Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom! Gmar hatima tova!


Милосердие и суд

В детстве мы мало что слышали об иудаизме. А те минимальные познания в еврейских традициях ограничивались, по большей частью, еврейскими праздниками. О глубине этих познаний можно иметь представление хотя бы на основе следующего эпизода : «самый еврейский бутерброд» из мацы с ветчиной на «пасху» являлся для нас не кощунственным анекдотом с антисемитским душком, а самой что ни на есть реальной прозой жизни.
И одним из самых ярких, впечатляющих и грозных еврейских воспоминаний детства был страшный и неведомый Судный День, в который более старшее поколение «даже зубы чистили так, чтобы не проглотить ни капли воды!» (для справки: по еврейскому закону чистить зубы в Йом-Кипур запрещено со всей строгостью остальных запретов, включая все работы, запрещенные в шабат, а также воздержания от еды, питья, умывания выше кончиков пальцев, интимных отношений и ношения кожаной обуви). Со временем, уже разобравшись, что к чему
в еврейской жизни, нас не раз удивлял тот факт, что настоящий, грозный, Судный День, т.е. день неподкупного Б-жественного Суда – Рош-Ашана, называется просто «еврейский, новый год», а Йом-Кипур, день последнего шанса на амнистию, самый святой и по сути своей милосерднейший день в году – переводится, как Судный День и прочно ассоциируется с грозным судом. Неужели отказ на сутки от пищи является для нас трагедией такого масштаба, что автоматически связывается в нашем мозгу с чем-то самым ужасающим и устрашающим
на свете? Или духовная нечистота в наше время дошла до такого уровня, что само понятие исключительной святости нас подсознательно пугает?
Но как бы то ни было, эта путаница в определениях явно дает нам повод задуматься над тем, насколько понятия суда и милосердия порою перепутаны в нашем понимании. Как часто «горькие пилюли» из милосердия посланные нам с небес для нашего же духовного выздоровления кажутся нам не более чем суровым наказанием (если не сказать, просто «издевательством»!), в то время как мы «всей душой» стремимся к тому, что нам представляется «высшим блаженством», на деле являющимся почти что смертельным ядом! Как мы вздыхаем при
одной только мысли о «тяжком бремени» 613 заповедей, не понимая, что на самом деле они не только не выражают «суровость приговора», но по сути свое призваны стать высшим проявлением милосердия небес, необъяснимым образом позволяющим нам достичь-таки истинного счастья!
Счастливого всем праздника!


Недельная глава «Аазину»

Большая часть нашей недельной главы «Аазину» («Выслушайте») посвящена предсмертной песни Моше рабэйну, в которой он пророчествует о судьбе еврейского народа на многие века. В ней вся наша история: потеря причинно-следственной связи, отказ евреев от многовекового наследия предков, изгнание, последующие за всем этим и, наконец, месть Всевышнего народам, издевавшимся над нами.
И хотя самый лучший перевод не в силах передать всю силу поэзии и пророчества Моше-рабэйну на Святом Языке, вы можете хотя бы поверхностно ознакомиться с ними в любом переводном изданиии Торы. В нашей рубрике «Жемчужины еврейского комментария» мы еще углубимся в один из аспектовом главы Аазину, а нашу главную статью в преддверии праздника, мы бы с вашего позволения все-таки хотели бы посвятить Йом-Кипуру.
Представьте себе, что раз в год (а то и раз в жизни) у Вас и только у Вас появился шанс в течении нескольких минут загадать любые самые заветные желания от имени всего человечества. Ну, хотя бы не всего человечества, а от имени всего еврейского народа. Что бы Вы попросили? Мира во всем мире? Всеобщего счастья? Слишком расплывчато и абстрактно. Чтоб каждый работал по возможностям, а получал по потребностям? Слишком избито. Чтоб.. ну что бы такое придумать? А впрочем, к чему все это?
У еврейского Первосвященника такая возможность – просить за весь еврейский народ – реально появлялась каждый год, когда на Йом-Кипур (Судный День или День Искупления) он имел право (и прямую обязанность) заходить на несколько минут в Святую Святых Святого Храма. Одной из обязательных просьб любого Первосвященника в этой торжественнейшей и трогательнейшей ситуации была молитва… «чтоб Всевышний не прислушивался к молитвам путников о прекращении дождя».
Да-а. Нет слов…Ох, уж эти евреи! Неужели нельзя было придумать что-нибудь по-эффектней, по-романтичней, ну хотя-бы по-полезней, что ли?! И это - обязательная молитва?! Какая мелочность по сравнению с глобальными проблемами человечества!
Но вспомним, что значил дождь для Страны Израиля, где нет ни Волг, ни Нилов, ни Тигров, ни Евфратов. Вода – это жизнь, а в Земле Обетованной только дождь и был ее единственным источником. И вот прочувствуйте ситуацию: весь еврейский народ слезно молит о живительных дождях. Наконец-то после нескольких месяцев засухи с неба закрапали первые капли. И тут вдруг какому-то путнику страсть как не хочется промокнуть, и он неменее слезно начинает молить о временном (только временном! пока я не доберусь до места!) прекращении
дождя, забывая, что всегда кто-нибудь будет находиться в пути-дороге…
И в самый Святой День в году, в Святая Святых Святого Храма обязательной молитвой Первосвященника была молитва о том, чтоб эгоистические порывы того или иного еврея не смогли бы решить судьбу целого народа.
---
В этот трепетный День Искупленья
Народ Свой, молю, не суди
За тех, ищет кто не прощенья,
За тех, кто еще в пути,

За тех, кто еще не понял
Живительной силы дождя,
За тех, кто от собственной боли
Не слышит, как стонет Земля.

