Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Осторожно! Окрашено!

Про одного еврейского мудреца и праведника рассказывают, что всю неделю, стоило ему найти что-нибудь особенное – прекрасный фрукт, красивый цветок или дорогую скатерть – он, не скупясь, приобретал это на следующий шабат. Так и в нашей редакции. Стоит нам наткнуться на оригинальную мысль, интересный комментарий или поучительный анекдот, и мы приберегаем их на следующую рассылку.
Так, на этой неделе нам-таки попался свежий анекдот (свежий для нас, хотя для кого-то он может показаться весьма «бородатым»). Итак, беседуют два профессора. – Коллега, Вы не задумывалиьс над тем, что все-таки человек - удивительно странное существо?
- А почему вы так думаете, коллега?
- Ну вот, например, достаточно сказать любому из них, что на небе 49573728709316998 звезд, и он поверит. А стоит написать на скамейке "Осторожно! Окрашено!", и он обязательно проверит пальцем!
Что ж, дорогие ученые мужи! В этой человеческой странности нет ничего особенного. Между количеством звезд и окрашенной скамейкой есть существенная разница. И совсем не потому, что первое утверждение практически нельзя проверить. Казалось бы, это должно было служить дополнительным, веским доказательством против его состоятельности. Главное различие – совсем в другом. Количество звезд на небе ни к чему меня не обязывает, и если совершенно случайно их окажется не 49573728709316998, а 49573728709316997 или даже
49573728709316999, это вряд ли каким-то образом не отразится на моей судьбе. А потому, почему бы и не поверить в этот факт?
Другое дело свежевыкрашенная скамейка. Надпись "Осторожно! Окрашено!" напрямую касается каждого проходящего мимо, ибо по очевидным причинам лишает его возможности удобно расположиться на данной скамейке. И тут, чувствуя малейшую угрозу своей «свободе выбора», мы не можем смириться и поверить на слово. Тут уж нам нужно убедиться во всем своими руками, даже рискуя их запачкать. Вот так наши чувства берут верх над простой логикой.
Увы! Еще хуже обстоят дела с заповедями Торы. Ведь здесь от нас требуется гораздо большего, чем дойти до следующей скамейки. Целых 613 заповедей – это вам не шутка! Тут и свет в шабат не включай, и ветчинку не ешь, и от мини-юбки откажись... Правда и цена, которую мы рискуем заплатить за отказ от прямых инструкций Творца мира, куда выше запачканного пальца. Ведь грязь с души не смыть никаким туалетным мылом...




Недельная глава Корах

Недельная глава повествует об очередном, одном из самых серьезнейших, бунтов поколения пустыни против Моше-рабейну. Его двоюродный брат, знатный, богатый, ученый Корах собирает вокруг себя толпу «политически-недовольных» разного рода. В их числе и закоренелые скандалисты и «новички», впавшие в отчаяние совсем недавно - после смертного приговора всему поколению в течении ближайших сорока лет в пустыне Синай. 250 зачинщиков этого крупнейшего мятежа погибают страшнейшей карой с небес, а трое главарей – сам Корах
и его ближайшие соратники - Датан и Авирам – заживо проваливаются в разверзтую «пасть земли».

