Детский праздник?
Представьте себе, что кто-то упал с крыши высотного дома и не разбился. Чудо? «Чудо!» воскликнут некоторые. «Случайность,» равнодушно пожмут плечами другие. Тогда представьте себе, что тот же человек опять упал с той же крыши и…не разбился. «Настоящее чудо!» всплеснет руками большая часть наших читателей. «Опять случайность,» останутся при своем остальные. Ну, а если то же самое повторится и в третий, и в четвертый раз? Это чудо или очередная случайность?! «Это уже привычка!»
В прошлом номере мы уже говорили, что главным методом борьбы антисемитского народа Амалека против Творца была попытка доказать, что все в нашей жизни случайно. Ведь как заметил Достоевский устами своего героя Раскольникова – если Б-га нет, то все разрешено. А это значит, что можно не только без малейших угрызений совести позволять себе все плотские удовольствия и наслаждения, но и просто безнаказано вершить любое зло, грабить и убивать.
История Пурима - небольшой этап в истории вечной войны между евреями, несущими в мир основы богобоязненности и, следовательно, нравственности и их вечным врагом Амалеком. На этот раз на арену истории вышел «достойный» потомок Амалека – Аман, задумавший, заручившись полной поддержкой персидского монарха, в один день истребить весь еврейский народ.
Но не пугайтесь, его коварному плану не удалось претвориться в жизнь. Аман был повешен на дереве, приготовленном им лично для повешения духовного лидера евреев Мордехая, а мы, евреи, живем по сей день.
Что же привело к такому развороту событий? Цепочка «случайностей»: «случайно» в качестве новой супруги персидский царь Ахашверош (кстати, сам по себе отъявленный антисемит) избрал еврейку Эстер (до поры до времени скрывавшую свое происхождение), «случайно» еврей Мордехай подслушал заговор о покушении на Ахашвероша, «случайно» он оказался родственником Эстер, «случайно» Ахашвероша мучала бессоница именно в ту ночь, когда Аман готовил виселицу для Мордехая, «случайно» в летописи он наткнулся именно на эпизод раскрытия
заговора Мордехаем и еще несколько подобных «случайностей». Так в борьбе с Амалеком проявился принцип Б-жественной справедливости – «мера за меру»: «Ты утверждаешь, что все случайно? Что ж, в водовороте случайностей ты и погибнешь!»
Вот такие глубокие идеи лежат в основе праздника Пурим. И очень ошибаются те, кто считают Пурим не более чем детским праздником, ссылаясь на внешнюю оболочку шумного веселья, пестрых карнавальных костюмов и обмена сладостями и забывая об истиных причинах этой нашей радости. Ведь точно так же как чудесное Провидение было скрыто под маской ряда совпадений, по-детски искренее и беззаботное веселье евреев в Пурим на самом деле таит в себе глубочайший смысл.
Недельная глава «Тэцавэ»
На этой неделе мы читаем главу «Тэцавэ». Эта глава Торы описывает службу священников в Храме. Особое место в ней занимает подробное описание специальных одежд Аарона-первосвященника и его сыновей-коэнов (рядовых священников).
Итак, большая часть этой недельной главы посвящена одеждам священников. Тора, обычно скупая на слова, начинает описывать одежды священников – от льняных штанов до особого головного убора – перечислять все драгоценные камни на груди у первосвященника, пересчитывать гранаты и колокольчики на подоле верхнего одеяния из голубой шерсти и т.д. Откуда вдруг эта погоня за внешней мишурой, в то время как многие факты истории еврейского народа упомянуты только намеком, а значительная часть важнейших законов дана лишь
в форме кратчайшего конспекта, расшифрованного лишь в устной традиции?
Да и это еще не все. Тора прямым текстом гласит: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для славы и великолепия». Неужели Тора придает такое огромное значение внешней красоте, «славе и великолепию»? Ответ весьма категоричен: да! Торе чуждо лицемерие христианского аскетизма, она однозначно требует, что в «человеке все должно быть прекрасно – и одежда, и тело, и душа».
«Как же так?!» в недоумении пожмет плечами наиболее искушенный читатель «Ведь не так давно мы праздновали праздник Хануки, и нам объясняли, что зто праздник победы еврейского духа над греческой красотой. Нет ли тут явного противоречия?»
