Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Если мы войну забудем…
- У моей жены ужасная память!
- Что, ничего не помнит?
- Хуже! Ничего не забывает!
О шести ключевых событиях жизни еврейского народа Тора заповедает нам помнить: о шабате, о выходе из Египта, о Синайском откровении, о грехе золотого тельца, об эпизоде с Мирьям, сестрой Моше-рабэйну, наказанной проказой за злословие о собственном брате и о войне с народом Амалек.
Странные заповеди - разве памяти можно что-либо приказать? Ведь память зависит от строения человеческой психики? Частично, да. Но Тора не требует от нас машинального зазубривания формул, дат и исторических фактов. На языке Торы «помнить» значит сделать частью своей сущности, себя самого.
Ну, допустим, раз в неделю мы можем вспомнить о святости субботы. С трудом, но можно прочувствовать и освобождение из рабства, получение Торы, расскаяние за грехи. Еще трудней, но все-таки возможно ощутить ответственность за каждое сказанное слово, за каждый поступок, помня о наказании Мирьям. Но к чему нам помнить какую-то войну?Да и вообще, разве мало было войн у еврейского народа, разве мало было блистательных побед?
Но в том-то и дело, что война с Амалеком не стандартная война. У этого народа не было никакой конкретной причины воевать с нами. Ни территориальные претензии, ни физическая угроза «израильского агрессора» не имели никакого отношения к амалекитянам. Тем не менее, они добровольно отправились за тысячи километров разгромить слабый, едва очнувшийся после двухсотлетнего египетского рабства, еврейский народ. Их грязной по своей природе натурой руководило лишь влечение к абсолютному злу, сопротивление малейшим росткам
добра и, следовательно, лютая ненависть к еврейской идеологии с ее гуманными принципами. Ссылаясь на случайность происходящих событий, Амалек пытался всеми силами охладить пыл остальных народов, пораженных масштабами чудес, произошедших с евреями и доказать им, что особая связь между Б-гом и народом Израиля «не более чем сказка».
И эта война продолжается по сей день. Сегодня, когда все народы смешались, мы не можем точно определить амалекитян. Но Амалек смешался не только с другими народами, поселив в них всех зерно антисемитизма. К сожалению, «моральным» принципам Амалека удалось прокрасться и в наши еврейские души и как часто наше дурное начало, наш «внутренний Амалек», охлаждает пыл чистых порывов наших душ!
Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га». И так, пользуясь слабостями каждого из нас, нашей усталостью и измученностью наш «внутренний Амалек» «подкрадывается» в наши сердца и учит нас не бояться Б-га.
И потому нам приказывает Тора: «и когда Б-г даст тебе покой от всех врагов вокруг, в земле, которую твой Б-г дает тебе в наследие сотри память Амалека из-под небес, не забудь!». До каких пор мы должны помнить о вечной борьбе с Амалеком? До тех пор, пока эта борьба, и внешняя, и внутренняя существует, пока память Амалека не стерлась в наших душах, пока идеология безбожия, характерная этому народу не перестанет быть частью нашей сущности.
А пока Тора дает нам возможность выполнить заповедь «помни, что сделал тебе Амалек при выходе из Египта…», прослушав в синагоге в эту субботу - последнюю субботу перед праздником Пурим - этот небольшой отрывок из Торы.

Недельная глава «Ваикра»

