Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Милосердие и суд

В детстве мы мало что слышали об иудаизме. А те минимальные познания в еврейских традициях ограничивались, по большей частью, еврейскими праздниками. О глубине этих познаний можно иметь представление хотя бы на основе следующего эпизода : «самый еврейский бутерброд» из мацы с ветчиной на «пасху» являлся для нас не кощунственным анекдотом с антисемитским душком, а самой что ни на есть реальной прозой жизни.
И одним из самых ярких, впечатляющих и грозных еврейских воспоминаний детства был страшный и неведомый Судный День, в который более старшее поколение «даже зубы чистили так, чтобы не проглотить ни капли воды!» (для справки: по еврейскому закону чистить зубы в Йом-Кипур запрещено со всей строгостью остальных запретов, включая все работы, запрещенные в шабат, а также воздержания от еды, питья, умывания выше кончиков пальцев, интимных отношений и ношения кожаной обуви). Со временем, уже разобравшись, что к чему
в еврейской жизни, нас не раз удивлял тот факт, что настоящий, грозный, Судный День, т.е. день неподкупного Б-жественного Суда – Рош-Ашана, называется просто «еврейский, новый год», а Йом-Кипур, день последнего шанса на амнистию, самый святой и по сути своей милосерднейший день в году – переводится, как Судный День и прочно ассоциируется с грозным судом. Неужели отказ на сутки от пищи является для нас трагедией такого масштаба, что автоматически связывается в нашем мозгу с чем-то самым ужасающим и устрашающим
на свете? Или духовная нечистота в наше время дошла до такого уровня, что само понятие исключительной святости нас подсознательно пугает?
Но как бы то ни было, эта путаница в определниях явно дает нам повод задуматься над тем, насколько понятия суда и милосердия порою перепутаны в нашем понимании. Как часто «горькие пилюли» из милосердия посланые нам с небес для нашего же духовного выздоровления кажутся нам не более чем суровым наказанием (если не сказать, просто «издевательством»!), в то время как мы «всей душой» стремимся к тому, что нам представляется «высшим блаженством», на деле являющимся почти что смертельным ядом! Как мы вздыхаем при одной
только мысли о «тяжком бремени» 613 заповедей, не понимая, что на самом деле они не только не выражают «суровость приговора», но по сути свое призваны стать высшим проявлением милосердия небес, необъяснимым образом позволяющим нам достичь-таки истинного счастья!
Счастливого вам праздника!



Недельная глава «Ваелех» «И ушел»
В сегодняшней недельной главе Моше-рабейну в последний день перед смертью передает свои полномочия своему ученику и преемнику – Йеошуа бин Нуну и в последний раз увещевает народ.

Эта глава – одна из самых коротких в Торе – обычно идет в паре с предыдущей главой «Ницавим». Однако сегодня мы бы хотели посвятить центральную рубрику нашей рассылки одной из важнейших тем Десяти Дней Раскаянья (от Рош ашана до Йом кипура) и всей еврейской жизни – теме молитвы.

Тема молитвы – одна из самых сложных для нашего понимания. И тут в очередной раз нам прежде всего надо отказаться от взлелеяных стереотипов.
Начнем с того, что, то, что переводится с иврит глаголом «молиться», на самом деле является возвратной формой глагола «судить». Другими словами, «молиться» по-еврейски значит «судить самого себя». Таким образом, еврейская молитва – это прежде всего уникальная возможность вынести честный приговор самому себе без дополнительных «подсказок» свыше, какими по сути являются те мелкие неприятности, окружающие нас повсюду. Так, удивление по поводу, как же молитве удается удалить суровость приговора, исчезает само по
себе. Тем более что и «судить самого себя» в рамках религии действия (коей, напоминаем, и является иудаизм) означает не бессмысленное самобичевание за прошлое, а осмысление действенного исправления на будущее.
И вот в этой-то точке человек вдруг начинает осознавать, что то, что он испортил в одиночку, исправить ему одному не под силу. На этом этапе зарождается прямая связь с Творцом – «приглашение к партнерству», просьба в конкретной помощи.
И здесь мы подошли к очередному краеугольному камню молитвы по-еврейски. На первый взгляд, это покажется смешно, но прежде чем просить, человек должен четко знать, что он конкретно хочет. Если человек желает непременно выиграть миллион, то ни одна молитва не сможет ему помочь, если он не купит лотерейный билет. Но для начала необходимо решить, что именно ему так необходимо? Сама по себе лотерея, миллион, или некая цель (допустим, беспечная жизнь без забот о хлебе насущном), которой он думает добится с помощью
миллиона? О чем конкретно молиться, что именно просить? Ведь «пути Г-сподни неисповедимы» и, кто знает, не найдется ли с помощью молитвы оригинальный путь к поставленной конечной цели, пусть без лотереи и без миллиона? Причем в любом случае самоанализ молитвы дает свои плоды, ибо правильная формулировка задачи – первый шаг к ее решению!
Молитва пророчицы Ханы, о судьбе которой мы читали в Рош-ашана, в еврейской традиции стала эталоном молитвы. В течение многих лет Хана была бесплодна и невыразимо страдала. Однако кульминацией ее страданий, в конце концов, и излившейся в ту самую молитву, послужил ободряющий тон мужа: О чем ты плачешь? Разве я для тебя не лучше, чем десять сыновей?
Но что же такого особенного в этих словах? Они, казалось бы, наоборот, должны были ее успокоить. Но в том-то и дело, что эти слова открыли ей истинную суть проблемы. Бесплодие мучало ее не из эгоистических побуждений, желания ответной любви и ласки. Все это она получала в десятикратном размере от мужа. (Мужья! Возьмите на заметку!) Не это была конечная цель, ради которой стоило так страдать и так молиться. Слова мужа дали Хане правильную перспективу: ребенок был ей необходим для полной реализации своего женского
потенциала, для максимальной отдачи. Когда же Хана осознала умом и сердцем цель своей молитвы, ее молитвы были услышаны.
Все эти события происходили как раз на Рош-ашана. Но этим не ограничивается текст, который мы читаем в этот день в синагогах. Отрывок завершается... еще одной молитвой Ханы. Во всяком случае, так это называет святой текст. Потому что в общепринятом значении, это – просто хвалебная песня, песнь благодарности, но никак не униженная просьба, ассоциирующаяся с понятием молитвы. И это – очередной принцип «молитвы по-еврейски». Каждая еврейская молитва (и стандартизованная, и личная) обязательно включает в себя элемент
благодарности. Благодарности за исполнение прошлых просьб, благодарности за саму возможность самоанализа, заведомую благодарность за будущее. Потому что связь с Творцом не замыкается ни в момент просьбы, ни в момент получения того, что мы просим, пока в наших сердцах жива благодарность. Просьба и благодарность –две неотъеимлимые части еврейской молитвы, два звена в цепочке нашей постоянной связи с Источником!