Действительно иудаизму чуждо греческое поклонение Красоте как таковой, тем более, что Тора запрещает нам вообще обожествлять что бы то ни было и поклоняться каким-либо кумирам .Бессмысленная красота, красота как самоцель для нас неприемлема, ибо такой подход граничит с идолопоклонством!
Но с другой стороны и отрицание важности формы под предлогом исключительности ее содержания отнюдь не соответствует еврейскому подходу. С точки зрения Торы, внешняя форма очень важна – еще бы! Она ведь призвана служить внутреннему содержанию! Поэтому-то именно одежде священников (и особенно первосвященника) Тора уделяет такое огромное внимание.
Жемчужины еврейского комментария
В этот шабат у нас есть возможность выполнить заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек... Для этого просто зайдите в синагогу послушавть этот небольшой отрывок из Торы.
Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га».
Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос: какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и тем, что Амалек не боится Б-га?
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. И лишь один весьма немаловажный фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего человечества выведшего еврейский народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. Если бы не тонкий рациональный
расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было бы оценить как продиктованое слепой иррациональной ненавистью к евреям. Но нет, Амалек намеренно подчеркнул – в моих рассчетах учитываются все малейшие детали, и только понятию Б-га в них места нет. Подчеркнул и… был разгромлен.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.
Женский уголок
Кулинарным апогеем праздника Пурим бесспорно являются так называемые «озней-Аман» (оменташи, «уши Амана»). Речь идет об особых пирожках треугольной формы с начинкой темного цвета (символизирующую темные мысли заклятого антисемита Амана, рискнувшего раз и навсегда решить «еврейский вопрос»).
Но даже в рамках самых устоявшихся и распространенных традиций иудаизм предоставляет нам свободу фантазии и, следовательно, свободу действия. Так и в случае «озней-Аман» у каждой еврейской хозяйки - свой оригинальный рецепт этого лакомства. Одни готовят его на дрожжевой основе, другие используют песочное тесто. Начинкой могут служить мак, финики, чернослив.
Мы хотим поделиться с вами необычным рецептом молочных «озней-Аман». Они достаточно легки в приготовлении и необычайно приятны на вкус. Но, пожалуй, их единственный недостаток - невозможность подать их на десерт после мясной трапезы. Зато вы можете удивить своих друзей и знакомых, положив эти оменташи в «мишлоах-манот» (предварительно предупредив о их молочном содержимом).
Озней-Аман из творожного теста
Просейте 2 стакана муки с двумя чайными ложками разрыхлителя. Добавьте 200 грам сливочного масла (или маргарина) и маленькую банку (250 г) жирного (девятипроцентного) творога. Тщательно смешайте все ингредиенты, добавьте чайную ложку лимонного сока и натертую цедру небольшого лимона и снова все перемешайте. Втечение получаса охладите тесто в холодильнике. (желательно обернуть в полиэтилен, чтобы тесто не впитало запахи лежащих в холодильнике продуктов). Раскатайте тесто в тонкий лист и разделите на кружочки
с диаметром стакана. В центр каждого кружочка поместите начинку, поднимите края и защепите их так, чтобы получились треугольники. Положите «озней-Аман» на слегка смазаный противень. Печь около получаса при температуре 180 градусов.
Начинка из чернослива.
Разварите 300 г чернослива. Протрите через сито, добавьте немного белого вина, 100 г рубленных орехов, сахара, корицы и гвоздики по вкусу.
Маковая начинка.
Приготовьте сироп из пол-стакана воды, четверти стакана меда и чайной ложки лимонного сока. Добавьте стакан мака и 2 столовые ложки изюма.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Когда в кинозале после окончания фильма вспыхивает свет, Софа Рабинович к своему ужасу и негодованию неожиданно видит сидящего впереди нее мужа.
- Ах, значит, так ты занимаешься с детьми, пока я ухаживаю за больной мамой?!
Маленький Срулик подбегает к отцу:
- Пап, а ты боишься чертей?
- Нет, сынок!
- А льва?
- Тоже нет
- А тигра?
- Нет.
- А льва и тигра, если они будут вместе?
- А чего их бояться?
Многозначительная ауза.
- Так, значит, ты только одну маму боишься?