Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность.Shabbat shalom!


К вопросу о (лже)скромности

Итак, на следующей неделе мы празднуем Шавуот – праздник дарования Торы. Более 3300 лет тому назад наши предки стояли под горой Синай, своими ушами слышали «десять заповедей» и получили Учение, определившие моральный уровень, судьбу и характер еврейского народа на многие века.
Но чем же особенна гора Синай, что именно там евреи удостоились принять Тору? Надо признаться, что ни гигантскими масштабами, ни уникальным месторасположением, ни удивительной привлекательностью она не отличалась. Гора как гора. Но перефразируя Евтушенко, можно смело сказать, что она была интересна «самой неинтересностью своей».
Мы уже помним, что Моше рабейну, руководитель еврейского народа, не отличался особым ораторским даром. Более того, он был заикой. Невозможно даже представить себе, чтобы заика был способен ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный экстаз. Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том, что избрав путь Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием, а всего-навсего красотой той формы,
в которой она была подана. Точно так же нельзя сослаться на поразительную обстановку и исключительные условия как повод для принятия Торы. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая на всю видимую неказистость ее изложения!
И еще одно. Какое, по-вашему, качество Тора считает краеугольным камнем самосовершенствования, другими словами всей цели жизни? Не гибкость ума (ибо есть что-то, что уму неподвластно), ни мягкость сердца (ибо есть ситуации, в которых необходимо проявлять суровость и твердость), а... скромность. В еврейской традиции неказистая гора Синай стала вековым символом скромности. Но если именно скромность, «невозвышенность» так ценнится в иудаизме, и именно в заслугу своей «невыпячемости» гора Синай была выбрана местом
дарования Торы, то почему бы не препочесть ей какую-нибудь долину или низину?
Мы часто путаем скромность с ложной приниженностью. Нет, никоим образом Тора не приветствует втаптывание себя в грязь. Человек ни на минуту не должен забывать о великом Б-жественном источнике своей души и гордиться этим – одно это уже делает его «горой». Скромность по-еврейски – это безупречная самооценка, четкое осознание своего места в жизни. Ни больше, ни меньше. Гора Синай.


Недельная глава – Бамидбар («В пустыне»)
Глава Бамидбар открывает одноименную четвертую книгу Пятикнижия. В ней описывается перепись евреев и порядок их расположени в походе и на стоянках.

Как уже было сказано, большая часть нынешней главы посвященна исчислению евреев. Казалось бы, простой факт и к чему обычно скупая на слова Тора уделяет этому событию практически целую недельную главу?
Но в том-то и дело, что в повседневных ситуацих еврейский закон, мягко говоря, никак не приветствует пересчет евреев. Ведь сама Тора сравнивает число потомков Авраама, Ицхака и Яакова с заведомо несчислимыми звездами, морскими песчинками, или прахом земли. (На каком уровне оправдываются эти сравнения - светим ли мы как звезды, или – не дай Б-г - попираемы как прах , зависит уже от нашего личного поведения.) И вообще, считается, что на вещах неисчисляемых, неперепровереямых дотошнейшим образом десятки и сотни
раз, таится благословение. Пример? Вот, пожалуйста.
Однажды, два брата нашли неимоверный клад - по сундуку золотых монет. Так как они и без этого были небедны, каждый решил оставить свое богатство на черный день. Современных банков тогда еще не существовало, и братья решили закопать найденные сокровища в своем саду. Хаим отсчитал 50 шагов от забора и там тщательно закопал свое богатство, а Мендель отсчитал свои 50 шагов от крыльца.
Но на беду Хаима, через щель в заборе за ним подглядывал сосед и улучив благоприятный момент, ближайшей же ночью залез в соседский сад и безнаказанно присвоил себе соседский клад. Хаим же был по натуре человеком беспечным, и справедливо считаясь зажиточным хозяином, жил себе припеваюче, твердо зная, что он не пропадет и в самый черный день и не подозревая о своей огромной потере, и ни о чем не беспокоился до самой последней минуты своей жизни.
Мендель же был совсем другим человеком. Мысль о том, что с его сокровищами что-нибудь да могло бы случится не оставляла его ни на минуту в покое. Наконец, через две недели он не выдержал и пошел проверить состояние своего клада. И – о, ужас – клада там не было! Да и быть не могло: в крайнем возбуждении Мендель сбился со счета и вместо 50 отсчитал от крыльца 55 шагов. Обезумевший от горя, Мендель всю жизнь страдал о своей мнимой потере...
Так кто же из братьев был богаче? Объективно – Мендель. Его-то клад никто и не думал трогать. Но эта объективность была для него совершенно бесполезна. Ведь он не осознавал ее, так что за прок в таком богатстве? Объективно обокраденный Хаим на деле оказался куда счастливее своего беспокойного братца. Вот это-то и истинное благословение, благословение внутренне, в гораздо большей степени зависящее от нашего личного настроя, чем от объективной реальности.
Так зачем же вдруг понадобилось пересчитывать евреев? Не претендуя на знание всех явных и скрытых причин этого действия, давайте попытаемся оценить его историческое значение. Перепись происходила перед событиями Шавуота – дня Дарования Торы. В результате получилось около 600 000 взрослых мужчин (от 20 лет и выше). Количество женщин, детей и подростков Тора предоставляет вам самим расчитать приблизительно. Трудно представить себе, что даже самый гениальный оратор (а Моше-рабейну, как мы помним, вообще заикался)
был способен ввести столь многочисленейшую публику в так называемый «религиозный экстаз». Ни одна существующая религия не претендует на подобный масштаб количества прямых свидетелей откровения ее основ. Не говорят ли факты сами за себя?

Женский уголок

Что касается кулинарной стороны ближайшего праздника Шавуот, то даже невозможно представить ее без творожных пирогов. У каждой домохозяйки со стажем конечно же есть свой уникальный рецепт творожника. И все-таки мы рискнем предложить вам еще один.

На кусочки бисквита толщиной 1-1.5 см положите творожную массу, приготовленную из 500 г взбитых сливок, смешанных с 250 г мягкого творога, сбитого со стаканом сахара и 14 г кошерного желатина, разведенного в кипятке (можно порошкового фруктового желе). Покройте творог консервированными фруктами. Остудите 3 часа в холодильнике. Взбейте белки с сахарной пудрой. Залейте ими торт. Поставьте торт в сильно разогретую духовку на 2-3 минуты и подавайте.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Разговор в семье Рабиновичей:
- Дорогая, сегодня ко мне придут мои сослуживцы, так ты приготовь чего-нибудь.
- Хорошо, дорогой. А как приготовить - чтобы они еще пришли, или чтоб больше не приходили?



- Абрам, сколько сахара ты обычно кладешь в чай?
- Ну, смотря, где, когда и как. В принципе, дома – одну, в гостях – две.
- Чувствуй себя у нас как дома!

В избранное