У Святая Святых на пороге
Я сегодня молю, не суди
Нас за тех, кто пока в дороге,
У кого еще все впереди!

Жемчужины еврейского комментария

«Польется как дождь учение мое,
закаплет как роса речение мое,
(освежит вас) как дождь с ветром – зелень
и как капли – траву» (Дварим перевод раввина Ицхака Зильбера, «Беседы о Торе»)
Комментарий Ор-Ахайим обращает наше внимание на разные синонимы дождя и травы в этих строчках. Неверно видеть здесь лишь попытку поэтического разнообразия Торы, обычно такой скупой на слова. На самом деле в различии тонких оттенков этих синонимов скрыт глубочайший смысл.
Известный еврейский праведник раби Зюся из Анаполя однажды сказал: “Если Небесный Суд задаст мне вопрос, почему я не стал Моше-рабэйну, я запросто найду, что ответить. Но что мне ответить, если меня спросит, почему ты не был настоящим раби Зюсей?!”
Каждому – свое, и с каждого – свой спрос. Чтобы расти, мягкой траве достаточно лишь несколько капель росы - больше она выдержать неспособна. А вот более жесткой зелени необходим гораздо более обильный дождь с ветром. Но в любом случае, отказ от воды не только препятствует росту, но и попросту равносилен смертному приговору.
Сравнение живительной силы Торы, ее моральных устоев и подчас необъяснимых предписаний с водой нередко в нашей традиции. Никто не обвинит нас, почему мы не достигли глубины ее познания на уровне Моше рабейну. Но у каждого из нас есть свой потенциал. Положа руку на сердце, у каждого из нас есть, что исправить, чтобы стать хоть чуточку лучше. И именно за степень реализации этого нашего личного потенциала, за то были ли мы “настоящие мы”, нам и предстоит дать ответ.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.


Женский уголок

Как мы уже говорили, обильная трапеза накануне Дня Искупления (я все никак не могу понять, почему среди русскоязычных евреев настоящий, грозный, Судный День, т.е. день неподкупного Б-жественного суда – Рош-Ашана, называется просто «еврейский новый год», а Йом-Кипур, день последнего шанса на амнистию, по сути своей милосерднейший день в году – переводится как Судный День) сама по себе считается величайшей заповедью равной самому строжайшему посту в сам Йом-Кипур.
Однажды знаменитый еврейский праведник и заступник всего еврейского народа, раби Леви-Ицхак из Бердичева, войдя в синагогу с началом службы Йом-Кипура, начал пристально вглядываться в лица присутствующих. Наконец, он воздел руки к небу со словами:
Владыка мира! Посмотри, как непохож Твой народ на все остальные! Ты приказал поститься в День Искупления и приказал побольше есть в кaнyн этого дня. Да если бы дpyгиe народы получили такой наказ, многие из них давно бы были уже навеселе. Твой же нapoд соблюдает слова Твои, и хотя все они ели и пили, все они с трепетом явились в синагогу трезвыми и серьезными, и нет ни одного пьяного среди них. Так прости же ты их!

Так на каком же меню остановить свой выбор по случаю такой важной и нужной трапезы?
Предлагаем вам рецепт праздничного салата, а также псевдо-рыбных котлет (саму рыбу употреблять перед постом не рекомендуется, так как рыбные блюда могут вызвать чрезмерную жажду, а вот сохранить ее вкус не помешает).

Яркий капустный салат.
Мелко шинкуем кочан капусты. Добавляем полоски разноцветных перцев и содержимое ананасовых и кукурузных консервов. Солим, заправляем майонезом и подаем к столу.

Псевдо-рыбные котлетки
Обжарьте 2 луковицы. Добавьте 6 стаканов воды, кружочки 2 морковей, пол-ч.л. соли, ч.л. сахара и щепотку перца. Вскипятите и варите 10 мин. Приготовьте фарш из 1 кг куриных грудок, 2 луковиц, 2 куска булки, вымоченных и отжатых, 2 ст.л. растительного масла, 3 яйца, соли и перца. Слепите котлетки и варите в отваре на медленом огне 40 мин.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Престарелый еврей наставляет молодого собрата.
-Представь, что тебе предложили на выбор два мешка - один с умом, а другой с деньгами. Ты какой бы взял?
- Конечно с деньгами!
- А вот я бы на твоем месте взял мешок с умом...
- (смущенно) Ну, каждый, наверно, берет то, чего ему не хватает!

Поссорились как-то Сема с Мойше и целый год не разговаривали друг с другом. Но накануне праздника Йом Кипур они решили все-таки простить друг другу все обиды. Под конец Мойше пожал Семе руку и сказал: И желаю тебе всего того, что ты желаешь мне!
- Как?! Ты опять начинаешь?! – возмутился Сема

В избранное