Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность


Конкурс дикторов, или «Что наша жизнь? Игра!»

Одному из наших сотрудников в свое время довелось стать членом жюри в необычном конкурсе. Назывался он, если нам не изменяет память «конкурс дикторов». На сцену вышли 5 солидных мужчин. Их попросили закатать брюки до колен. Каждому из них дали по странице текста и попросили внятно и четко читать свой текст, не обращая внимания на то, что творится вокруг. Одно это зрелище пяти серьезных мужчин в таком нелепом виде, с сосредоточенным видом одновременно читающих разные тексты, не могло не вызвать взрывы хохота.
Но конкурс не закончился на этом. Ведь недаром на нем присутствовало жюри, членам которого надлежало оценить конкурсантов. И вот тут-то всех ожидал сюрприз. Ведущий конкурса обратился к членам жюри: «А теперь, господа, мы просим вас выбрать победителя. Итак, объявляем главный критерий для выбора – самые волосатые ноги!..»
Вряд ли кто-нибудь из наших читателей не знаком с девизом интелект-клуба знатоков, «Что наша жизнь? Игра!». Но разве можно представить себе какую-нибудь мало-мальски серьезную игру без заранее оговоренных правил? И неужели наша жизнь кажется нам игрой недостаточно серьезной, чтобы стать исключением из этого твердого правила? Не рискуем ли мы, не замечая, что творится вокруг, слишком углубляться в тот жизненный текст, который мы придумали себе сами и при этом еще и желать, в конце концов, быть за это оцененными
по достоинству? И если у каждого - своя личная, жизенная правда, то где найти те общие, правдивые критерии, по которым мы можем оценить результаты этой глобальной Игры? Неужели нас устраивает то положение вещей, при которых главным критерием человеческих ценностей внезапно может оказаться наша степень волосатости или любая другая сторона нашего сходства с животным миром?
Но, слава Б-гу, Всевышний не оставил нас, людей, без инструкций, и у самой серьезной и вечной игры есть серьезные, вечные правила. Для нас, евреев – это 613 заповедей Торы, для остальной части человечества – это 7 заповедей сыновей Ноаха. И только выполняя их, мы избегаем разочарований и неприятных сюрпризов. И только выполняя их, мы приближаемся к победе.

Недельная глава – «Бо» («Войди»)

В этой главе идет речь о трех завершающих египеиских казнях: нашествии саранчи, тьме и гибели первенцев и о первых заповедях, данных еврейскому народу, включая заповеди Песах. И конечно же почетнейшее место в этой главе занимает ключевое событие всей еврейской истории – выход евреев из Египта.

Ключевое событие. Выход из Египта. Каждый праздник Песах мы полностью посвящаем этому событию. Каждый шабат мы начинаем с кидуша над вином со словами –«(в) память о выходе из Египта». В завершении каждой трапезы мы читаем благословение после еды, включая слова «Благодарим Тебя...за то, что Ты вывел нас, Г-споди, Б-же наш, из земли Египетской и освободил нас из дома рабства».
Но, положа руку на сердце, что же такого особенного в этом событии? Евреи жили заграницей без права выезда и вдруг получили визу в Израиль? Ну, так и сегодня многие евреи живут себе преспокойно заграницей и не особенно жаждут вернуться на свою Историческую Родину!
С этого момента евреи обрели физическую свободу от тяжкого, рабского труда и начали дышать спокойно? Да ведь все каторжные работы были приостановлены с началом десяти казней, когда египтянам уже было не до эксплуатации евреев, и уже около года евреи дышали относительно спокойно. Настолько спокойно, что большая часть (а именно – 80 процентов) евреев и тогда не собиралась покидать насиженные местечки (за что и полегла во время предпоследней казни – тьмы). А что же за «свободное дыхание» ожидало их впереди?
Скитание по раскаленной Синайской пустыне?
С этого момента евреи стали единым народом, обрели единую национальную сущность? Да и до этого евреи всегда жили обособлено, сохраняли свои традиционные имена и одежды, и за всю двухсотлетнюю историю пребывания евреев в Египте не было зафиксированно ни одного (!) случая смешанного брака евреев с египтянами (тогда как о попытках самих египтян породниться с потомками Авраама, Ицхака и Яакова нам доподлино известно из наших источников)!
Сама Тора достаточно распространяется о всех событиях, предшествующих самому выходу из Египта, ставит сильнейший акцент на заповедях, связанных с памятью этого события, но о самом Исходе говорится всего лишь в четырех-пяти предложениях (Шмот 12:37-42). В чем же тут дело?
Если рассматривать выход евреев из Египта в сугубо историческом контексте, то это, конечно, событие немаловажное, но не более того! Но понятие «Египет» в иудаизме не исчерпывается географически-историческими определениями. Такому физическом исходу действительно не стоит уделять более пяти фраз и не об этом заповедано нам помнить из года в год и изо дня в день. Так что же представляет собой термин «Египет» в еврейском мировозрении?
И опять невозможно не обратится к Святому Языку. На иврите слово Египет – Мицраим – происходит от корня «цар», узкий, тесный. И это – ключ к пониманию всей идеологии и философии, представляемой термином «Египет». Это - попытка «сузить» значение всего происходящего до уровня своего личного понимания, попытка подстроить все под свои собственные, узкие рамки, быть рабом в тисках собственных привычек и инстинктов, сужающих нашу человеческую сущность в лучшем случае до уровня животных. И как только человек пытается
расширить для себя эти рамки и стремится к выходу из своего, личного «Египта» для того, чтобы приобрести Тору и жить в ее рамках, не пытаясь подставить саму Тору в свои собственные рамки по своему желанию и разумению, появляется его, «личный фараончик». Это «он» нашептывает нам на ушко «ЛЕНТЯИ ВЫ, ЛЕНТЯИ! ПОТОМУ-ТО И ГОВОРИТЕ: ПОЙДЕМ ПРИНЕСЕМ ЖЕРТВЫ БОГУ!» (Шмот 4: 17),» ПУСТЬ ТЯЖЕСТЬЮ ЛЯЖЕТ РАБОТА НА ЭТИХ ЛЮДЕЙ, ПУСТЬ ЗАНИМАЮТСЯ ЕЮ, А НЕ ПРИСЛУШИВАЮТСЯ К ПУСТЫМ СЛОВАМ!..» (Шмот 4: 9). И, ой как трудно, прислушаться
к тихому голосу совести, а не к властным приказам нашего родного «фараона», и все-таки выйти из своего «Египта»! Трудно – но невозможно! Ибо есть уже претендент! Ибо каждый день еврей должен помнить о выходе из Египта. Ибо в каждом поколении каждый еврей должен чувствовать, будто это он сам, здесь и сейчас, выходит из Египта. Ибо «ЭТО - ТА САМАЯ НОЧЬ, ХРАНИМАЯ Б-ГОМ ДЛЯ ВСЕХ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ИХ.» (Шмот 12:42) Даже когда вокруг – кромешная, ночная тьма (та самая, поглотившая 4\5 еврейского народа
и не позволившая им выйти из Египта и тем самым дать им шанс на выживание ), урок возможности выхода из Египта храним для каждого из нас. Храним самим Творцом. Для всех сынов Израиля. Во всех поколениях. В том числе и для нас с вами!


Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах

Наверно, тут какая-то ошибка,
Но кажется мне, право, иногда,
Что легче вывести евреев из Египта,
Чем из себя нам вывести раба.

Парадокс сегодня стал стандартом
(Изощренного ума игра):
Твердо верим мы, что будет завтра,
Сомневаясь лишь, «а было ли вчера?»

За показным гоняясь великолепием
Оригинал забыт, и вот где корень зла.
А, между прочим, благозвучное «трагедия»
На древне-греческом всего лишь «песнь козла».

И в ожидании бессмысленных чудес,
Мы забываем, что вся жизнь – сплошное чудо.
За множеством деревьев видеть лес –
Задача не из легких, видно, будет...

Наверно, тут какая-то ошибка,
Но кажется мне, право, иногда
Что легче вывести евреев из Египта,
Чем из себя нам вывести раба!

Женский уголок

Как уже не раз было сказано, еврейская кухня теснейшим образом связана с еврейскими законами и традициями. И надо сказать, что зачастую именно они становятся «катализаторами» разнообразия наших кулинарных блюд. Благотворное влияние наших обычаев особенно наглядно на праздничных столах – медовик (леках), цимес и фаршированная птица в глазури на Рош-Ашана, ханукальные оладьи (латкес) и пончики (суфганиёт), треугольные «уши Амана» на Пурим, различные блюда из мацы на Песах и из молочных продуктов на Шавуот. И
это только самые броские примеры широчайшего ассортимента еврейской праздничной кухни. Ведь наряду с этими популярнейшими традиционными блюдами каждая хозяйка старается в меру своей фантазии и возможностей удивит своих гостей и домашних чем-нибудь оригинальным и экзотичным в рамках «кулинарного духа» того или иного праздника.
На Ту бишват, новый год плодовых деревьев, наступающий вот уже совсем скоро, принято есть сухофрукты и плоды Земли Израиля (особенно семь плодов, выделенных Торой – пшеница, ячмень, гранат, инжир, виноград, маслины и финики). Стараются съесть как можно больше видов, и желательно попробовать какой-нибудь фрукт впервые в году, чтобы сказать благословение «что дал нам дожить, досуществовать, достичь до этого времени».
Так давайте подумаем, что особенного мы можем приготовить в честь этого праздника?

Салат из свеклы с сухофруктами

Отвариваем 3 свеклы в подкисленной уксусом воде. Натираем на терке. Мелко нарезаем стакан чернослива, пол-стакана кураги и пол-стакана изюма. Смешиваем со свеклой. Солим. Заправляем майонезом.

Шоколадно-фруктовый торт

Смешиваем 2\3 стакана просеянной муки со стаканом рубленных орехов и стаканом рубленного миндаля. Добавляем 2 ст.л. какао-порошка и по чайной ложке гвоздики и корицы. Мелко рубим полтора стакана смеси различных сухофруктов. Смешиваем их с тестом и делаем небольшую ямку по середине. Растопляем 50 г маргарина с 50 г черного шоколада и пол-стаканом сахара. Вливаем в ямку. Хорошенько все перемешиваем и печем 50 мин. в умеренно-горячей духовке. Посыпаем сахарной пудрой.



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Венечка, почему твоя сестра все не выходит замуж?
- Просто она слишком умная, чтобы выйти замуж за того идиота, который захочет на ней жениться!
Урок математики. Тема урока - дроби.
- Петров, как разделить четыре картошки на пять человек?
- Не знаю...
- Садись, два! Иванова! Так как разделить четыре картошки на пятерых?
- Не знаю...
- Двойка! Абрамович! Итак, тот же вопрос!
- Нужно сварить пюре и дать всем поровну!

В избранное