Женский уголок

Обильная трапеза накануне Дня Искупления сама по себе считается величайшей заповедью равной самому строжайшему посту в сам Йом-Кипур.
Однажды знаменитый еврейский праведник и заступник всего еврейского народа, раби Леви-Ицхак из Бердичева, войдя в синагогу с началом службы Йом-Кипура, начал пристально вглядываться в лица присутствующих. Наконец, он воздел руки к небу со словами:
Владыка мира! Посмотри, как непохож Твой народ на все остальные! Ты приказал поститься в День Искупления и приказал побольше есть в кaнyн этого дня. Да если бы дpyгиe народы получили такой наказ, многие из них давно бы были уже навеселе. Твой же нapoд соблюдает слова Твои, и хотя все они ели и пили, все они с трепетом явились в синагогу трезвыми и серьезными, и нет ни одного пьяного среди них. Так прости же ты их!

Так на каком же меню остановить свой выбор по случаю такой важной и нужной трапезы?
Традиционным блюдом кануна Йом-Кипур является куриный бульон с пельменями по-еврейски (именуемыми «креплах»). А кроме того, для тех, кто не представляет себе праздничную трапезу также и без рыбы, учитывая тот факт, что саму рыбу употреблять перед постом не рекомендуется, так как рыбные блюда могут вызвать чрезмерную жажду, мы предлагаем вам также рецепт псевдо-рыбных котлет. Приятного вам аппетита и легкого поста!

Бульон с креплах
Сварите обычный бульон из половины тушки небольшой курицы с добавлением лука, моркови, кореньев, зелени, соли и мясных костей по вашему собственному вкусу и усмотрению. Перемелите куринное мясо с яйцом, маленькой жареной луковицей и перцем. Положите по чайной ложечки фарша на квадратики теста из стакана муки, яйца, соли и четверти стакана воды. (Длина стороны каждого квадратика – 5-7см). Сложите квадратики пополам (в виде треугольников) и хорошенько залепите углы и края. Опустите креплах в кипящий бульон, подождите,
пока они всплывут, и поварите еще минут 15.

Псевдо-рыбные котлетки
Обжарьте 2 луковицы. Добавьте 6 стаканов воды, кружочки 2 морковей, пол-ч.л. соли, ч.л. сахара и щепотку перца. Вскипятите и варите 10 мин. Приготовьте фарш из 1 кг куриных грудок, 2 луковиц, 2 куска булки, вымоченных и отжатых, 2 ст.л. растительного масла, 3 яйца, соли и перца. Слепите котлетки и варите в отваре на медленом огне 40 мин.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Приходит семья недавно умершего еврея-миллионера за советом к раввину.
- Понимаете, рабби, Исак завещал положить все свои скопленные сбережения - миллион долларов - вместе с собой в могилу! Мы все запихиваем, запихиваем, а еще куча остается! Что делать?!
- В чем проблема? Выпишите ему чек!

Поссорились как-то Сема с Мойше и целый год не разговаривали друг с другом. Но накануне праздника Йом Кипур они решили все-таки простить друг другу все обиды. Под конец Мойше пожал Семе руку и сказал: И желаю тебе всего того, что ты желаешь мне!
- Как?! Ты опять начинаешь?! – возмутился Сема

В избранное