Бунт Кораха не случайно считается одним из серьезнейших и опаснейших проявлений недовольств, проявленных евреями в пустыне. И дело не только в хронологически-проблематичном моменте мятежа. (Посудите сами, только что за свое последнее проявление беспочвенного недовольства, евреи были осуждены на сороколетнее блуждание по пустыне. Какого же наказания следовало бы ожидать за очередные, следующие сразу вслед за этим беспорядки?) И все же главная опасность таилась в самой причине бунта. Точнее, не в причине, а в
поводе выданом за причину. Но начнем все по порядку.
Корах, двоюродный брат Моше и Аарона, один из наиболее старейших и уважаемых представителей рода Кхата, одного из трех разветвлений колена Левитов без малейшего сомнения рассчитывал на назначение его на должность главы рода. Однако, по указанию Творца эта должность досталась другому (по мнению Кораха – однозначно менее достойному), а именно – Элицафану, сыну Узиэеля. И с тех пор тайная обида жгла сердце этого представителя высшей интелектуально-духовной элиты, дожидаясь удобного момента для выхода наружу. У
Датана и Авирама обида была гораздо более старой (свой зуб против Моше-рабейну они заточили еще со времен Египта) и куда более явной. Эта «сладкая парочка» не пропустила практически ни одного случая, чтобы не высказать все, что они думают по поводу Б-гоизбранного лидера еврейского народа и не подстречь (почти всегда достаточно успешно) весь еврейский народ разделить их точку зрения.
Ну вот, наконец, и представился тот самый удобный момент сплотить весь еврейский народ против Моше-рабейну и тем самым прибрать власть в свои руки – народ находится на грани отчаяния после приговора о не входе в Землю Израиля. Но ведь не выйдешь к народу с призывами вроде «долой власть Моше-рабейну и передайте-ка лучше ее в наши руки!». Надо, как минимум, подвести под свои эгоистические желания солидную идеологическую почву, по совету Дейла Карнеги, составит воззвание к более благородным чувствам. А разве во
все века существовали более притягательные лозунги, чем «Свобода, Равенство и Братство», или выражаясь языком Кораха и его соратников: "Полно вам (Моше и Аарон)! Ведь вся община, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Всевышнго?"
Но величайший (без тени иронии) мудрец Корах не остановился на этом. Он вызвал своего великого кузена на интелектуальный диспут, задав Моше-рабейну серию провокационных вопросов. Например, нужно ли прикреплять голубую нить цицит к четырехугольной одежде, полностью сотканной из голубых нитей? Или, так ли необходимо прикреплять мезузу к косяку двери помещения, где и так достаточно святых книг? Получив же ответ, что «закон есть закон», Корах поднял главу евреев на смех.
Нет. Корах ни на минуту не пытался заставить евреев усомниться в ДУХЕ Б-жест-венного Закона. Он лишь открыто выступал против БУКВЫ Закона, пытаясь этим в своих корыстных целях подорвать престиж Моше-рабейну. Но в том то и дело, что иудаизм – религия действия, и без педантичного следования БУКВАМ ЗАКОНА, Тора автоматически теряет и свой ДУХ! И в этом-то корень особой опасности бунта «Корахов» всех времен и народов. Бунта, весьма плачевно заканчивающегося для всех...




Жемчужины еврейского комментария

«Взял Корах, сын Ицхара, сын Кхата, сын Леви...»

Одним из самых ранних, самых почитаемых и самых дословных комментариев к Торе является перевод Онкелоса. Его личность сама по себе заслуживает особого разговора. Сегодня же, обратите внимание – любой перевод Торы по своей сути уже является комментарием, так как в каждом слове, в каждой еврейской букве скрыты десятки пластов понимания. Итак, Онкелос перевел Тору на разговорный язык евреев своего поколения – арамейский. И слово «взял» перевел как «отделил, отколол». Он отделил, отрезал себя и своих последователей
от Моше-рабейну, чтобы смутить весь народ.
Но комментатор Ноам Элимелех добавляет, что этим действием Корах «отколол» нечто гораздо более существенное – свою связь с Источником, с правдой, с осмысленностью жизни. Так и мы, каждым своим поступком мы способны закрепить свою связь с Источником жизни, или «отколоться» от нее.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок.

Если хорошенько поискать подтверждение французского «шерше ля фам» в Торе, это стоит сделать именно в нашей недельной главе. Согласно традиции, именно жена Кораха начала подстрекать его против своего кузена и соответственно привела его к гибели, тогда как жена одного из соратников Кораха – Она бен Пелета – своим хитроумным поведением (вескими доводами и усердным добавлением спиртного) сумела помешать своему мужу участвовать в бунте, и тем самым спасла ему жизнь. Как сказано, «Мудрая жена строит свой дом, а глупая
все рушит своими же руками!»
Так будем же мудры!
По просьбе дорогих женщин мы публикует рецепты нежных и слегка экстравагантных салатов.

Салат Вальдорф
На крупной терке натрите 8 кисловатых яблок или груш, сбрызните лимонным соком. Нарежьте кубиками 5 стеблей сельдерея. Добавьте 350 г орехов пекан (или грецких) и небольшую банку консервированных нарезанных ананасов. Посолите. Заправьте майонезом, разбавленным двумя-тремя ложками ананасового сока.

Нежные баклажаны.
2 спелых баклажана нарежьте кружочками. Слегка посолите и оставьте на полчаса. Слейте темную жидкость, образовавшуюся от баклажан. Обжарьте с двух сторон на растительном масле. Готовые баклажаны положите на бумажное полотенце, чтоб удалить излишки жира. В том же масле пожарьте мелконарезанную луковицу. Порубите вместе баклажаны, лук и 2 зубчика чеснока. Соль и перец по вкусу

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Встречаются две приятельницы
-Ну, как дела, Фридочка!
- Ой, и не говори! В угоду мне мой муж бросил пить, курить, играть в карты...
- Поздравляю. Надеюсь, теперь-то ты счастлива?
- Тоже мне счастье! Теперь стоит мне открыть рот, и я вдруг обнаруживаю, что мне ему нечего сказать!

- Фимочка! Признайся честно, сколько ты весишь?
- Ну, если в очках, то 110 кг.
- Ну, а если без очков?
- Тогда я не вижу цифры!

В избранное