С этой недели в синагогах начинают читать третью книгу Пятикнижия (Торы) – Ваикра. В ней почти совсем отсутствует сюжетная канва. Она почти целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, ритуальной (не путать с гигиенической!) чистотой и нечистотой и других аспектов святости еврейской жизни. Первая недельная глава этой книги носит то же название – Ваикра. Она обсуждает тему различных жертвоприношений, подробно описывая пять наиболее распространенных видов жертв.
Итак, мы вступаем в обсуждение наиболее «сухих», «статичных» и во многом непонятных глав Торы. Здесь практически нет никаких пикантных историй, никаких острых сюжетных поворотов и даже законы, разбирающиеся в этих главах, по большей части далеки от нашей повседневной жизни и довольно трудны для восприятия даже религиозных евреев.
А теперь догадайтесь, с чего начинают трехлетние еврейские мальчики свое обучение Торе? С начала истории сотворения мира? Или, может быть, с ключевого момента еврейской истории - выхода евреев из Египта? В любом случае, в Торе есть достаточно богатого материала, чтобы заинтриговать и заинтересовать малолетнего ребенка. Но на самом деле по еврейскому обычаю первое знакомство евреев с Торой проходит...через книгу Ваика, как сказано «придут ритуально чистые (дети) и будут изучать книгу ритуальной чистоты».
Зачем? Почему? Потому что именно таким образом еврей с детства получает самый важный, наглядный урок: Тора – это не сказка, не сборник исторических мифов и рассказов. Тора – это жизнь. В ней, также как и в жизни, многое трудно, непонятно, почти необъяснимо. Ее многие законы совершенно не вяжутся с нашим стандартым мышлением. Но c’est la vie! Это – жизнь! Жизнь - со всеми ее сложностями и красотами! И только твердо усвоив этот принципиальный урок, еврей начинает свое более близкое знакомство с более конкретными
и гораздо более любопытными и колоритными аспектами Торы. Знакомство, длящееся всю жизнь...
А теперь, когда и мы получили этот «детский урок», давайте и мы перейдем к к вышесказанному. Один известный американский раввин однажды посетил один из престижных, еврейских, детских садов. К своему удивлению, первое, с чем он столкнулся при входе в помещение была большая, шикарная мезуза, находящаяся не на должном уровне верхней трети косяка двери, а где-то на уровне ее самой нижней трети. На вопрос раввина, воспитатели ответили, что таким образом они с детства прививают ребенку любовь к Торе, давая ему возможность
каждое утро поцеловать мезузу. Без лишних слов раввин попросил молоток, установил мезузу на положенное место и...принес детскую табуреточку. Теперь каждый ребенок сможет поцеловать мезузу, с легкостью встав на табурет. «Для того, чтобы привить ребенку любовь к Торе, нет необходимости «опускать» Тору до уровня ребенка, попутно нарушая ее заповеди. Необходимо искать пути, как поднять ребенка до уровня Торы», пояснил раввин свое поведение. Неплохо бы это запомнить и нам!



Женский уголок
Кулинарным апогеем праздника Пурим бесспорно являются так называемые «озней-Аман» (оменташи, «уши Амана»). Речь идет об особых пирожках треугольной формы с начинкой темного цвета (символизирующую темные мысли заклятого антисемита Амана, рискнувшего раз и навсегда решить «еврейский вопрос»).
Но даже в рамках самых устоявшихся и распространенных традиций иудаизм предоставляет нам свободу фантазии и, следовательно, свободу действия. Так и в случае «озней-Аман» у каждой еврейской хозяйки - свой оригинальный рецепт этого лакомства. Одни готовят его на дрожжевой основе, другие используют песочное тесто. Начинкой могут служить мак, финики, чернослив.
Мы хотим поделиться с вами необычным рецептом молочных «озней-Аман». Они достаточно легки в приготовлении и необычайно приятны на вкус. Но, пожалуй, их единственный недостаток - невозможность подать их на десерт после мясной трапезы. Зато вы можете удивить своих друзей и знакомых, положив эти оменташи в «мишлоах-манот» (предварительно предупредив о их молочном содержимом).

Озней-Аман из творожного теста
Просейте 2 стакана муки с двумя чайными ложками разрыхлителя. Добавьте 200 грам сливочного масла (или маргарина) и маленькую банку (250 г) жирного (девятипроцентного) творога. Тщательно смешайте все ингредиенты, добавьте чайную ложку лимонного сока и натертую цедру небольшого лимона и снова все перемешайте. Втечение получаса охладите тесто в холодильнике. (желательно обернуть в полиэтилен, чтобы тесто не впитало запахи лежащих в холодильнике продуктов). Раскатайте тесто в тонкий лист и разделите на кружочки
с диаметром стакана. В центр каждого кружочка поместите начинку, поднимите края и защепите их так, чтобы получились треугольники. Положите «озней-Аман» на слегка смазаный противень. Печь около получаса при температуре 180 градусов.

Начинка из чернослива.
Разварите 300 г чернослива. Протрите через сито, добавьте немного белого вина, 100 г рубленных орехов, сахара, корицы и гвоздики по вкусу.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Доктор, мне сказали, что только Вы мне сможете помочь. Моя
фамилия Кацман
- Ну, знаете, медицина здесь бессильна...


«Сердечное» пожелание: Шоб ви так жили, как прибедняетесь!

В избранное