитории – все всё внимательно выслушали, закрыли книги и...точка. И это послужило для меня еще одним не менее важным уроком: еврейское мировоззрение есть не что иное, как умение из всего извлекать правильный вывод. Есть ли этому подтверждение в Торе?
Посмотрите на нашу недельную главу. Прошлая недельная глава заканчивается печальным эпизодом с Мирьям и предупреждением на века о вреде злословия. Какой же вывод сделали 10 из 12 разведчиков? А никакой! И вместо того, чтобы призадуматься над только что наглядно преподанным им уроком, начинают во всю злословить на Святую Землю, а заодно и на Моше-рабейну, зачем-то выведшего их всех из-под сладкого ига египетского рабства.
Что же привело их к попытке оклеветать Б-гом избранную землю? Опять же цепь ложных выводов: отборные, гигантские фрукты свидетельствуют, по их утверждению, о вредных климатических условиях (акселерация и радиация в современной интрепретации), встретившаяся им по дороге похоронная процессия является лишним доказательством вышесказанного. Народ же в свою очередь сделал свои выводы из рассказа разведчиков. И...пошло, поехало... «И плакал народ в ту ночь», причитая «уж лучше б нам умереть в пустыне».
Последствия такого поведения стали роковыми и для разведчиков, и для всего еврейского народа. Мольбы евреев были услышаны и все жалобщики (т.е. почти вся мужская половина еврейского народа старше 20-ти лет) были обречены умереть (однако не раньше шестидесятилетнего возраста) и быть похоронеными в пустыне, так и не заслужив войти в Святую Землю.
А теперь лишь осталось нам сделать свой вывод...




Жемчужины еврейского комментария

Итак, глава завершается двумя заповедями – отделением халы и ношением кистей цицит.

Комментарий «Сефер аХинух» поясняет, что эти две заповеди соединяют материальное и духовное. Что может быть материальней еды и одежды? И тем не менее именно они могут стать источником постоянной духовности. Каким образом? Присоединяя к самым повседневным материальным действиям исполение заповеди. Ведь именно в этом, в одухотворении, освящении материи (а не отказе от нее) путем заповедей Всевышнего и состоит суть иудаизма!
Вот Тора придает такое значение отделению халы от теста (подробности см. в Женском уголке) – ведь «Хлеб всему голова» - это самая распространненая, постоянная еда, и именно ей предстоит стать источником столь частой заповеди.

Женский уголок
По традиции, на еврейской женщине лежат три особенные заповеди – зажигание субботних свечей, окунания в микве и отделение халы. Следует заметить, что наиболее благоприятное время личных молитв для женщины, когда путь к Престолу Всевышнего самый прямой – сразу после выполнения этих трех «женских» заповедей. (Конечно, если вслед за исполнением этих заповедей не идет нарушение основ Торы – если вслед за субботними свечами женщина не зажигает телевизор, если ломоть «отделенной»
халы не съедается с некашерной колбасой, а после окунания в микве женщина не спешит на запрещенную Торой связь ).
Отделять халу необходимо, т.к. нельзя употреблять тесто пока это не сделано. От теста из пшеничной, ржаной, овсяной, ячменой или полбяной муки общим объемом не менее 1кг 250г нужно отделить и сжечь небольшой кусочек размером с крупную маслину. Вот этот-то кусочек и называется «хала». А так как большинство еврейских хозяек пекут хлеб (и отделяют халу) в честь царицы-субботы, это название «хала» перешло и на хлеб, подаваемый на субботний стол.
И хотя на первый взгляд выпечка хал в домашних условиях кажется слишком трудоемкой и совсем излишней, во многих еврейских семьях хозяйки предпочитают своими руками испечь халы ради заповеди ее отделения даже в ущерб богатству ассортимента остальных субботних блюд. Ведь в покупных мучных изделиях эту заповедь уже выполнили за них, а как не хочется лишать себя соблюдения лишней заповеди!

В принципе, для приготовления халы подойдет любое немолочное дрожжевое тесто. Мы же предоставляем вашему вниманию оригинальный рецепт субботней халы из цельной пшеничной муки.

Замесите дрожжевое тесто из 1 кг цельной муки, 250 г обычной пшеничной муки, 50 г дрожжей, ¾ стакана сахара, 1 чайной ложки соли, 4 столовых ложек растительного масла и двух с половиной стаканов теплой воды. По желанию можете добавить 2-3 небольших яйца. Не забудьте отделить халу и поставьте оставшееся тесто на полтора часа в теплое место, накрыв полотенцем. Затем разделите на 4 части. Каждую часть раскатайте в виде длинной сигары, разделите еще на 3 части и сплетите их в виде косы. Печь 4 полученные
халы в горячей духовке чуть больше получаса.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Ну и пузо же ты нажрал, Мойша! Ну и пузо…
- Это не пузо! Это - комок нервов!

- Абрам, тебе сегодня принесли письмо с пометкой: 'лично'.
- Да, Сарочка? И что же там написано?

В избранное